Урок №2 Биология- система наук о живой природе.
Цель: Сформировать знания о биологии как науке, изучающей живые организмы.
Задачи:
1. сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;
2. раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека;
3. показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой;
4. познакомить с методическим аппаратом учебника и правила работы с ним.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты.
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
Оборудование:
1. Биология: 5 класс: учебник
2. компьютер;
3. экран;
4. презентация;
5. интерактивная физминутка
Ход урока
Биология - это наука, которая изучает живые организмы, исследуя их разнообразие, структуру, жизненные процессы, размножение, развитие, а также взаимодействие с окружающей средой. Сначала знания в области биологии человечество получило еще в древности, взаимодействуя с живой природой. На протяжении длительного времени наука о живой природе считалась частью естественных наук, вместе с физикой, химией, астрономией и географией. В начале XIX века ученые обнаружили, что живые организмы обладают различными.
Биология (англ.βιολολογία,греч.βίος"жизнь"+ λόγος"учение,наука")-это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой. Она изучает все аспекты жизни, в частности строение, функции, рост, происхождение, эволюцию и распространение живых организмов на Земле. Она классифицирует и описывает организмы, происхождение их видов и их взаимодействие друг с другом и с окружающей средой.
Область исследования ученых-биологов – все живое, от крошечных одноклеточных существ до сложных организмов. Изучается их появление на Земле, эволюция, жизнедеятельность, поведение, взаимодействие с окружающей средой, друг с другом и т.д.
История зарождения биологии
Жизнь древних людей была гораздо более зависима от условий окружающей среды, чем жизнь современных людей. В доисторические времена основными занятиями людей были собирательство, охота и рыболовство. Чтобы выжить и добыть пищу, люди должны были знать, какие растения и грибы съедобны, а какие ядовиты, повадки и места обитания опасных хищников, ядовитых животных, промысловых зверей, птиц и рыб.Из-за неблагоприятной погоды первобытные люди были вынуждены строить свои жилища из коры, веток и стволов деревьев, а также изготавливать одежду и обувь. С начала они делали одежду из сыромятной кожи, а позже научились прясть пряжу из волокон полевых цветов и шерсти животных. Иглы и шила, первые в истории инструменты для подготовки и сшивания кожи, были сделаны из костей животных. Таким образом, первые знания о растениях, грибах и животных были получены в процессе приобретения практического опыта общения с природой.
В XX веке начала стремительно развиваться генетика. К 1930-м годам сформировалась современная эволюционная теория или неодарвинизм. Открытие ферментов подтолкнуло к изучению метаболизма. Ученые Уотсон и Крик открыли ДНК и началось развитие молекулярной биологии. К концу XX века расшифровали генетический код человека. Чем дальше развивается наука, тем больше у нее специализаций, но все они объединяются в единое целое. Знания из одной области могут быть успешно применены во многих других.
Наиболее распространенными направлениями являются:
Ботаника;
Антропология;
Анатомия;
Микология;
Систематика;
Зоология;
Бактериология.
Они разделяются между собой, поскольку живые организмы, которые они изучают, тоже сильно отличаются между собой. Так, ботаника занимается изучением растительности, а, например, антропология сфокусирована на исследовании человека и приматов (как существующих, так и живших в далеком прошлом).
Вывод:
Биология играет особенно важную роль в научном мире, предоставляя нам бесценные знания о разнообразных живых существах, обитающих на Земле. Эта дисциплина позволяет изучать как современную фауну и флору, так и исчезнувшие виды. Через призму биологии человек может понять процессы эволюции, поведение живых организмов в различных условиях и негативное воздействие на окружающую среду.