Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования
«Курский государственный университет»
Инновационный проект
на тему: «Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность»
Обучающейся курса переподготовки
42 группа
Педагогика и методика дошкольного образования
Выполнила:
Габбасова Марина Сергеевна
Курск 2020
Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность
В программе «Детство» социально-личностное развитие представлено, как одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчёркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей.
Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.
Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.
Социализация - это очень важный процесс развития индивида для дальнейшей самореализации.
Что включает в себя социализация? Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний.
Программа социализации занимает всю жизнь, но основной «удар» социального развития приходится именно на период детства.
Детский сад - это начало социальной жизни ребенка
Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели, и сами дети - сверстники дошкольника.
В процессе социализации очень важную роль играет детский сад. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.
Родители - это второй инструмент и средство социализации дошкольников.
Родители - это авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка.
Ролевое поведение в процесс социализации ребенка дошкольника знакомит с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.
Эффективным средством интеграции детского дошкольного учреждения и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
Работая над проектом, были поставлены задачи, реализовав которые ребенок смог раскрепоститься в коллективе и таким образом повысить уровень своей социальной компетентности.
Мы можем увидеть это на примере проекта
«Моя семья»
Цель данного проекта
Создать условия, при которых ребёнок сможет раскрыться эмоционально и творчески
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе и любят друг друга
Задачи проекта
Организовать мероприятия побуждающие ребёнка и родителей к творческому самовыражению
Сформировать знания о семье, о семейных традициях
Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь
Укреплять детско-родительские отношения
Время выполнения проекта
Долгосрочный (рассчитан на один год)
Виды деятельности для реализации проекта:
Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность родителей и детей | Средства реализации проекта |
1.Чтение художественной литературы по теме: «Моя семья» | 1. Беседы с детьми О своей семье О родственниках | Для чего это делаешь? Рассмотрим на примере сказки: Волк и семеро козлят Кем коза была для козлят? Какие чувства она испытывала к своим детям? Что с ней произошло, когда она узнала, что волк съел её детей? Почему она расстроилась? Чему нас научила эта сказка? Повторное чтение отрывков из текста |
2. Пальчиковые игры: «Моя семья», «Этот пальчик….» «Два братца» «Дружная семейка» | 2. Совместное проигрывание пальчиковых игр родителями с детьми дома | 2. Пальчиковые игры помогают закрепить термины «родственные связи», обогащают словарный запас детей |
3. Дидактические игры: «Кем быть» «Кому, что нужно для работы» «Чей малыш?» «Мой дом» «Профессии» «Кто старше?» «Моя семья» | Совместное проигрывание дидактических игр родителями с детьми дома | 3. Дидактические игры способствуют общему развитию ребёнка, с их помощью легко запоминаются прилагательные и глаголы |
4. Сюжетно -ролевые игры: «Семья» «Дочки-матери» «Вот как я стираю, маме помогаю» «К нам пришли гости» | 4. Совместное проигрывание сюжетно-ролевых игр родителями с детьми дома | 4. С помощью сюжетно -ролевых игр ребёнок может самовыразиться, а воспитатель, наблюдая за игрой ребёнка, вносит необходимые корректировки В сюжетно-ролевой игре идёт закрепление функций каждого персонажа, что приводит к формированию знаний о семье и её членах |
5. Создание альбома: «Устами детей» (Что дети рассказывают о своей семье) | Совместное создание дома родителями с детьми альбома «Устами детей» | 5. В альбоме «Устами младенца» собраны рассказы детей о своей семье. Следует ежегодно пополнять этот альбом и, возможно, на выпускном вечере представить его на обозрение повзрослевшим детям |
Рисунки на тему «Моя семья» | Совместное создание дома рисунков «Чем любит заниматься моя семья?» | 6. Более глубокому проникновению к эмоциональности детей служит: Рассматривание иллюстраций |
7. Составление фотоальбома на тему: «Моя семья» | Совместное создание дома ребёнком с родителями фотоальбома на тему: «Моя семья» | Рассматривание фотографий в альбомах на тему: «Моя семья» Обсуждение увиденного материала воспитателем с детьми на занятии в группе |
Заключение
Таким образом, в ходе нашей работы с детьми разных возрастных групп, заметно то, что метод проектов, реализующийся в образовательном процессе, приводит к формированию социальных компетенций, что способствует развитию:
Социальной зрелости дошкольника
Готовности его к адаптации в социуме
При реализации проекта отмечается выраженная динамика в формировании учебно-познавательных компетенций
Возрастает
Познавательная активность детей
Самостоятельность в получении информации
Разнообразие способов её обработки
Литература
Агния Львовна Барто «Две сестры глядят на брата». - Москва: Издательство: «Симбат», 2018 год. Серия: «Детская классика»
Агния Львовна Барто «Детям». - Москва: Издательство: «Росмэн». Иллюстратор: С. Емельянова, 2020 год. - 48 страниц
Агния Львовна Барто «Его семья». - Москва: Издательство: «Махаон, Азбука», 2011 год. Антология «Первый звонок». Иллюстратор: Ирина Дорошенко, Софья Карамелькина
Агния Львовна Барто «Мама уходит на работу». - Москва: Издательство: «РООССА», 2020 год
Агния Львовна Барто «Младший брат». - Москва: Издательство: «Детская литература», 2017 год. Серия: «Мои первые книжки»
Братья Гримм «Волк и семеро козлят» - Москва: Издательство: «Умка», 2018 год. - 8 страниц.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и другие. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство: «Детство - Пресс», 2019 год. -
352 страницы. Рецензия от 26 июня 2019 года. ФГБОУ ВО МГППУ
Конвенция «О правах ребёнка». - Москва: Издательство: «Рипол»,
2019 год. (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) (Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года)
Семейный кодекс Российской Федерации: Текст с последующими изменениями и дополнениями (на 2020 год). - Москва: Издательство: «ЭКСМО», 2020 год. - 64 страниц.