Формирование читательских умений у младших школьников
Гридасова Екатерина
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о формировании читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения. Одной из важных задач обучения в начальной школе является формирование читательских умений у младших школьников. Тенденция в приобретении читательских умений зависит от методической подготовленности педагога, а именно в применении на уроках различных форм работы, приемов, упражнений. В данной статье были выявлены некоторые упражнения, используемые на уроках литературного чтения, направленные на эффективное формирование читательских умений у младших школьников.
Ключевые слова:
Читательские умения, младший школьник, литературное чтение, приемы.
В современном мире бурно развиваются различные информационные технологии, поэтому интерес к чтению книг заметно «угасает». В нашем обществе меняется статус чтения, восприятие текстов, совершенно отсутствует мотивация к прочтению книг.
По многочисленным исследованиям по всей России можно сделать вывод, что интерес к чтению формируется в младшем школьном возрасте. Но, именно для того, чтобы сформировать у ребенка любовь к книгам, чтению, необходимо развивать читательские умения у школьников. Ведь, если у ребенка возникают затруднения в работе с каким-либо произведением, то у него постепенно пропадет интерес к самому процессу чтения.
Сегодня вопрос о формировании читательских умений у младших школьников стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение помогает сформировать личность младшего школьника, играет важную роль в развитии произвольных и познавательных процессов у ребенка. Именно поэтому вопрос формирования читательских умений у младших школьников рассматривается не только как педагогическая, но и как социальная проблема. Ведь не зря большое внимание формированию читательских умений у младших школьников уделяется в ФГОС НОО. [3]
Читательские умения - это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с поставленными целями и условиями, в которых приходится работать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют пониманию идеи произведения.[1]
Рассмотрим те читательские умения, которые необходимы для полноценной правильной деятельности юного читателя.
Умение понимать изобразительно-выразительные средства языка в согласовании с их функцией в художественном произведении.
Основой для правильного восприятия и оценки изобразительно-выразительных средств языка является представление о слове как о средстве создания художественного вида и выражения авторского отношения, которое школьники приобретают в процессе анализа текста. Необходимо, чтобы школьник мог адекватно воспринимать те выразительные средства, которые попадаются во время чтения.
Умение воссоздавать в воображении картины жизни, которые изображены писателем.
При недостатке впечатлений образ художественной реальности станет беден. Значит, нужно развивать активность воображения читателя и учить детей ориентировать и корректировать свое воображение, ссылаясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть ориентирован на изображение жизни писателем, а не на саму жизнь.
Умение ставить причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику впечатлений в лирике, передвижение конфликта в драме.
Данное умение нацелено на постижение композиции. «Композиция -это разделение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, перестановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена способов повествования».[1] Дети младшего школьного возраста не могут в полной мере понять трактовку слова «композиция», но необходимо приучать юных читателей прослеживать динамику впечатлений, зарождение и становление инцидента. Важно познакомить с самим сюжетом и его составляющими - вступлением, завязкой, развитием действия, развязкой - и их значением в раскрытии идеи.
Умение едино воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как составляющие, которые служат для раскрытия идеи.
В художественном произведении главная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Под целостным восприятием персонажа подразумевается, что у читателя появляется эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, результаты действий героя, видит развитие образов, становление характера персонажей. Формирование этого умения опирается на представление о том, что, изображая героев, писатель высказывает собственную точку зрения на решение какого-то вопроса.
Умение видеть авторскую позицию во всех деталях художественного произведения.
Это умение, возможно, рассматривать как составную долю каждого из перечисленных ранее умений, но в учебных целях его необходимо отметить. Это позволяет направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только лишь в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда есть в созданном читателем образе. Но том случае, если читатель не испытывает авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его познанием еще одной ситуации из жизни, но не приобщает к авторскому осознанию жизни.
Умение освоить художественную идею произведения.[5]
Включение представленного умения в систему читательских умений обосновано тем, что освоение идеи - это задача анализа, и в случае если она не достигнута, то и разделение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми составляющими произведения, в итоге и рождается более основанное его восприятие. Настоящее восприятие не сводится к формулированию собственного осознания идеи произведения, оно подразумевает переживание, принятие или же непринятие авторской позиции. [6]
Любое читательское умение не складываются по раздельности, все умения, которые объединены в систему, складываются в одно и то же время при обращении к каждому новому произведению, потому что более высокая степень восприятия достигается лишь тогда, когда взаимодействуют все составляющие системы.
Для эффективного формирования читательских умений у младших школьников на уроке литературного чтения вполне возможно лишь при построении системы целенаправленного формирования деятельности. [4]
Рассмотрим упражнения, помогающие сформировать читательские умения у младших школьников на уроках литературного чтения. [5]
1. Чтение строчек наоборот.
Текст читается справа налево таким образом, что каждое слово, начиная с последнего, произносится по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность серьезного буквенного анализа каждого слова. Пример: мяч-чям.
2. Поочерёдное чтение слов правильно и неправильно.
Первое слово читается как всегда; второе - справа налево; третье - как обычно; четвёртое - наоборот и так до конца.
3. Прочтение только второй половины слов.
Это упражнение помогает уменьшить частые ошибки, когда как обычно читается только начало слова, а концовка его либо додумывается, либо прочитывается с искажениями. Пример: -ко, -нько, -мить.
4. Чтение «зашумлённых слов»
Это упражнение помогает закрепить в памяти учащегося единые зрительные образы букв и их сочетание.
5. Чтение строчки с закрытой верхней половиной.
6. Разделение слов от псевдослов.
Даётся 20-30 карточек: на некоторых написаны слова, на остальных -бессмысленные сочетания букв. Необходимо сложить карточки по группам: одна группа - слова, вторая группа - бессмысленные буквосочетания.
Это упражнение помогает развить способность быстро выделять значение прочитанного.
7. Чтение перевёрнутого текста.
8. Чтение предложений снизу вверх.
9. «Игра в угадай-ку».
Учащийся начинает читать не с самого начала текста, а где захочет, говорит только страницу, где читает, а другие ученики должны найти этот фрагмент и подстроиться под чтение. Ученики очень довольны, если первыми успевают найти фрагмент текста.
10. «Мнимое слово».
Во время чтения учитель, не придавая этому значение, прочитывает какое-либо слово из текста с ошибкой. Учащимся необходимо прервать чтение учителя и прочитать слово правильно. Чтение текста с помощью такого упражнения нравится школьникам тем, что они могут исправить самого учителя, что помогает почувствовать уверенность в себе.
11. «Чтение за диктором».
В роли диктора может выступать учитель либо хорошо читающий учащийся.
12. «Чтение хором».
Здесь уже работают учащиеся все вместе: как быстро читающие, так и читающие медленно.
13. «Начни с такой же буквы».
Популярная игра, в которой несколько учеников по очереди произносят слова, которые начинаются с одной буквы. Эта игра пополняет словарный запас учащихся.
14. «Какой? Какая? Какие?»
Это упражнение совершенствует образное мышление, помогает обогащению речи детей. Учитель называет существительное женского, мужского или среднего рода, а ученик должен назвать к ним прилагательные, глаголы и др.
Учитель должен учитывать особенности развития читательских умений у младших школьников и пользоваться различными упражнениями на уроках, интересными формами работы, различными методическими приемами, которые ставили бы учеников перед необходимостью поиска путем самостоятельного решения учебных задач.
Использованные источники:
1.Антонова, Е.С. Педагогический словарь. Начальная школа плюс до и после [Текст] / Е.С. Антонова. - М.: Логос, 2010. - № 12;
2.Гончарова, Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии [Текст]: автореф. дис. ... доктора псих. наук. - М.: Логос, 2013;
3.Джежелей, О.В. Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 класс. Программа для общеобразовательных учреждений [Текст] / О.В. Джежелей -М.: Дрофа, 2010;
4.Жинкин, Н.И. Литературное развитие младших школьников [Текст] / Н.И. Жинкин - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006;
5.Романовская, З.И. О формировании читательских умений на уроках литературы. [Текст] / З.И. Романовская. - М.: Просвещение, 2006 - №3;
6.Рыбникова, М.А. Литературное развитие школьников в процессе обучения. [Текст] / М.А. Рыбникова. - М.: Педагогика, 2006.