СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного урока в 7 классе (математика и физика)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока  в 7 классе по теме "Решение физических задач с помощью линейных уравнений". Разработан алгоритм решения задач двумя способами.

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока в 7 классе (математика и физика)»















Интегрированный урок

по физике и математике в 7б классе

по теме

«Решение физических задач

с помощью линейных уравнений»














Учителя:

Боднар Е.И. – учитель математики;

Емельянова И.В. – учитель физики


























г.Якутск 2017

Тема урока: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений»


Цели:

  • формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира;

  • формирование умений применять математические модели к решению задач по физике;

  • обобщение и систематизация материала, полученного на уроках математики и физики, связанного с использование математических методов для решения задач физического содержания.


Задачи:

образовательная:

- повторить взаимосвязь таких физических величин как скорость, время, путь;

- повторить единицы измерения этих величин (основные и производные);

- закрепить навык решения физических задач с данными величинами;

- научить решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;

развивающая:

- развитие интеллектуальных умений (обобщение, сравнение, анализ);

- развитие познавательного интереса к предметам;

- развитие психических процессов (развитие внимания, памяти, речи);

воспитательная:

- сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью; через показ значимости математики как метода (языка) научного познания;

- развитие коммуникативных умений (слушать других; проверить и помочь (работа парах) организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы)).


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация имеющихся знаний.

  3. Решение задач.

  4. Домашнее задание

  5. Подведение итогов, рефлексия.





Ход урока:

  1. Организационный момент. (Боднар Е.И.)

  • Слеп физик без математики. (М.В. Ломоносов)


  1. Актуализация имеющихся знаний.

- У всех на столе есть технологическая карта, которую вы сдадите в конце урока. Подпишем ее, запишем дату сегодняшнего урока, фамилия, имя и класс.

- И для того чтобы приступить к нашему уроку вспомним с вами ранее изученный материал.


Задание 1. Допиши определение. (Емельянова И.В.)

  1. Длина траектории по которой двигалось тело в течение какого-то промежутка времени, называется … (путь)

  2. Равенство, в котором неизвестное обозначается буквой, называется … (уравнение)

  3. Отношение перемещения к промежутку времени – это … (скорость)

  4. Физическая величина, основной единицей которой является секунда – это …(время)

  5. Решить уравнение это значит - найти его … (корни)

  6. Процесс изменения положения тела относительно какого-либо другого тела, выбранного за тело отсчёта, с течением времени называется (механическим движением)

  7. Уравнение вида ax=b , где x – переменная, a и b – любые числа называетсяуравнением с одной переменной. (линейным)


Заполняем оценочный лист. Все верно – 5 баллов, 2 ошибки – 4 балла, 3-4 ошибок – 3 балла.


Задание 2. Алгоритм решения линейного уравнения: (Боднар Е.И.)

  1. Раскрыть скобки

  2. Подчеркнуть неизвестные

  3. Перенести из одной части в другую с заменой знаков

  4. Решить линейное уравнение

  5. Записать ответ


Задание 3. Устный счет: (Боднар Е.И.)

6х+18=0 2х+5=0 2х-7=6 2х+6=8 3х-8=-х


Задание 4. Найти соответствие. Необходимо соединить стрелочками физическую величину с ее единицей измерения. (Емельянова И.В.)


Таблица 1. Найди соответствие.

υ

мин

км/ч

t

м

м/с

S

с

км

Векторная величина

t

Cкалярная величина

v



Ответ.

υ

мин

км/ч

t

м

м/с

S

с

км

Векторная величина


t

Cкалярная величина


v


- Заполняем оценочный лист. Все верно – 5 баллов, 2-3 ошибки – 4 балла, 4-5 ошибок – 3 балла, нет верных ответов – 2 балла.


  1. Решение задач. (Боднар Е.И.)


- Приступим к решению задач. Сегодня мы будем решать с Вами задачи с физической точки зрения и с математической. И в итоге составим алгоритм решения физических задач с помощью линейных уравнений.


-Для этого вспомним формулы для нахождения скорости, времени и расстояния.

 


Задача 1.

- Итак, представим себе следующую ситуацию. (Боднар Е.И.)

Ученик читает условие задачи:

Мимо железнодорожной будки прошел электровоз со скоростью 72 км/ч. Через 15 мин по шоссе, параллельному железной дороге, в том же направлении прошла автомашина "Волга" со скоростью 90км/ч. Через сколько времени "Волга" нагонит электровоз?


Математический способ решения

- Для решения данной задачи нам понадобится.


υ

t

S, км

электровоз





автомашина





- Какая физическая величина известна? (скорость)

Чтобы найти взаимосвязь t и S, проследите еще раз за ситуацией. (Учитель показывает на схеме одинаковый (равный) путь, который проехали электровоз и автомашина.

- Какой путь S, проехали? (одинаковый)

- Что можно сказать о времени t?

- Как можно выразить 15 мин в часах?

(Учитель на доске)

- Какое время возьмем за х? (наименьшее – время движения автомобиля)

- Тогда какое время был в пути электровоз? (на 0,25 ч больше, т.е. х+0,25 ч)

- Запишем это в таблицу.



υ

t

S

электровоз

72 км/ч

х+0,25 ч

S1, км

S1= S2

автомашина

90 км/ч

х ч

S2, км

Пусть х (ч)- время автомашины

90х = 72(х+0.25)

90х -72х = 18

18х = 18

х = 18/18

х = 1 час

Ответ: 1час


Физический способ решения (Емельянова И.В.)


Дано:

υ1=72 км/ч

υ2 =90 км/ч

t1= t2+15мин

S1=S2

СИ:

20м/с

25м/с

t2+900

Решение:

S= υ t

S1= υ1 t1 S2= υ2 t2

S1= S2

υ1 t1 = υ2 t2

υ1(t2+900)= υ2 t2

υ1t2+ 900υ1- υ2 t2=0

20м/с×t2 +900×20м/с -25м/с× t2=0

-5м/с×t2=-18000м/с

t2=360


Ответ: t2=3600с


t2 -?




Проверка и сравнение ответов:




- Теперь будем решать задачи самостоятельно.


Задача 2. Задачу у доски решают два ученика математическим и физическим способами. Остальные учащиеся решают в тетради любым способом.


Пассажирский поезд за 2часа прошел такое же расстояние, какое товарный за 3 часа. Найдите скорость пассажирского поезда, если известно, что скорость товарного на 18 км/ч меньше.


Математический способ решения

Таблица 2


υ, км/ч

t, ч

S, км

I




II





Решение:


υ

t

S

Пассажирский поезд

х

2 ч

S1

S1= S2


Товарный поезд

х-18км/ч

3 ч

S2

Составляем уравнение

3(х-18) =2х

3х-2х-54=0

х = 54км/ч

Ответ: Скорость пассажирского поезда 54км/ч

Физический способ решения.


Дано:

t1=2ч

t2=3ч

S1=S2

υ1

υ2 = υ1-18км/ч

СИ:

7200с

10800с



υ1-5м/с

Решение:

S= υ t

S1= υ1 t1 S2= υ2 t2

S1= S2

υ1 t1 = υ2 t2

υ1 t1 =(υ1-5м/с) t2

υ1 t1- υ1 t2+5м/с t2=0

7200υ1-10800 υ1= -5м/с×10800с


Ответ: υ1=15м/с


υ1 -?




  1. Домашнее задание (Боднар Е.И.)

Задача 1. От станции А первый поезд находится на расстоянии 70,5 км, а второй поезд – на расстоянии 56,75 км. Первый поезд едет со скоростью 57 км/ч, а второй – со скоростью 62,5 км/ч. Через сколько часов оба поезда будут на одинаковом расстоянии от станции А.

Задача 2. Составьте по уравнению 7,8х = 9,3(х-10) условие задачи и решите ее.

V. Подведение итогов, рефлексия. (Емельянова И.В.)

Поднимите руки кто решил задачу математическим способом…., а кто решил физическим способом. Почему вы выбрали этот способ.


Сегодня мы с вами решали физические задачи с помощью уравнения. Давайте сейчас с Вами составим алгоритм решения подобных задач.

Алгоритм решения задачи:


Сегодня на уроке мы с вами определили какая взаимосвязь существует между такими физическими величинами как скорость, время, путь; повторили единицы измерения этих величин (основные и производные); закрепили навык решения физических задач с данными величинами; научились решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;

По окончании урока школьники оценивают свое эмоциональное состояние по Шкале настроения. Им предлагается выбрать смайлики:

У меня плохое настроение Я равнодушен ко всему У меня хорошее настроение