СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через совокуп­ность разнообразных приемов, направ­ленных на то, чтобы сначала заинтере­совать ученика, затем предоставить ему условия для осмысления материа­ла и помочь ему обобщить приобретен­ные знания. Целью технологии разви­тия критического мышления является развитие мыслительных навыков уча­щихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок по окружающему миру»

Урок разработан по теме «Технология развития критического мышления на уроках в начальном звене»

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА : «ГРУППА ЖИВОТНЫХ – РЫБЫ»

Составила и провела урок : учитель нач.классов Тляумбетова Светлана Ивановна,

высшая категория, МОАУ « СОШ № 6 г. Новотроицк Оренбургская область».


Анатация к уроку по окружающему миру 2 класс «Школа России»


Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через совокуп­ность разнообразных приемов, направ­ленных на то, чтобы сначала заинтере­совать ученика, затем предоставить ему условия для осмысления материа­ла и помочь ему обобщить приобретен­ные знания. Целью технологии разви­тия критического мышления является развитие мыслительных навыков уча­щихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.

В основе урока, построенного по данной технологии, лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова перед учителем стоит задача «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а также активизировать, заинтересовать учащихся. На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование методов и приемов данной технологии позво­ляет сохранить активность ученика на уроке, сделать чтение или слушание осмысленным. На стадии рефлексии информация анализируется и творче­ски перерабатывается.

Технологию развития критического мышления применяют на уроках по различным предметам. В качестве примера представляю урок по окружающему миру, проведенный во 2-м классе по данной технологии .






Тема урока: «Группа животных - рыбы».

Задачи урока:

  • обобщить имеющиеся у детей зна­ния о такой группе животных, как ры­бы;

  • учить детей самостоятельно полу­чать новую информацию, оперировать ею;

- формировать умение ставить во­просы по изучаемому материалу;

  • развивать творческую актив­ность, речь;

  • воспитывать умение выслуши­вать другое мнение, культуру диалога,
    проводить рефлексию своей работы на уроке.


Организация урока: группы по 5-6 человек.

Приемы технологии развития кри­тического мышления: составление кластера, маркировка текста, сочине­ние синквейна (пятистишия).


План урока:

- стадия вызова - постановка по­знавательной задачи, составление
кластера по теме по заданным направ­лениям в группах и на доске;

  • стадия осмысления — работа с текстом, его маркировка, сообщение
    новой информации, постановка вопро­сов по содержанию текста;

  • стадия рефлексии – исправление и дополнение кластеров, установление
    причинно-следственных связей, сочи­нение синквейна.


Содержание урока.

  1. Определение темы.

Группы получают задание: собрать из отдельных частей картинку (по типу пазлов), на которой изображена рыба.

  • Если вы правильно соберете кар­тинку, вы узнаете тему нашего урока.

  • Сегодня на уроке вы узнаете мно­го интересного о группе животных
    «Рыбы».

П. Стадия вызова.

- Предлагаю рассмотреть питание, среду обитания, строение и размножение рыб. Вспомните все, что вы зна­ете о рыбах, по этим направлениям.

Дети работают в группах, затем представители групп сообщают, что они знают по этому направлению. Дру­гие группы могут дополнять ответы товарищей. По ходу выступления детей заполняется кластер на доске.



ПИТАНИЕ СРЕДА ОБИТАНИЯ СТРОЕНИЕ РАЗМНОЖЕНИЕ


III. Стадия осмысления.

Индивидуальная работа. Каждый ученик получает текст и читает его.

Группа животных — рыбы. Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы.

С тех пор рыбы стали развиваться самы­ми различными путями, и сейчас некото­рые виды лишь отдаленно напоминают первых океанских рыб.

По внешнему виду рыбы очень разно­образны. Они бывают и крошечные, и ог­ромные, как китовая акула: длиной до 18 метров и массой, равной 6 слонам.

Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму, которая позволяет ей передвигаться в воде. Люди скопировали эту форму при строительстве кораблей и подводных лодок. Тело рыб может быть покрыто чешуйками, а может быть совершенно гладким. Очень разнообразна цветовая окраска рыб. Большин­ство рыб при помощи хвоста и плавников управляют своими движениями.

Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабр. Рыба заглатыва­ет ртом воду, которая проходит через жа­бры и выливается через специальное от­верстие. В воде содержится кислород, и через жабры он попадает в кровь рыбы. Но существуют такие рыбы, которые могут жить довольно долго без воды.

Борьба за существование под водой настолько напряжена, что рыбы приспосо­бились быть не слишком разборчивыми в пище. Некоторые рыбы не едят никаких животных, но большинство из них хищни­ки, то есть поедают других рыб или мор­ских животных и насекомых, живущих в воде. Например, китовая акула ежеднев­но съедает 4000 кг планктона.

Размножаются рыбы, откладывая икру. Из икринок развиваются мальки. Есть Виды, у которых рождаются живые рыбки. Одни рыбы живут в соленой воде — в мо­рях, океанах, а другие в пресной воде — в озерах, речках. Некоторые виды рыб обитают в пещерных озерах и слепы, по­этому на головах у них есть усики. А неко­торые рыбы живут глубоко на дне океанов. Как и другие животные, рыбы чувстви­тельны к боли. У рыб очень тонкое осяза­ние и вкус. Они ощущают кожей.

Рыбы могут пахнуть. У них есть два ма­леньких пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши внутри головы.

Воды океана снабжали человека пищей в течение тысячелетий. В наше время существенно увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что числен­ность многих видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли междуна­родное соглашение, которое ограничива­ет морское пространство, где разрешает­ся ловить рыбу, и количество рыбы, кото­рое можно выловить.

(Текст составлен по материалам научно-популярных статей.)

- Читая текст, делайте на полях пометки:

«V» - я уже знал эти сведения;

«+» — новая информация;

«?» - я это не понял, у меня возник вопрос;

«-» - я думал иначе.

  • Фронтальный опрос.

  • Что нового вы узнали о рыбах?

  • О чем вы думали по-другому?

  • С какими сведениями вы не со­гласны и почему?

  • Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? (Важно правильно сформулировать вопросы и все воз­никшие вопросы записать на доске.) На простые вопросы мы ответим на уроке, ответы на сложные вопросы вы поищите дома в дополнительных источниках информации.

  • IV Стадия рефлексии.

1. Исправление кластера, его допол­нение.

- Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер? (Кластер исправляется в группах и на доске.)

2. Определение причинно-следст­венных связей.

  • Отчего зависит строение рыбы? (От среды обитания.)

  • От чего зависит питание рыбы? (От ее строения, от среды обитания.)

  • От чего зависит размножение рыбы?

Причинно-следственные связи по­казываем на кластере в виде стрелок.


3. Работа в группах.

- Напишите синквейн на тему «Рыбы»:

1-я строка - название стихотворе­ния, тема (обычно существительное);

2-я строка - описание темы (2 при­лагательных);

3-я строка - действие (обычно 3 гла­гола, относящихся к теме);

4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка - повторение сути, «си­ноним» 1-й строки (обычно существи­тельное).

4. Оценить свою работу, работу группы.

- Какая работа вам понравилась, где было трудно работать, почему?