Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых
образовательных стандартов
Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора, эрудиции.
В.А.Сухомлинский
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени.
Современный урок – это учебное занятие, отвечающее требованиям своего времени и помогающее учителю и ученику самостоятельно делать поучительные для себя выводы на будущее, извлекать полезное.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
Новации ФГОС
Образовательные
результаты
Изменения в профессиональной деятельности учителя
Системно-деятельностный
подход
Мотивация учения
Образовательные результаты
3
2
1
Личностные :
Мета-предметные :
базовые национальные
понятия
ценности
УУД
Предметные :
иные формулировки
Цель:
1. Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
2. Обозначить ресурсы развития современного урока.
3. Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
6
Три постулата современного урока:
- Урок есть открытие истины , поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
- Урок есть часть жизни ребенка , и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Работа в группах
Запишите 5 наиболее
важных требований
к современному уроку
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Подготовка к уроку
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Основные этапы урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Главная цель учителя на уроке
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
www.themegallery.com
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Форма урока
Образователь-ная среда
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения и т. д.
Преимущественно фронтальная
Результаты обучения
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Групповая и индивидуальная
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Создание портфолио
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Основная оценка – оценка учителя
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
www.themegallery.com
Требования к современному уроку:
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность;
- урок должен быть проблемным и развивающим;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- урок должен быть добрым.
Требования к структуре современного урока говорят о необходимости:
- Правильно определить цели урока и его значение в системе уроков по теме;
- Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру;
- Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
- Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
- Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
- Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
- Найти оптимальное место домашнему заданию.
Основные составляющие урока
Цели и задачи урока
Урок
Содержание
Деятельность учителя
и ученика
Педагогические технологии
Профессионализм педагога
Требования к уроку
Традиционный урок
Объявление темы урока
Урок современного типа
Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Практическая деятельность учащихся
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Осуществление контроля
Осуществление коррекции
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Оценивание учащихся
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Итог урока
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
ФГОС
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» -
слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода .
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Экспресс-анкета для педагогов (ответы «да» или «нет»)
- Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
- Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
- Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
- Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
- Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
- Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Ресурсы современного урока
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
Человеческие ресурсы
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ
Методические ресурсы
Формы
Технологии
Содержание
Методы
Приемы
Технологические ресурсы
ИКТ
Проектная
деятельность
Модульное
обучение
Здоровьесберегающие
технологии
Развивающее
обучение
Ресурсы современного урока
- Временные
- Информационные
- Мотивационные
- Инновационные
- Здоровьесберегающие
- Психолого-педагогической компетентности учителя
- Материально-технические
Ресурсы развития современного урока:
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
4 место – материально-технический, финансовый
Главный ресурс урока –
сам учитель
Применение
новейших
информационных
технологий
Разнообразие
типов урока
Формирование
потребности
учащихся в познании
и умений учиться
(ОУУ)
Тенденции развития современного урока
Тщательное
проектирование
урока в процессе
его подготовки
Свобода в
выборе структуры
урока
Технологичность
обучения
Применение идей
личностно-ориентированного
и личностно-развивающего
обучения
КРЕДО УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс , без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
ФГОС