СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание по формированию жизнестойкости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание направленное на формирование жизнестойкости обучающихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«родительское собрание приглашение»




























































































Просмотр содержимого документа
«родительское собрание»

Родительское собрание: «Формирование жизнестойкости обучающихся».

Цель: обратить внимание родителей на своих детей; вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье  и оказать профилактическую помощь в формировании жизнестойкости обучающихся.

Задачи:

1. Повышать педагогическую культуру родителей, пополнить их знания по вопросу формирования жизнестойкости ребёнка.

2. Оказать родителям педагогическую помощь в осознании своей роли в воспитательном процессе.

3. Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений.

4. Расширить знания родителей о причинах, признаках, которые сопровождают ребёнка, оказавшегося в проблемной ситуации.

5. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

6. Воспитывать уважение к личности ребёнка и понимание его проблем.

Форма проведения: собрание – исследование с элементами родительского всеобуча.

Подход: социокультурный.

Оборудование: техника для показа презентации, плакаты с высказываниями, материалы для работы групп.

Подготовительная работа:

1. Изучение и анализ информации по проблеме.

2. Оформление приглашения на родительское собрание для родителей (законных представителей) и других участников собрания (приложение 1).

3. Подготовка плакатов с высказываниями.

4. Подготовка выставки детских рисунков.

5. Анкетирование детей и родителей до собрания (приложение 2).

6. Разработка памятки для родителей (приложение 3).

7. Подготовка презентации к собранию (приложение 4).

8. Подготовка места проведения собрания.



Ход собрания

В кабинете оформлена выставка детских рисунков, размещены плакаты с высказываниями о семье, друзьях.

Учитель.

Добрый вечер, дорогие родители! Я рада вас приветствовать! Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы обсудить очень важную тему. Тема, которая всегда остаётся актуальной для всех, а особенно в младшем школьном возрасте, когда формируется жизнестойкость у ребёнка.

Слайд 1.

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о формировании жизнестойкости у детей. Все мы желаем, чтобы наши дети выросли уверенными, счастливыми, умеющими справляться с различными трудностями, которые будут им встречаться на их пути, достигать поставленные цели. А какие они, наши дети?

Слайд 2. Сочинение ученика «Что я люблю».

Давайте вернемся в детство и поиграем в игру «Воспоминание».

Упражнение “Воспоминание”. Родители делятся на 2 группы. Одна группа – взрослые, другая – дети.

Педагог предлагает группе взрослых «дети» вспомнить себя в возрасте 7-8 лет, вспомнить окружающий мир. Группа «родители» представляет современный мир.

Задание: изобразить на листе бумаги свое время и свой мир.

Родители показывают свои работы.

Что объединяет работы группы взрослых и детской группы?

Мы изобразили то, что ценим, то, что любили и любим сейчас и в прошлом.

А что любят и ценят ваши дети? (родители высказывают предположения).

Слайд 3.

Родительский всеобуч.

У младших школьников к семи годам сформированы первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Дети наблюдают и подмечают для себя, что мир вокруг многообразен: есть мир, где взрослые, и детский мир, мир профессий, мир живой и неживой природы и мир социума. Из своего небольшого жизненного опыта дети усвоили, что ребёнок – это тоже часть общества, и он тоже должен соответствовать месту в социуме, а также ячейке общества - семье. А если он не соответствует нормам и правилам, что тогда?..

Время не стоит на месте. Всё вокруг изменяется и человек меняется свои требования и критерии к личности. Эти изменения не обошли и такой социальный институт как школа. Но может ли школа заменить родительскую заботу и внимание? Конечно, нет! В любые времена, при любой стратегии государства, родители являются первоочередными законодателями для своего малыша.

Наш разговор сегодня не только монолог ребёнка, который отстаивает свои права, свою независимость, но и приглашение взрослых вступить в диалог и помочь справиться с трудностями.

Все дети разные. И у всех разный порог жизнестойкости. Кому-то одна и таже ситуация покажется лёгкой, а кому-то неразрешимой.

При классификации можно использовать 5 общих правил:

Слайд 4.

  1. Адаптация. Дети с высокой адаптацией могут легко вливаться в новый коллектив, не зависимо от возраста и социального статуса нового члена.

  2. Уверенность в себе. Ребёнок, уверенный в себе, не пугается сложностей, с которыми он встретился, а они только заставляются его лучше работать. Непредвиденные ситуации ни в коей мере его не смущают.

  3. Независимость. Независимый ребёнок опирается, прежде всего, на своё мнение. В тоже время не оставляет без внимания советы взрослых, но умеет при этом не попасть под их влияние.

  4. Целеустремлённость. Целеустремлённые дети не стесняются оказывать свои успехи в школе. Они на собственном опыте показывают умение изменить ситуацию, не зависимо от окружающей среды.

  5. Ограниченность контактов. Жизнестойкий ребёнок в сложной ситуации обращается к окружающим: к близким друзья, родственникам, веря в то, что всё изменится к лучшему спустя какое-то время.

Слайд 5.

На основе этих 5 общих позиций можно сделать вывод, что жизнестойкость  – это способность легко преодолевать трудности и какие-либо изменения, а также умение быстро и приспосабливаться к ним.

Жизнь современного человека характеризуется огромным количеством новых процессов и нестабильностью. Постоянно меняющиеся условия современной жизни, неустойчивость и непредсказуемость процессов, которые происходят в социуме, предъявляют все более высокие критерии оценивания и требования к способности человека справляться с жизненными трудностями.
Многие жизненные ситуации, зачастую оцениваются современным человеком как безвыходные ситуации, имеют плохие последствия, как для психологического, так и для физического здоровья человека. Они встречаются во всех сферах жизни: работа, учеба, семья, межличностные отношения «взрослый – ребёнок», «ребёнок-ребёнок». В следствии чего встаёт необходимость снижения остроты переживаний сложных жизненных проблем, и превращения их в собственный опыт. И здесь огромную помощь может оказать такое личностное качество как жизнестойкость. Она есть у каждого человека, но в тоже время не все могут её использовать. 
Жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется только на всём протяжении жизненного пути. Наиболее частых и остро ощутимых причин стрессов у детей, как правило, являются: непонимание со стороны одноклассников, друзей, родителей; учеба; чувство одиночества. И всему этому есть причины, о которых мы и поговорим сегодня.

Структура жизнестойкости

Слайд 6.

Жизнестойкие установки: вовлеченность

Вовлеченность (commitment) - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.

Жизнестойкие установки: контроль

Контроль (control) - это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспосмощность.

Жизнестойкие установки: принятие риска

Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы

При опросе участников Интервью, испытуемыми показали связь уровня жизнестойкости с условиями раннего детского развития. В частности, было выявлено, что положительно на формирование жизнестойкости повлияли:

  • стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, разводы родителей, частые переезды, и пр.

  • ощущения предназначения в жизни.

  • воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов;

Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:

  • недостаток поддержки, подбадривания близкими;

  • отсутствие чувства предназначенности;

  • недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых

Жизнестойость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. 
Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией. Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное. 

Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и учителей определенной системы воспитания:
- Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
- Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
- Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства. 
- Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви. 
- Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
- Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.
- Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
- Поощрение активности ребенка.
- Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.
- Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке 
- Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.
- Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
- Помощь в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости.


Учитель раздаёт памятки всем участникам родительского собрания.


Рефлексия.

Спасибо всем за внимание. Я думаю, что наш диалог не оставил вас равнодушными, так как мы дело одно дело – растим здорового ребёнка, готового преодолеть любые трудности.

В конце нашего родительского собрания прошу всех оценить деятельность участников собрания.

Слайд 7.

Родители продолжают предложения, изображённые на слайде: меня поразило, меня удивило, я узнала, мне показалось интересным, я довольна, я не довольна, меня воодушевило, я буду ...




Приложение № 3

«Как помочь ребёнку преодолеть сложную ситуацию»


Уважаемые взрослые!


На всём протяжении своего жизненного пути ребёнок встречает не только добро, но зло, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.


 Обсудите с ребёнком вопрос о помощи специалистов различных ведомств и служб в напряжённой ситуации, где существует угроза для жизни.

Познакомьте вашего ребёнка с «нужными» номерами телефонов, которыми он должен и может воспользоваться в сложной ситуации.

Запишите  ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

Обсуждайте с вашим ребёнком  не только его успехи и достижения, но говорите также о его страхах, тревогах и сомнениях. Каждую ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним, делайте выводы.

Рассказывайте ребенку жизненные примеры, в которых люди, попавшие в сложную ситуацию, казавшейся безвыходной, находили силы и мужество, чтобы справится с трудностями, и сумели выйти из трудной жизненной ситуации.

Не смейтесь над ребенком, если в какой-либо ситуации он оказался слабым морально или физически. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в спортивную секцию.

Вовремя отвечайте и не тяните с объяснениями  на вопросы вашего ребенка по каким-либо изменениям в его физиологии. В противном случае на них могут ответить другие люди.        

Приучайте  вашего ребенка с раннего детства нести ответственность за свои поступки и за принятие каких-либо решений.

Учите ребенка предугадывать последствия поступков, которые он совершил. Воспитайте у него потребность задавать самому себе вопрос «Что будет, если?»…

Не формируйте у своего ребенка вину за произошедшее, а анализируйте и делайте выводы, чтобы это больше не повторилось.

Говорите с ребёнком «от и до». Дайте ему возможность выговориться, обсудить ситуацию сначала и до конца. Это поможет ему освободиться от груза ответственности и вины.

Отвлеките ребёнка  от пережитой им ситуации на что-то более приятное.

Не оставляйте открытыми проблемы, где необходимо вмешательство специалистов в сохранении психического и физического здоровья ребенка.


Если Вам  необходима помощь, не бойтесь обращаться за консультацией к специалистам. Вам и Вашему ребёнку не откажут в помощи.


Помните, рядом с Вами всегда есть люди, которые могут Вам помочь!