Урок разработан по теме «Технология развития критического мышления на уроках в начальном звене»
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 КЛАСС.
ТЕМА УРОКА : «ГРУППА ЖИВОТНЫХ – РЫБЫ»
Составила и провела урок : учитель нач.классов Тляумбетова Светлана Ивановна,
высшая категория, МОАУ « СОШ № 6 г. Новотроицк Оренбургская область».
Анатация к уроку по окружающему миру 2 класс «Школа России»
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретенные знания. Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.
В основе урока, построенного по данной технологии, лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова перед учителем стоит задача «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а также активизировать, заинтересовать учащихся. На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность ученика на уроке, сделать чтение или слушание осмысленным. На стадии рефлексии информация анализируется и творчески перерабатывается.
Технологию развития критического мышления применяют на уроках по различным предметам. В качестве примера представляю урок по окружающему миру, проведенный во 2-м классе по данной технологии .
Тема урока: «Группа животных - рыбы».
Задачи урока:
обобщить имеющиеся у детей знания о такой группе животных, как рыбы;
учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею;
- формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу;
развивать творческую активность, речь;
воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога,
проводить рефлексию своей работы на уроке.
Организация урока: группы по 5-6 человек.
Приемы технологии развития критического мышления: составление кластера, маркировка текста, сочинение синквейна (пятистишия).
План урока:
- стадия вызова - постановка познавательной задачи, составление
кластера по теме по заданным направлениям в группах и на доске;
стадия осмысления — работа с текстом, его маркировка, сообщение
новой информации, постановка вопросов по содержанию текста;
стадия рефлексии – исправление и дополнение кластеров, установление
причинно-следственных связей, сочинение синквейна.
Содержание урока.
Определение темы.
Группы получают задание: собрать из отдельных частей картинку (по типу пазлов), на которой изображена рыба.
Если вы правильно соберете картинку, вы узнаете тему нашего урока.
Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о группе животных
«Рыбы».
П. Стадия вызова.
- Предлагаю рассмотреть питание, среду обитания, строение и размножение рыб. Вспомните все, что вы знаете о рыбах, по этим направлениям.
Дети работают в группах, затем представители групп сообщают, что они знают по этому направлению. Другие группы могут дополнять ответы товарищей. По ходу выступления детей заполняется кластер на доске.
ПИТАНИЕ СРЕДА ОБИТАНИЯ СТРОЕНИЕ РАЗМНОЖЕНИЕ
III. Стадия осмысления.
Индивидуальная работа. Каждый ученик получает текст и читает его.
Группа животных — рыбы. Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы.
С тех пор рыбы стали развиваться самыми различными путями, и сейчас некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых океанских рыб.
По внешнему виду рыбы очень разнообразны. Они бывают и крошечные, и огромные, как китовая акула: длиной до 18 метров и массой, равной 6 слонам.
Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму, которая позволяет ей передвигаться в воде. Люди скопировали эту форму при строительстве кораблей и подводных лодок. Тело рыб может быть покрыто чешуйками, а может быть совершенно гладким. Очень разнообразна цветовая окраска рыб. Большинство рыб при помощи хвоста и плавников управляют своими движениями.
Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабр. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде содержится кислород, и через жабры он попадает в кровь рыбы. Но существуют такие рыбы, которые могут жить довольно долго без воды.
Борьба за существование под водой настолько напряжена, что рыбы приспособились быть не слишком разборчивыми в пище. Некоторые рыбы не едят никаких животных, но большинство из них хищники, то есть поедают других рыб или морских животных и насекомых, живущих в воде. Например, китовая акула ежедневно съедает 4000 кг планктона.
Размножаются рыбы, откладывая икру. Из икринок развиваются мальки. Есть Виды, у которых рождаются живые рыбки. Одни рыбы живут в соленой воде — в морях, океанах, а другие в пресной воде — в озерах, речках. Некоторые виды рыб обитают в пещерных озерах и слепы, поэтому на головах у них есть усики. А некоторые рыбы живут глубоко на дне океанов. Как и другие животные, рыбы чувствительны к боли. У рыб очень тонкое осязание и вкус. Они ощущают кожей.
Рыбы могут пахнуть. У них есть два маленьких пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши внутри головы.
Воды океана снабжали человека пищей в течение тысячелетий. В наше время существенно увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что численность многих видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли международное соглашение, которое ограничивает морское пространство, где разрешается ловить рыбу, и количество рыбы, которое можно выловить.
(Текст составлен по материалам научно-популярных статей.)
- Читая текст, делайте на полях пометки:
«V» - я уже знал эти сведения;
«+» — новая информация;
«?» - я это не понял, у меня возник вопрос;
«-» - я думал иначе.
Фронтальный опрос.
Что нового вы узнали о рыбах?
О чем вы думали по-другому?
С какими сведениями вы не согласны и почему?
Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? (Важно правильно сформулировать вопросы и все возникшие вопросы записать на доске.) На простые вопросы мы ответим на уроке, ответы на сложные вопросы вы поищите дома в дополнительных источниках информации.
-
IV Стадия рефлексии.
1. Исправление кластера, его дополнение.
- Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер? (Кластер исправляется в группах и на доске.)
2. Определение причинно-следственных связей.
Отчего зависит строение рыбы? (От среды обитания.)
От чего зависит питание рыбы? (От ее строения, от среды обитания.)
От чего зависит размножение рыбы?
Причинно-следственные связи показываем на кластере в виде стрелок.
3. Работа в группах.
- Напишите синквейн на тему «Рыбы»:
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (2 прилагательных);
3-я строка - действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).
4. Оценить свою работу, работу группы.
- Какая работа вам понравилась, где было трудно работать, почему?