СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие быстроты у школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Является методическим пособием при развитие быстроты

Просмотр содержимого документа
«Развитие быстроты у школьников»

Основы методики развития быстроты

Общая характеристика быстроты. В процессе двигательной деятельности, как бытовой, так и профессиональной, современный человек постоянно сталкивается с необходимостью быстро и адекватно реагировать на ожидаемые раздражители или внезапно возникающие. Быстрота реагирований и двигательных действий есть одной из главных предпосылок успеха в соревновательной деятельности в большинстве видов спорта.

Для обозначения скоростных возможностей человека с давних времен применяют термин "быстрота". Быстрота — это комплексное двигательное качество. Относительно элементарными видами ее проявления есть быстрота двигательных реакций, быстрота выполнения одиночного неотягощенного движения (рукой, ногой, головой или туловищем) и частота неотягощенных движений.

Быстрота двигательных реакций. Двигательной реакцией условно принято называть процесс, начинающийся с восприятия информации, которая побуждает к действию (заранее обусловленный сигнал или ситуация, которая имеет сигнальное значение), и заканчивающийся с началом движения-ответа.

Схематично двигательная реакция состоит из пяти компонентов:

1. Восприятие раздражителя рецепторами;

2. Передача возбуждения от рецепторов к ЦНС;

3. "Осознание" полученного сигнала в ЦНС и формирование сигнала-ответа;

4. Передача сигнала-ответа к мышцам;

5. Возбуждение мышц и ответ определенным движением.

Практически временем двигательной реакции есть время скрытого периода, то есть время от начала восприятия раздражителя до начала ответа на него (так называемое латентное время).

Поскольку может быть один или несколько раздражителей, одновременных или последовательных, то и реакции будут разные. Различают простые и сложные реакции.

Простая двигательная реакция человека - это его способность по возможности быстрее отвечать заранее обусловленным двигательным действием на стандартный, заранее обусловленный сигнал

Например, как можно быстрее начать бег в ответ на выстрел стартера. Чем меньше времени пройдет от момента выстрела до момента начала движения, тем выше уровень быстроты простой реакции. Латентное время простой реакции у нетренированных людей составляет 0,2—0,3 с. У хорошо тренированных спортсменов он колеблется в границах 0,1—0,2 с. (Л. Волков, 2002; и др.). Пример Головихин в ЦСКА у Третьяка 0.1

Латентное время простой двигательной реакции обусловлено преимущественно генотипом и мало поддается развитию в процессе тренировки. В многочисленных работах В.С. Келлера показано, что вследствие тренировки улучшается не столько максимальная быстрота простого реагирования, сколько стабильность реагирования с близкой к индивидуальному максимуму быстротой. То есть, хорошо тренированные люди в повторных попытках чаще реагируют с предельной и околопредельной для себя быстротой.

В простых реакциях наблюдается большой перенос быстроты. Люди, которые быстрее реагируют в простых ситуациях, как правило, быстрее реагируют и в сложных. Тренировка в развитии быстроты простой реакции практически не влияет на развитие быстроты движений.

В двигательной деятельности человека в быту, на производстве и в особенности в спортивных играх большое значение имеют сложные реакции. Ориентирование человека при выполнении двигательных действий осуществляется с помощью комплексной деятельности анализаторов (зрительного, слухового и др.).

Если учесть, что в процессе двигательной деятельности постоянно возникает дефицит времени и пространства, то можно представить, какое значение для ее успешности приобретает способность человека верно и своевременно реагировать на окружающие раздражители.

Быстрота сложных реагирований на окружающие раздражители зависит от оперативности оценки ситуации, выбора оптимального двигательного решения скорости его реализации. У нетренированных людей латентное время сложных реакций составляет 0,3-1,0 с. С ростом трениро­ванности сокращается время восприятия и переработки информации, значительно улучшается быстрота сложных реакций.

В экстремальных условиях двигательной деятельности чаще всего встречаются реакции на движущийся объект и реакции выбора адекватного двигательного действия на определенные раздражители.

Реакция человека на движущийся объект - это его способность по возможности быстрее и точнее реагировать на нестандартные перемещения определенного объекта (объектов) в условиях дефицита времени и пространства

В основе реагирования на движущийся объект лежит умение постоянно удерживать его в поле зрения, определять пространственные и временные параметры перемещения объекта и оперативно подбирать адекватные движения-ответы.

Реакция выбора - это способность человека по возможности быстрее осуществлять выбор адекватного ответа на разнообразные раздражители в условиях дефицита времени и пространства

Сложность реакции выбора обусловливается практически безграничным разнообразием возможного изменения обстоятельств. В ряде случаев большую роль в сокращении времени на реагирование играет фактор предвидения ситуации (антиципация). Например, опытный вратарь (футбол) может спрогнозировать направление удара по воротам по достаточно выраженным прост­ранственно-временным характеристикам движений в фазе подготовки к удару или броску (определенная поза, изменение тонуса мышц, специфические движения отдельными частями тела и т.п.) и заранее принять верное решение.

Быстрота одиночных движений. Простые, неотягощенные движения, типа прямых одиночных ударов в боксе, и т.п., требуют максимального проявления быстроты. Координация таких движений относительно простая и мало влияет на скорость их выполнения.

Частота (темп) неотягощенных движений исключительно важна в циклических движениях спринтерского характера. Каждое движение такого типа представляет собой упорядоченное чередование напряжения и расслабления одних групп мышц (синергистов) с одновременным расслаблением и напряжением других (антагонистов).

Следует подчеркнуть, что способность набирать скорость в стартовом разгоне и способность передвигаться с большой скоростью относительно независимы друг от друга. Собственно, все виды скоростных качеств человека довольно специфические. Элементарные виды быстроты относительно слабо между собою взаимосвязаны. Так, у одного и того же человека может быть высокий уровень простого реагирования и низкий — сложного реагирования и наоборот. Может быть также высокая быстрота одиночных движений и относительно низкая частота движений.

Ограничен и перенос быстроты с одного упражнения на другое. Он возможен лишь при сходстве их структуры (кинематической, динамической, ритмической).

Факторы, обусловливающие проявление быстроты. Основными предпосылками высокого проявления быстроты являются: структура мышц, внутримышечная и межмышечная координация подвижность нервных процессов, проявляющаяся в совершенстве протекания процессов возбуждения и торможения в разных отделах нервной системы, и уровень нервно-мышечной координации

Уровень развития скоростной и взрывной силы. Скорость в целостных движениях зависит не только от уровня развития собственно быстроты, а и от других факторов. Например, скорость бега зависит от частоты и длины шагов. Длина шагов, в свою очередь, зависит от длины ног, силы и ско­рости отталкивания и амплитуды движений нижних конечностей. Поэтому методика развития быстроты должна органически включать в себя и развитие скоростно-силовых качеств. Высокий уровень взрывной силы содействует улучшению способности к быстрому началу движений, возрастанию скорости в стартовом разгоне.

Уровень развития гибкости. Эластичность мышц и связок и рациональная межмышечная координация являются необходимой предпосылкой выполнения движений с большой амплитудой и меньшими затратами энергии. При недостаточном развитии гибкости и межмышечной координации не может быть достигнута необходимая амплитуда движений. Поэтому упражнения на растягивание и расслабление мышц, а также упражнения по совершенствованию межмышечной координации в конкретном движении должны быть органической составной частью тренировки, которая направлена на развитие быстроты.

Концентрация волевых усилий. При выполнении скоростных упражнений на человека не влияет непосредственно какой-нибудь посторонний раздражитель, как, например, при поднимании тяжелой штанги (сопротивление массы штанги) или в прыжках в высоту (планка). Поэтому необходимо создавать у людей установку на сознательную концентрацию волевых усилий при выполнении скоростного упражнения с максимальной интенсивностью. Наряду с этим целесообразно создавать специальные внешние раздражители, которые стимулируют максимальные волевые напряжения. Например, бег с гандикапом, эстафетный бег и т.п. Для повышения эмоционального фона тренировок и мобилизации волевых усилий целесообразно широко применять игровой и соревновательный методы упражнения.

Возрастная динамика естественного развития быстроты. Быстрота во всех ее проявлениях прогрессирует на протяжении жизни значительно меньше и раньше подвергается возрастным инволюционным изменениям, чем другие двигательные качества, даже при условии ее специального развития. Прогрессивное естественное развитие быстроты наблюдается до 14-15 лет у девушек и до 15—16 лет у юношей. В дальнейшем скорость целостных движений у девушек даже ухудшается, а у юношей очень медленно возрастает до 17—18 лет и потом стабилизируется. Таким образом, с окончанием пубертатного периода практически прекращается и дальнейшее биологическое развитие быстроты. Это не означает, что после 15—16 лет невозможно добиться существенного улучшения быстроты за счет специализированной тренировки. Но индивидуальные достижения будут значительно выше, если начать целенаправленное развитие быстроты в период активного ее биологического развития.

Возрастной период от 7-8 до 11-12 лет наиболее благоприятный для избирательного развития быстроты двигательных реакций и частоты движений. В дальнейшем темпы биологического развития быстроты реагирований и частоты движений замедляются.

В 13—14-летнем возрасте показатели этих видов быстроты приближаются к величинам, характерным для взрослых людей. Возрастной период от 7—8 до 11—12 лет отмечается и наивысшими онтогенезе темпами развития координационных качеств. Поэтому именно в этом возрасте необходимо акцентировать внимание на совершенствовании межмышечной координации в скоростных движениях.

В возрасте от 11-12 до 14-15 лет у девушек и до 15-16 лет у юношей наблюдаются высокие темпы прироста скорости целостных движений максимальная скорость одиночного движения. Поэтому именно в этот период целесообразно комплексно развивать собственно скоростные и скоростно-силовые качества.

В заключение необходимо подчеркнуть, что указанные возрастные периоды касаются не паспортного, а биологического возраста человека.

Средства развития быстроты. Общим требованием относительно упражнений по развитию быстроты является возможность их выполнения с околопредельной и предельной скоростью. Поэтому эти упражнения должны быть относительно простыми по координации работы нервно-мышечного аппарата. Вместе с тем, прежде чем выполнять их с околопредельной и предельной скоростью, необходимо уделить внимание совершенствованию координации работы мышц (межмышечная координация) на умеренных и субмаксимальних скоростях. Для избирательного развития быстроты двигательных реакций следует применять упражнения в срочном повторном реагировании на раздражители в условиях, которые моделируют реальную двигательную деятельность. Для комплексного развития двигательных реакций в сочетании с 1ругими видами быстроты наиболее эффективны подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам и на меньших, относительно стандартных, площадках.

Хороший эффект дает также выполнение циклических упражнений с резким изменением по команде темпа, направления, вида движения и т.п.

Для развития быстроты ациклических одиночных движений применяются именно те упражнения, в которых необходимо улучшить быстроту, и подобные им по координации работы нервно-мышечного аппарата. Выполнять их следует с вариативной скоростью (большой, околопредельной, предельной) и в вариативных условиях (стандартных, облегченных, усложненных). Облегчение или усложнение условий (уменьшение или увеличение внешнего сопротивления) не должно приводить к нарушениям структуры движений основного упражнения. Усложнять условия выполнения упражнений целесообразно лишь в работе с физически хорошо подготовленными людьми.

На развитие быстроты в ациклических движениях положительно влияет развитие взрывной силы с помощью упражнений, которые подобны ос­новным по координации работы нервно-мышечного аппарата.

Методика развития быстроты простых реакций.

  1. Реагирование выполнять с максимально возможной быстротой.

  2. Концентрировать внимание на быстром начале движения-ответа (моторный компонент реагирования), а не на восприятии сигнального раздражителя. Это дает возможность сократить латентный период реагирования.

  3. После подготовительной команды целесообразно немного напрячь мышцы, которые несут основную нагрузку в движении-ответе. Повышение их тонуса оказывает содействие улучшению оперативной готовности к началу движения.

  4. Количество реагирований в одной серии должно быть таким, чтобы в очередных попытках не было тенденции к увеличению времени реагирования. В среднем это составляет от 4—6 до 15-20 повторений.

  5. Количество серий реагирований зависит от состояния тренированности конкретного человека, сложности и энергоемкости моторного компо­нента (движения-ответа) и составляет в среднем 3—6.

  6. Интервал отдыха между сериями длится в среднем 2—3 мин. Наряду с этим целесообразно ориентироваться на субъективные ощущения готов­ности к следующей серии реагирований.

  7. Характер отдыха между сериями — активный (упражнения на расслабление и умеренное растягивание мышц, которые несут основную нагрузку в движении-ответе).

  8. Выполнять реагирования из разных исходных положений.

  9. Вариативно изменять продолжительность пауз между подготовительной и исполнительной командами в границах от 1 до 2—3 с (Петровский, 1978 и др.). Оптимальная продолжительность паузы между указанными ко­мандами составляет 1,5 с.

  10. Изменять характер сигнального раздражителя (зрительный, слуховой, тактильный).

  11. Изменять силу сигнального раздражителя (А.Тер-Ованесян, 1978 и др.). Применение этого методического приема улучшает быстроту реагирований на 5,5-11,6 % (Верхошанский, 1988).

  12. Предоставлять спортсменам срочную информацию относительно фактического времени реагирования. Сопоставление индивидуальных ощущений более и менее удачных реагирований содействует развитию быстроты.

  13. Выполнять упражнения по развитию быстроты реагирований необ­ходимо в состоянии оптимальной оперативной работоспособности, то есть непосредственно после качественной разминки.

Для физически хорошо подготовленных людей значительный тренировочный эффект дает повторное реагирование на слуховой, зрительный или тактильный раздражитель с преодолением дополнительного внешнего со­противления (30—40 % максимальной силы в конкретном движении). Серия состоит из 4—6 реагирований, в тренировочном задании — 2-3 серии через 4-6 мин комбинированного отдыха (Верхошанский, 1988). Скорость простых реагирований, также положительно связана со способностью человека различать микроинтервалы времени (десятые доли секунды и даже меньшие отрезки времени) и выполнять двигательные действия за обусловленное время.

Методика развития быстроты сложных реакций.


Предпосылкой развития быстроты сложных реакций есть овладение широким кругом двигатель­ных умений и навыков (моторные компоненты), с которыми связаны эти реакции. А это означает, что развитие быстроты сложных реакций обеспечивается, прежде всего, путем обучения вариативным двигательным навыкам. Специфическими же средствами развития быстроты сложных двига­тельных реакций служат упражнения в повторном реагировании с постепенным усложнением условий.

Из общего времени реакции на движущийся объект (0,25—1,00 с) свыше 80 % приходится на зрительное восприятие, то есть на возбуждение в зрительном анализаторе и передачу импульсов к центральной нервной системе, и лишь 0,05 с — на формирование обратного сигнала.

Поэтому на начальных этапах развития реакции на движущийся объект (РДО) основное внимание следует сосредоточивать на сокращении времени распознавания и фиксации в поле зрения объекта реагирования (мяч, шайба, партнер, соперник и т.п.). Например, выполнение игровых упражнений с мячом с установкой на постоянную его фиксацию в поле зрения. Эту способность не­обходимо формировать в процессе овладения техникой и тактикой конкретного вида спорта, или овладения определенными профессиональ­ными навыками. За счет сокращения начальной фазы реагирования (распознавание сигнала-раздражителя) время РДО будет словно бы автоматически уменьшаться.

В дальнейшем развитии быстроты РДО акцент переносится на совершенствование пространственных и временных ощущений относительно возможных перемещений объекта в условиях дефицита пространства и вре­мени. При этом следует руководствоваться следующими положениями.

  1. Изменять скорость движения объекта от умеренной до максимальной.

  2. Уменьшать расстояние от реагирующего к объекту, который двигается. Чем дальше (в разумных пределах) находится движущийся объект, тем легче на него среагировать, поскольку у человека будет больше времени на оценку направления и скорости движения объекта и принятие верного решения относительно движения-ответа. Например, футбольному вратарю намного легче верно среагировать на удар с 25-30 м, чем с 10-15 м.

  3. Изменять величину движущегося объекта. На меньший объект сложнее реагировать, чем на больший. Например, в тренировке футболистов применяют гандбольный мяч.

  4. Реагировать на объект, появляющийся неожиданно. Этого можно достичь частичным ограничением поля зрения или препятствиями, которые создаются партнерами в условиях реального выполнения упражнения. На­пример, в хоккее — бросок по воротам "из-под защитника", в футболе - удар через себя из положения спиной к воротам и т.п.

На третьем этапе развития быстроты РДО осуществляют комплексное усложнение условий относительно возможности, верно, воспринимать и оценивать параметры перемещений объекта. При этом следует руководствоваться следующими методическими положениями.

  1. Выполнять упражнения с партнерами в условиях вариативного перемещения объекта (изменение скорости и расстояния). Например, передачи мяча с изменением их скорости на стандартные расстояния; передачи мяча с изменением расстояния при относительно стандартной скорости; передачи мяча с одновременным изменением скорости и расстояния.

  2. Выполнять групповые упражнения с высокой скоростью, в высоком темпе и в условиях ограниченного пространства (меньшая площадка, большее количество участников и т.п.). Например, резкие передачи мяча в одно касание на маленькой площадке.

3. Выполнять групповые упражнения с несколькими мячами или жонглировать несколькими предметами одновременно.

При развитии быстроты реакций выбора руководствуются педагогическим принципом "от простого к сложному", т.е. идут путем постепенного увеличения числа возможных изменений обстоятельств и увеличения дефицита времени на принятие решения и выполнение действия-ответа. Например, от альтернативы атаковать или защищаться конкретным техническим приемом атаки или защиты — к выбору наиболее адекватного для определенной ситуации технического приема атаки, защиты или контратаки. По­степенно также увеличивается скорость выполнения технико-тактических действий от медленной до оптимальной.

Второе направление в развитии быстроты реакций выбора состоит в формировании у человека способности к предугадыванию двигательных действий другого человека.


Упражнения по развитию быстроты сложных реагирований целесообразно выполнять в начале основной части конкретного занятия, когда организм находится в состоянии высокой оперативной работоспособности. При ухудшении времени или неадекватности реагирований необходимо сделать перерыв для отдыха или совсем прекратить выполнение упражнений.


Методические рекомендации по предупреждению "скоростного барьера" и его устранению. Одна из существенных проблем построения тренировочного процесса по развитию быстроты обусловлена внутренними противоречиями тренировочного эффекта скоростных упражнений. Для получения тренировочного эффекта при развитии быстроты необходимо многократно повторять движения преимущественно с околопредельной и предельной скоростью. Но функциональные возможности нервно-мышечного аппарата, от которых зависит скорость движений, возрастают значительно медленнее, чем происходит стабилизация параметров техники движений (временных, силовых, ритмических).

Вследствие многократного повторения конкретного упражнения в относительно стандартных условиях (скорость движения, частота движений и их амплитуда, величина внешнего сопротивления и т.п.) формируется сначала динамический стереотип соответствующего движения, который в даль­нейшем переходит в косный стереотип. При этом попытка увеличить объем скоростных тренировочных нагрузок в обычных условиях не только не приводит к возрастанию быстроты, а наоборот, способствует еще большей стабилизации параметров техники двигательного действия и, как следствие, быстроты его выполнения. Указанный парадокс тренировочного эффекта Озолин назвал "скоростным барьером".

Он чаще возникает в тренировке спортсменов, которые специализируются в циклических спринтерских дисциплинах, но угроза его возникновения существует и в процессе развития быстроты в ациклических движениях. Основной причиной возникновения скоростного барьера является однообразие средств и методов упражнения и условий, в которых они выполняются.

Для предупреждения появления скоростного барьера применяют разные методические подходы в соответствии с уровнем развития быстроты и стажа занятий конкретного человека.

В занятиях с начинающими целесообразна возможно более поздняя узкая спортивная специализация в конкретном виде скоростных упражнений. Развитие быстроты в течение нескольких лет следует осуществлять преимущественно за счет разносторонней физической подготовки.

Учитывая довольно существенный положительный перенос физических качеств у детей, подростков, физически слабо подготовленных юношей, на начальных этапах тренировки необходимо гармонично развивать все физические качества. Вместе с тем для развития собственно быстроты следует применять разнообразные физические упражнения. При этом не следует спешить с выполнением упражнений с максимальной скоростью. На начальных этапах достаточный тренировочный эффект дает выполнение упражнений с интенсивностью 70-90 % индивидуального максимума. Это позволяет значительно улучшить межмышечную координацию и снизить риск возникновения скоростного барьера. Положительный эффект дает также применение игрового и соревновательного методов упражнения.

Для предупреждения возникновения скоростного барьера в тренировке хорошо физически подготовленных людей и квалифицированных спортсменов следует систематически сочетать выполнение упражнений с околопредельной и предельной скоростью в относительно стандартных и вариативных условиях.

Для устранения скоростного барьера применяют преимущественно два методических приема: разрушение и угасание скоростного барьера.

1. Разрушение скоростного барьера — это искусственно созданные условия, при которых человек вынужден выполнять упражнение с большей, чем в обычных условиях, скоростью. В циклических локомоциях можно применять буксировочные устройства, тредбаны и т.п.

На разрушение скоростного барьера положительно влияет также вариативное выполнение скоростных упражнений в облегченных и обычных, усложненных и обычных условиях. Следует подчеркнуть, что и облегчение и усложнение должно быть таким, чтобы не приводило к искажению основ техники выполнения упражнения в обычных условиях.

2. Угасание скоростного барьера. Его сущность состоит в том, что если какое-то скоростное упражнение продолжительное время (несколько месяцев) не выполнять, то происходит угасание (забывание) параметров его динамического стереотипа. Скорость их угасания разная. Так, временные, темповые, пространственно-временные и силовые параметры движения угасают быстрее, чем пространственные. Если в течение длительного времени не выполнять упражнение, в котором возник скоростной барьер, а скоростно-силовые качества развивать с помощью других упражнений, то вследствие возрастания скоростно-силового потенциала станет возможным возрастание скорости и в основном упражнении. Приступать к выполнению основного упражнения следует только после того, как будет достигнуто су­щественное повышение скоростно-силовых качеств.



Спортивные игры.

Действия игроков в спортивных играх отличаются большим разнообразием, сложностью и изобретательностью. Они требуют высокого физического и психического напряжения, обусловленного необходимостью превзойти соперника, со своей стороны прилагающего все силы, чтобы добиться превосходства. Каждое действие участника игры определяется внешними и внутренними условиями спортивного поединка. Поэтому успех соревнования в первую очередь зависит от адекватности отражения ситуации в сознании игрока и его способности выбрать и осуществить наиболее рациональное решение (с учетом внешних и внутренних причин). В связи с этим особую роль здесь играет психическая сторона игровой деятельности.

Спортивные игры — это ситуационный вид спорта, где ведущая роль принадлежит сенсомоторным механизмам. Произвольный харак­тер действий играющих основывается на «ситуационной афферентации» (по Анохину). Он включает афферентный анализ, суть которого состоит в выделении из окружающей обстановки значимых сигналов, и афферентный синтез, который позволяет прогнозировать развитие ситуации.

Сложный механизм сенсомоторных реакций складывается из трех взаимосвязанных блоков: антиципации, программирования и управления. Их полноценное функционирование обеспечивается высо­ким уровнем ориентировки спортсмена. Сенсорные процессы, основанные на избирательном внимании к изменениям временных и простран­ственных параметров, определяющих взаимоотношения между партне­рами, соперниками и предметом игры, являются результатом деятель­ности сразу нескольких анализаторов. Ведущую роль в этом комплексе играет зрение игрока.

Сложность игровой ситуации порождает обилие информации. Однако для принятия оптимального решения нужна лишь ограниченная ее часть. Поэтому исключительно важное значение приобретает разви­вающаяся у игрока способность к ограничению избыточной информации, которая регулируется акцептором действия.

Двигательная реакция на определенные ситуации является результатом избирательного внимания и оперативного мышления игрока, обеспечивающих приспособление к постоянным изменениям обстанов­ки в игре. Это приспособление не должно и не может быть пассивным. Успех в игре обеспечивает лишь активное, творческое приспособление к быстро и неожиданно меняющимся условиям.

Наиболее часто повторяющиеся ситуации довольно быстро становятся привычными, легко распознаются и решаются. Это действия при численном перевесе (2 X 1, 3 X 2) и простые условия единоборства.

Второй уровень тактического мышления — это решение сложного комплекса игровых комбинаций, где игрок может выбрать оптимальное решение на основе освоенных алгоритмов, которые он реализует автоматизированно. Сюда относятся действия в так называемых типовых ситуациях (2 X 2, 3 X 3 и т. д.).

Третий, наивысший уровень принятия решений, основанный на творческих особенностях тактического мышления, действует при реше­нии новых игровых ситуаций, с которыми игрок не встречался.

Одно из условий эффективности двигательных действий играющих заключается в их гибкости, пластичности, предопределяющей способ­ность изменять начатую программу, если соперник успешно применил контрприем. Этот запасной вариант действий должен заранее преду­сматриваться. Иначе внезапное изменение решения, вызывающее нало­жение одной программы на другую (интерференция), обрекает на неудачу тактический замысел игрока.

Таким образом, действия игрока носят сложный характер, основываются на его интеллектуальных и двигательных возможностях. Посто­янно меняющиеся взаимоотношения сотрудничества и конкуренции между играющими определяют сложность сенсомоторной деятельнос­ти в процессе игры.

Существенной предпосылкой результативности игровой деятель­ности является волевая реакция игрока. От нее, в частности, зависит способность к длительной концентрации внимания в игре, выбор опти­мального решения и управление своими действиями при его реализации. В ходе игры возникают различные факторы, затрудняющие сенсо-моторную деятельность. К их числу относятся утомление, низкий уро­вень специальной выносливости, направленность игровой ситуации,

При снижении сенсорной активнос­ти игрок реагирует примитивно, теряет творческую инициативу, дейст­вует шаблонно и неуверенно. Это дает в руки соперников дополнитель­ный шанс для победы.

В каждой игре есть особенности, объясняющиеся ее спецификой. В играх с непосредственным единоборством — это поведенческие реак­ции игроков, связанные с силовым характером противоборства сторон. Недостаток активности и ее избыток одинаково уязвимы. В играх без непосредственного контакта игровая активность чередуется с момен­тами относительной пассивности. Зато в гораздо большей мере ощуща­ется напряженность, вызываемая ожиданием ответа соперника. В свя­зи с этим исключительно важно развивать способность предугады­вать.

Скорость полета мячей (и других предметов) при ударах и других метаниях велика. Так, при подаче мяча в теннисе скорость его полета может достигать 140 км/ч, при игре в пилоту — 210 км/ч, при броске шайба летит со скоростью 150 км/ч. Поэтому отразить мяч (шайбу) без опережающего реагирования невозможно. И здесь исключительно важ­ную роль играют степень концентрации внимания, его стабильно высо­кий уровень, достигаемые усилием воли.

Доказано, что ведущее для вратаря качество — интуиция, понимае­мая как сложный двигательно-интеллектуальный навык, который во время игры отражает связь перспективных мыслительных процессов с предстоящими собственными игровыми действиями. В эксперименте вратари угадывали до 60% направления ударов. В игре эти цифры бывают больше. Ярким примером могут стать действия вратаря ганд­больной команды СССР Томина, который в одном матче на XXII Олимпиаде сумел отразить подряд пять семиметровых штрафных бросков и этим решил его судьбу.

В играх с поочередным участием играющих психическая напряжен­ность возрастает в момент, предшествующий началу действий. Игрок физически ощущает степень своей ответственности перед командой. Без хладнокровия, умения управлять собой здесь невозможно достичь точ­ности, быстроты и рациональности действий. Трудность сохранения психической стабильности довольно часто усугубляется влиянием зрителей. Только шумовой эффект их присутствия на 20% снижает точ­ность движений. Поэтому у игроков необходимо воспитывать психичес­кую надежность соревновательной деятельности.

Особую сложность в спортивных играх составляет коллективный характер игровых действий. Сыгранность команды — важнейший фактор игрового превосходства. Она достигается не только благодаря адекватности понимания всеми участниками ситуации, но и желанию сотрудничества при правильном распределении ролей и функций внутри команды. Равновесие в команде достигается психологической совмес­тимостью игроков, нормальным фоном межличностных отношений и здоровым психологическим климатом.

Команда— сложный организм, живущий сложной жизнью. Харак­терно, что трудности создания и сохранения команды, ее боеспособнос­ти особенно ощутимы в начале ее формирования и в период наивысших достижений, когда все более выражены признаки взаимной конку­ренции. Это выражается в возрастании невротичности, агрессивности в поведении игроков. В таких ситуациях особенно велика роль лидеров — капитана команды и ее тренера. От их поведения, основанного на по­нимании причин расстройства внутрикомандных взаимоотношений, зависит восстановление равновесия. Иногда подобная ситуация являет­ся результатом психического истощения, и тогда необходимы меры, способствующие восстановлению «нервной свежести».

В играх индивидуального характера с особой силой проявляется значение полной мобилизации, высокой ответственности и психической стабильности спортсмена. Успех его выступления во многом зависит от умения навязать свою тактику, использования слабости соперника, спо­собности действовать неожиданно для него, удерживая инициативу.

Все эти особенности накладывают определенный отпечаток на процесс обучения и спортивную тренировку занимающихся спортивны­ми играми.

Для игровой деятельности характерна и особая сложность взаимо­действия функциональных систем организма, обеспечивающих реали­зацию планов. В основе тактического мышления лежит сигнальная деятельность коры головного мозга. Высшие отделы центральной нервной системы осуществляют одновременно и нейрогуморальную регуляцию произвольной двигательной деятельности играющих.

Разнообразие игровых условий требует различных уровней регуля­ции. В простых случаях, когда реакция элементарна, регуляцию берут на себя низшие отделы. В сложных ситуациях, когда необходимо выб­рать из имеющихся в запасе двигательных навыков наиболее подходя­щий, включаются высшие отделы и вторая сигнальная система. Действиям предшествует мысль о цели и способах ее достижения. Именно речь создает систему предпусковых афферентаций, которые имеют место в произвольной деятельности.

Используемые в игре специализированные навыки формируются по типу условных рефлексов высшего порядка на базе врожденных двига­тельных навыков. Изменчивый характер игровых условий требует особо динамичного навыка. Жесткие стереотипные движения в таких условиях не всегда эффективны. Это нисколько не отвергает необходи­мости автоматизированных двигательных реакций. Однако они пред­ставляют наиболее простые и элементарные компоненты двигательной деятельности. Тогда как их выбор и создание оптимальных комбина­ций, отвечающих ситуации, целиком осуществляются высшими отдела­ми головного мозга.

Характерно, что чем выше мастерство спортсмена, тем в большей степени проявляется у него вариативность стандартных двигательных навыков. Более того, у него ярче выражена способность к осознанию своих движений в интервалах времени, что позволяет тоньше управлять ими в скоротечных двигательных актах.

Большой объем автоматизированных навыков создает условия для высвобождения высших отделов центральной нервной системы от теку­щего контроля за выполнением намеченной двигательной программы.


9