Самоанализ урока алгебры
по теме «Синус и косинус суммы и разности аргументов»
учителя МБОУ «СШ №3» г. Нижневартовска
Фоминой Елены Юрьевны
Урок проводился в 10 классе. По типологии данный рок – это урок изучения нового материла и первичного закрепления. Обучающиеся в ходе занятия должны получить знания о формулах синус и косинус суммы и разности аргументов, научиться распознавать формулу, применять при решении различных заданий. Исходя из особенностей темы:
Образовательная: ознакомить учащихся с формулами синуса и косинуса суммы, организовать деятельность учащихся по выводу формул синуса и косинуса разности, выполнить задания на отработку формулы (вычислить значения углов и «свернуть» по формуле)
Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, логического, алгоритмического мышления, навыков самостоятельной работы, оценки работы одноклассника и самооценки.
Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к математике и учебной деятельности в целом, культуру общения, активность, потребность в здоровом образе жизни.
Общедидактическая цель: создать учащимся условия для осмысления учебной информации и ее дальнейшего применения в деятельности и в жизненных ситуациях.
Исходя из целей урока, были спланированы и реализованы следующие этапы урока:
Организационный этап. На данном этапе мною проведено доброжелательное приветствие ребят, проверка отсутствующих, установка внимания обучающихся. Психолого-педагогическая задача данного этапа заключалась в обеспечении общего настроя обучающихся на работу, создание рабочей обстановки в классе. На этом этапе ребята быстро мобилизовались, сосредоточились, что в свою очередь, обеспечило дальнейшую успешную организацию их учебной деятельности на последующих этапах.
Актуализация опорных знаний. Педагогические задачи на данном этапе ставились следующие: подготовить учащихся к усвоению новой темы, через устную работу, погрузить учащихся в тему. Актуализация выполнялась в форме беседы, и выполнения устных упражнений. Причем одно из заданий (на вычисления значения синуса и косинуса углов) было сконструировано посредством сайта http://learningapps.org/. Последнее задание устной работы невозможно было решить известными методами. На данном этапе используя частично поисковый метод, учитель направляет ребят на раскрытие темы и цели урока.
Определение темы и цели урока. Получив роль исследователей обучающиеся сами находят формулу и применяют ее. После формулируют тему и цель урока, опираясь на результат устной работы,
Изучение нового материала. Разрешая предложенную учителем проблемную задачу (разности аргументов), обучающиеся выводят формулы синуса и косинуса разности. Фронтальная форма работы (для синуса разности) позволяет учителю направлять обучающихся к правильному решению. Для вывода сворой формулы предложена работа в парах. Проверка осуществляется через документ-камеру, что позволяет сразу обратить внимание на ошибки и исправить их.
Закрепление нового материала. Для закрепления нового материала обучающимся предлагается выполнить различные задания:
Индивидуально вычислить значения синуса и косинуса углов с использованием формул, учащиеся, справившиеся с заданием раньше других, назначаются экспертами и помогают остальным. Правильные ответы проверялись посредством интерактивной доски.
Фронтально выполнить задание с сайта на «сворачивание формулы». Фронтальная форма работы позволяет учителю направлять обучающихся к правильному решению.
В группе на «сворачивание формулы», причем в группе назначается эксперт, который проверяет работу всей группы, заполняя лист оценки, а работу эксперта проверяет учитель.
В группе работу по карточкам (вычисление и «сворачивание»). Карточка сдавалась учителю на проверку. Тем самым все учащиеся класса получали оценку.
Дополнительное индивидуальное задание предлагалось учащимся, выполнившим групповое задание.
Домашние задание. Учебно-воспитательная задача на данном этапе ставилась следующая: мотивировать обучающихся для выполнение домашнего задания в соответствии с выбранным уровнем трудности, привлечь внимание учащихся к творческому задании. Дозировка домашнего задания соответствует норме.
Рефлексия. Рефлексия дала возможность каждому ребенку оценить свои знания, увидеть, что он усвоил и над чем ему стоит еще поработать. Это позволило ребятам самостоятельно сформулировать индивидуальные и общие задачи на ближайшие уроки. Рефлексия проводилась в форме незаконченных предложений.
Общий вывод по уроку. Структура урока была подчинена поставленным целям урока, каждый предшествующий момент тесно связан с предыдущим, продолжает его и сам является базой, продолжением следующего. Содержание урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, групповые, фронтальные и индивидуальные формы организации учебной деятельности обучающихся, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, создание проблемной ситуации способствовали достижению дидактических целей урока.
Уровень самостоятельного мышления школьников, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала оцениваю как хороший. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной, соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала хорошее восприятие нового материала.
Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.