Тема урока: «Вода, ее свойства. Путешествие капельки» Тип урока: Урок изучения нового материала с поисково-проблемным деятельностью. Решение частных задач. Цель урока: сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое). Задачи урока: 1. Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе, знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании; 2. Создать условия для систематизации и расширения знания учащихся о процессах, происходящих с водой, для формирования практических умений работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать; 3. Создать условия для продолжения формирования мировоззренческих идей материальности мира, для этого: -учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы, - развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление, - формировать единую картину мира, 4. Создать условия для развития коммуникативных компетенций у учащихся, Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с текстами, заданиями, схемы «Три состояния воды», для опыта (лабораторное оборудование, кипяток, лёд, вишневый сок, молоко, вода, соль, сахар, песок, цветная бумага). |
1 этап. Организационный. Цель: проверка готовности обучающихся, их настрой на работу. 2 этап. Актуализация опорных знаний. Цель: обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности Методы и приемы: беседа 3 этап. Постановка темы и цели урока. Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока Методы и приемы: Проблемная ситуация 4 этап. Исследовательская деятельность в группах. Цель: практическим способом выявить свойства воды. Методы и приемы: проблемная ситуация, практическая работа, наблюдение, работа в группах, частично-поисковый 5 этап. Итог урока. Рефлексия. Цель: Мотивация обучающихся на рефлексию своего поведения, анализ и оценка успешности достижения цели урока. Методы и приемы: мотивация 6 этап. Домашнее задание. | СЛАЙД 1 - Я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок! СЛАЙД 2 - Сегодня у нас необычный урок, и его девизом будут слова: «Путь к знаниям лежит через открытия!» - Как вы понимаете смысл этих слов? - Что вы ждете от сегодняшнего урока? Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательны, организованы, дружны. Я желаю вам успехов. -Ребята, отгадайте загадки: На дворе переполох: C неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. (Град) Шумит он в поле и в саду, A в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь) Пушистая вата Плывёт куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облако) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали A пошли искать их днём, Ищем, ищем - не найдём. (Роса) Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег) Без чего не сможет мама Ни готовить, не помыть? Без чего, мы спросим прямо, Человеку не прожить? (вода) Молоко над рекой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман) Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет, Заплачет она и умрет. (Сосулька) -Что объединяет все слова загадки? - Закройте глаза и вслушайтесь в звуки. Что вы представили? - Как думаете, о чем пойдет речь на уроке? - Правильно, о воде. СЛАЙД 3 - На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: Как зовут? Где живу? Для чего всем нужна я? На вопросы ответить Сама капля не может. Ждет она не дождется, Когда мы ей поможем. - Вспомните, что вы уже знаете о воде. - Достаточно ли ваших знаний о воде, чтобы вы могли сказать, что знаете все о ней? - Что еще хотите узнать? - Кто попробует сформулировать тему урока? - Правильно, тема нашего урока «Вода, ее свойства. Путешествие капельки» - Какую цель вы поставите перед собой на уроке? 1.Подготовка к исследованию Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого. СЛАЙД 4 - Сегодня мы организуем научную лабораторию. И я предлагаю вам быть учёными. - А чем занимаются ученые? - Попробуйте сформулировать, какую работу вам, как ученым, предстоит сегодня выполнить. 2.Организация деятельности в группах - В нашей лаборатории будут работать 5 научных групп. - Прежде чем приступить к работе в лабораториях, вспомните правила работы в группах. - А теперь вы должны выбрать в своей лаборатории: Старшего научного сотрудника - он будет руководить опытом. Помощника - он читает план опыта. Эксперта - он записывает выводы. 3.Реализация опытов - Приступаем к опытам. Выполняя их, вы должны строго соблюдать правила безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Каждая группа будет выполнять разные опыты, о своих наблюдениях и выводах затем отчитаетесь. - Помощники, получите план опыта. Обратите внимание, что вы должны действовать строго по плану. 4. Отчет о проделанной работе - Выслушаем отчет каждого старшего научного сотрудника о полученных результатах. №1. Прозрачность Возьмите чайную ложку и опустите в стакан с соком. Видна ли она? Возьмите чайную ложку и опустите в стакан с молоком. Видна ли она? Возьмите чайную ложку и опустите в стакан с водой. Видна ли она? Сделайте вывод: о каком свойстве воды это говорит? Запишите вывод в карту. Вывод: Чистая вода прозрачна №2. Цвет Возьмите полоски цветной бумаги и сравните с цветом воды в стакане. Сделайте вывод: имеет ли вода цвет? Запишите вывод в карту. Вывод: Чистая вода бесцветна №3. Запах Поднесите стаканчик с водой к носу. Сделайте вывод: имеет ли чистая вода запах Запишите вывод в карту. Вывод: Чистая вода не имеет запаха №4. Вода-растворитель Насыпьте в один стаканчик с водой немного сахарного песка, во второй - соли, а в третий – речного песка. Помешайте. Что произошло? Сделайте вывод: все ли вещества могут растворяться в воде? Запишите вывод в карту. Вывод: Вода может растворять вещества. Бывают и другие соли. Их вода тоже растворяет. В воде растворяются как полезные, так и вредные для растений и человека соли. Как люди используют то, что речной песок не растворяет в воде? Как человек использует в хозяйстве это свойство воды? №5. Форма Возьмите стаканчик с водой и переместите воду в другой стаканчик. Сделайте вывод: о каком свойстве воды идёт речь? (текучесть, растворение, испарение, перемещение) Запишите вывод в карту. Вывод: Вода не имеет формы, текуча Как человек использует это свойство воды? - О каких свойствах воды путем исследовательской работы вы узнали? Физкультминутка 5. Продолжение практической деятельности - Хотите еще больше узнать о воде? а) Постановка проблемного вопроса Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря? Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вопрос: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край? 3) Беседа по наблюдениям учащихся: - Я послушала разные ответы. - Как выглядят тела в природе и предметы после дождя? (Влажные, мокрые). - Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она? (Мокрая). - Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее утюгом? Куда девается вода? (Испаряется). - Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит? (Вода испаряется). - Где вы встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар? (чайник) 4) Проведение опытов: Учитель проводит опыт - кипятит воду. - Видите, кипит вода, идет пар, поднесем к пару стекло, на стекле появляются капельки воды. Откуда появились капельки воды? Почему они образовались? (Пар встретился с холодной поверхностью стекла и превратился в воду). - Можно сделать вывод: при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды. Давайте проведем еще один опыт. Для этого я принесла снег. Снег - это какое состояние воды? (Твердое). - Ой! Куда же он делся? (Он превратился в воду). - Почему? (При высокой температуре вода из твердого состояния переходит в жидкое). - Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое. СЛАЙД 5 - -Давайте сделаем вывод о состоянии воды в природе (вода может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии) Сгруппируйте в 3 группы. 3 состояния воды Жидкое Газообразное Твёрдое (Иней, град, роса, дождь, облако, снег, лёд, туман) - От чего зависит состояние воды? (от температуры) СЛАЙД 6 Но нам надо ответить на вопрос: "Куда девается вода из моря?" СЛАЙД7 С.Погореловского "Весенний разговор". Учитель показывает рисунки тучи, капельки, ручейка, моря, солнца, пара. Ведущий. Нависли тучи над селом - И разразился в небе гром! Катился гром, гремел, ворчал На всех, кого в пути встречал. На землю шляпкою гвоздя Упала капелька дождя. Она была совсем ничья, Но стала капелькой ручья. Куда ты несешься, Постой, ручеек, Побудь, непоседливый, с нами! Капля. Спешу я, ребята, Ведь путь мой далек, - Бегу я на родину, к маме! Ведущий. А кто твоя мама? Капля. Большая волна, Волна океана седая, О бурях неистовых пела она, Меня на груди колыхая. Всегда бы ту песню я слушать хотела, Но солнце пригрело сильней - И к страннице-тучке Я паром взлетела. Летела по свету я с ней. Ведущий. Счастливая ты! Увидела с неба Всю землю с ее чудесами! Капля. Да, много в пути Повидала чудес, Но очень грустила о маме. - Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течет через край? (Она испаряется). - А теперь Капелька хотела бы услышать ваш рассказ о ее путешествиях. (Капелька совершила круг). - Это явление называется "круговорот воды в природе". Этапы круговорота воды 1. Испарение с поверхности океана. 2. Охлаждение пара. 3. Образование облаков. 4. Выпадение осадков. 5. Пополнение рек и подземных вод. 6. Сток в океан. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ. Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей.) Это интересно. - Капитошка для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннеса. Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм. Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года. СЛАЙД 8 5. Контроль: - А с помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили новый материал. ТЕСТ 1. Обведи нужную букву. Лёд и снег - эта вода… а) в твердом состоянии; б) в жидком состоянии; в) в газообразном состоянии. 2. Обведи нужную букву. Водяной пар - эта вода… а) в твердом состоянии; б) в жидком состоянии; в) в газообразном состоянии. 3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано? поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки Это ________________________________ 4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим? а) вода с поверхности пола испарилась; б) вода впиталась в поверхность пола; в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу. - Подведем итог проделанной работы. Был ли полезен для вас этот урок? Чем? Я всё хорошо понял и могу идти дальше. | Я всё хорошо понял, но мне нужно быть более внимательным. | Мне нужно еще раз всё повторить. | - У каждого есть капельки. Если урок понравился и был вам полезен, прикрепите капельки к доске СЛАЙД 9 - Закончить наш урок мне хотелось бы словами французского писателя Антуана Экзюпери. « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь!» СЛАЙД 10 - Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы с удовольствием ее послушаем на следующем уроке. А теперь прошу, ребятки, Быстро встаньте по-порядку. И нетрудно всем понять, Что урок пора кончать. Все старались, не ленились И многому научились. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Слушают музыкальный отрывок со звуком журчания воды, высказывают свои мнения. Отвечают на вопросы Высказывают свои мнения Формулируют тему урока Ставят пред собой цель Выдвигают гипотезы Формулируют правила работы в группах Распределяют должности в группах Помощники получают планы опытов Дети проводят опыты. Старшие научные сотрудники делают выводы Выдвигают гипотезы Получают план опыта и проводят его в группах. Старшие научные сотрудники делают выводы Дети обобщают Высказывают свое мнение. (Дети отвечают на вопросы). |