СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Эпитет", 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Эпитет", 6 класс»

Тема. Эпитет

Цель: познакомить учащихся с эпитетом как средством выразительности речи ; формировать умение пользоваться ими и находить в предложенных текстах. 

Задачи:

Образовательные: изучить понятие «эпитет»;

Развивающие: прививать интерес к литературе через изучение и анализ  текстов классической литературы;

развивать умения учащихся работать в группах;

развивать творческие способности учащихся при создании своих текстов, анализировать, сравнивать и оценивать свои работы и работы одноклассников.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к языку.

Оборудование: учебник, распечатка текстов, интерактивная доска.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания (фронтальная проверка тетрадей).

3. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности.

Тема нашего урока очень тесно связана с уроками литературы. Ведь речь пойдёт об эпитетах.

4.Объяснени нового материала.

1). Вступительное слово учителя.

В своей повседневной речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном значении: кружится голова, горячее сердце, встаёт солнце, пришла весна, горящие глаза, тяжёлый характер, тонкий голос.

На основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения,  эпитеты.

Их ещё называют изобразительно-выразительными средствами языка.

Соотнесите художественные средства и примеры переносного употребления речи: костёр рябины красной, запела капель, холодный взгляд.

Вспомним, что такое эпитет.

Эпитет — это художественное определение предмета или явления (яркое, образное определение предмета). В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему( слайд).





В русских народных сказках и былинах при определённых существительных встречаются эпитеты:  красна девица, добрый молодец, шелкова трава, сыра земля, богатырь святорусский, конь ретивый,  речка быстрая, поле чистое, синее море.

Такие эпитеты называются  постоянными (слайд).



2). Работа с учебником. П.22, стр.60. Выполнение упр.127.


5.Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


6. Закрепление нового материала.

1).Практическая работа (устно).

Познакомимся подробнее со средством художественной изобразительности —

 с эпитетом - на примере стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

Прочитаем сначала без прилагательных. Чего здесь не хватает, полная ли картина предстала перед нами?

Попробуйте сами вставить прилагательные, вспомните стихотворение.

Сквозь туманы

Пробирается луна,

На поляны

Льёт свет она.

По дороге ,

Тройка бежит,

Колокольчик

… гремит.

Примечание.* Иногда эпитет может быть выражен наречием, поясняющим действие предмета.

2). Пояснение учителя.

Вы заметили, как благодаря прилагательным мы наглядно увидели картину и прониклись грустным чувством? Ведь поляны — печальные, дорога зимняя, скучная, тройка борзая, колокольчик однозвучный. Тому же служат и наречия: луна светит печально, колокольчик гремит утомительно. Все эти слова эпитеты. Так называются слова, помогающие увидеть свойства, признаки предмета или действия.

- Какие слова-эпитеты употреблены А. С. Пушкиным в прямом значении, а какие — в переносном? (Дорога зимняя, то есть зимнее время года, тройка борзая, то есть быстрая, резвая, колокольчик однозвучный, то есть издающий один и  тот же звук. Все эти слова употреблены в прямом значении. А вот печальные поляны и луна льёт свет печально, дорога скучная, то есть вызывает скуку — слова в переносном значении, эти слова обозначают состояние человека, а здесь они перенесены на неодушевлённые предметы).

-Вы спросите: а почему мы не обратили внимание на прилагательное  волнистые? Да потому, что вместе со словом туманы оно обозначает совсем другой предмет — тучи, волнами движущиеся по небу. Сквозь них пробирается луна. Слова волнистые туманы — это как бы загадка, которую надо разгадать. Такое изобразительное средство называется метафорой, мы о ней будем говорить позже.


3).Тренировочные упражнения.


    № 1. Из данных прилагательных выберите такие, которые могут быть эпитетами к  слову лес. Запиши их в тетрадь.

Багряныйбезмолвный, берёзовый, ближний, весёлыйволшебный, дубовый, заволжский, изумрудный, кедровый, лиственный, мохнатыйсеребристый, смешанный, соседний, угрюмый.

Примечание.*Есть очень интересный словарь. Его составители -- учёные-лингвисты  Кирилл Сергеевич Горбачевич и Евгений Петрович Хабло, а называется он так: «Словарь эпитетов русского литературного языка». Знаете, сколько эпитетов в нём? Только к слову к слову «лес» - 238!

 №2.Спишите предложения. Подчеркните в них эпитеты  к слову лес.

1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин

2.Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

3. В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит.

 (И. Никитин)            

Постарайтесь объяснить ( устно), почему в первом предложении эпитет к слову лес прозрачный, а в третьем — сонный.

3. Подберите к слову «река» эпитеты, характеризующие её по величине, состоянию поверхности, по цвету, по глубине. Запиши их в тетрадь.


7.Домашнее задание. (Распечатка).

 Подберите эпитеты к слову звон в следующих контекстах:

1) ... звон жаворонка;

2) ... звон бьющихся льдинок;

З) ... звон бьющихся сосулек;

4) ... звон бубенцов;

5) ... звон часов;

б) ... звон разбитого стекла;

7) ... звон стеклянной посуды.

Слова для выбора: высокий, жалобный, дребезжащий. лёгкий, мерный, раздольный, серебристый, стеклянный. хрустальный.


8. Рефлексия. Поляна успеха.

Прикрепите листочки на нашу чудо полянку, придумайте к ним эпитеты. 

Зеленый листочек. На уроке мне было комфортно.

  1. Урок для меня был интересным.

  2. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

  3. На уроке я был активен.

  4. Все мои ответы были удачными.

  5. В тетради я не сделал ошибок (допустил 1-2 ошибки).

Оранжевый листочек. Я удовлетворен уроком, но у меня не все получалось.

  1. Урок для меня был интересным.

  2. Я понимал не все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

  3. На уроке я был недостаточно активен.

  4. Не все мои ответы были удачными.