I этап. Мотивационно-целевой этап (2 мин.) | Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональ-ной обстановки. | Словесный метод. Самоконт-роль | Фронтальная | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Стимулирует учащихся к успеху. | -Добрый день. Проверьте, все ль у вас в порядке: учебник, ручка, карандаш, тетрадка. -Я рада видеть ваши лица и ваши улыбки, и думаю, наш урок принесет нам радость общения друг с другом. Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, Прибавлять, вычитать. Запомните все, Что без точного счёта Не сдвинется с места Любая работа! | Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя Настраиваются на работу | Личностные УУД: -формирование эмпатии, как осознанного понимание чувства других людей, положительного отношение к учителю, товарищам; -формирование учебной мотивации. Регулятивные УУД: Саморегуляция, самоконтроль готовности к уроку, самоорганизация внимания Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь учителя, |
II этап. Ориентировоч-ный этап (10 мин) Актуализация знаний III этап. Поиково- исследо-ватель-ский этап (10 мин) Постановка проблемы урока Постановка темы и цели урока Деятельность учащихся по достижению цели урока Физкультминутка | Актуализация мыслитель-ных операций; Формирова-ние умения комментиро-вать свои действия; повторение изученных правил, необходимых для реализации целей урока; Развитие умения самостоя-тельно находить информацию для решения познавательной проблемы. подвести учащихся формулированию темы и цели урока организовать формулирование темы урока, постановку цели урока учащимися. вывести правила умножения и делениия на 10 Снятие физического и умственного напряжения Эмоциональ-ная разрядка учащихся | Словесный метод Наглядный метод обучения Наглядный метод обучения Словесный метод Практический метод Частично-поисковый метод Практиче-ский метод Наглядный метод | Фронтальная Индиви-дуальная Группо-вая фронтальная фронтальная | Мобилизу-ет способно-сти учащихся. Организует фронтальную работу Организует работу в группах Оказывает помощь по необходимости группам, осуществляет проверку. Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока. Организует работу по учебнику Формулирует задание, побуждает к высказыванию собственного мнения Предлагает двум учащимся провести физкульт-минутку Контроли-рует выполне-ние физминут-ки. | Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Попробуем догадаться в какое. А узнаем мы это, разгадав кроссворд. Слайд 1. Загадки: 1. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это - … (математика). 2. Результат действия умножения (произведение) 3. Результат действия сложения (сумма) 4. Название компонента при сложении (слагаемое) 5. Название компонента при умножении (множитель) 6. Результат действия деления (частное) М А Т Е М А Т И К А П Р О И З В Е Д Е Н И Е С У М М А С Л А Г А Е М О Е М Н О Ж И Т Е Л Ь Ч А С Т Н О Е Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках? (космос) Значит, отправляемся мы с вами в космическое путешествие. На чём мы можем полететь в космос? Слайд 2. А вот и наша ракета. На каждом космическом корабле ведут бортовой журнал, в который записывают все, что произошло за время полета. - Откройте свои бортовые журналы- тетради и запишите число и классная работа. Посмотрите, наша ракета состоит из цифр. Найдите их. - Какие числа они обозначают? (0,1,4,7) Запишите эти числа в одну строку в порядке возрастания. - Сложите числа и назовите результат. (12) -Кто из вас знает, как связано число 12 с космосом? -Правильно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин облетел землю на космическом корабле. Весь мир праздновал этот день. Он вошел в историю как День космонавтики. С помощью этих цифр составьте круглые двузначные числа. - Запишите их на следующей строке. (10, 40, 70) - Какие числа мы называем круглыми? ( В которых на месте разряда единиц стоит ноль) Но чтобы взлететь, надо пройти курс подготовки. Поработаем в группах. Задолго до полёта первого человека в космос летали собаки. Разноуровневые задания на звездочках Перед вами звезды. Выполните задание, предложенное вашей группе на звездочках. Ваши звездочки разноцветные, поэтому и задания, записанные на них, будут разные. (красные звезды –слабый уровень, средний уровень –желтые звезды, высокий уровень –зеленые звезды.) Ваша задача – правильно решить примеры на звездочках и записать только ответы, найдите каждому числу соответствующую букву в таблице. Если вы правильно их решите, то узнаете, как их звали. Что у вас получилось? Оцените работу своей группы. 1.Отважная и Малек совершили полет 15 июня 1960 года. Полет прошел успешно. 2.Чернушка побывала в космосе 9 марта 1961 года, Полет прошел успешно Звездочка 25марта 1961 года 3.Пальма и Малек совершили полет 16 сентября 1960 года. Полет прошел успешно 4.Ветерок и Уголек совершили полет 22 февраля 1966 года. Полет прошел успешно. 5. Белка и Стрелка полетели в космос 19 августа 1960 года. Полет прошел успешно. Слайд 3 Молодцы! Задание выполнили верно! Наша ракета взлетела. - Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты? (Космонавты должны быть умными, внимательными и наблюдательными) - Давайте проверим, обладаете ли вы такими качествами. Для этого необходимо выполнить следующее задание. На доске: 10*2 10*3 5*10 -Попробуйте найти значения данных выражений. Как будете рассуждать? 10*2=10+10=20 10*3=10+10+10=30 -А выражение 5*10 можем решить? -Удобно ли всегда заменять сложением? -Итак, у нас возникла проблема – как быстро умножать на 10 ? -Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока. -С каким новым вычислительным приемом мы познакомимся. (Прием умножения и деления на число 10.) Какие цели поставим перед собой? Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с. 74. Работа по учебнику Сравните два выражения 10х2 и 2х10 Какое математическое свойство вы использовали для сравнения выражений (От перестановки множителей результат умножения не изменяется.) (10х2 = 20, 2 х 10 =20) -Составьте по этим выражениям два примера на деление. (20:2 = 10, 20:10 = 2.) А как Вы нашли значения выражений 20 : 10 и 20 : 2? (Зная значение произведения чисел 2 и 10, можем найти частное чисел.) Какое правило о взаимосвязи компонентов и результата умножения вам помогло? (Если произведение разделить на один из множителей, получится другой множитель.) Рассуждая так же, составьте равенства по образцу № 1 (с. 74). Как связаны между собой все четыре столбика примеров? Сравните первый и второй столбик примеров? Третий и четвертый? (При составлении примеров второго столбика используется переместительное свойство умножения; при составлении примеров третьего и четвертого столбиков — правило о том, что если значение произведения разделить на один из множителей, то получится другой множитель.) Что особенного заметили в записи примеров первого столбика? (Цифра, обозначающая число десятков в ответе, равна второму множителю.) Какой можно сделать вывод при умножении на 10? При умножении на 10 к числу справа дописывается 0! Что особенного заметили в записи примеров четвертого столбика? Сделайте вывод. Слайд 4 При делении на 10 у числа 0 убирается! Молодцы! Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полёте они находят время на спортивные упражнения. Слайд 5 Я ракета. Я ракета полетела в космос, полетела в космос. 1 стыковка, 2 стыковка, а вокруг планеты солнце и луна | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Записывают число выполняют задание Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Учащиеся рассажива-ются на группы, на подготовленных листах выполняют задание. Используют при вычислении на уровне навыка знание таблицы умножения и деления. Работают в группах, готовят к ответу товарищей. (Приложе-ние) Отвечают по 1 человеку от группы . Один ученик записывает решение на доске, остальные работают в тетради Приходят к выводу, что пример 5*10 заменить умножение сложением неудобно. С помощью учителя формулиру-ют тему и цель урока. Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике Один ученик записывает решение на доске, остальные работают в тетради Учащиеся по цепочке читают равенства.) Описывают рассуждения Высказыва-ют вслух, выводят правило. Под музыку выполняют физкультминутку | Коммуникативные УУД: уметь учитывать чужое мнение и уважение его; уметь четко выражать свои мысли и обосновывать их; слушать и слышать речь других, быть готовым к сотрудничеству Личностные УУД: развивать интерес к новым знаниям; формировать уважительное отношение к другому мнению Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные УУД: выполнять работу в соответствии с заданным планом; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; Коммуникативные УУД: уметь учитывать чужое мнение и уважение его; уметь четко выражать свои мысли и обосновывать их; слушать и слышать речь других, быть готовым к сотрудничеству Предметные УУД: выполнять умножение и деление, используя знание зависимости между компонентами и результатами действий; Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждениях, ясно формулировать свои затруднения, возникшие при обсуждении задания; не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; Регулятивные УУД: Развиваем умения принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; рассматривание и сравнение иллюстраций учебника; Личностные УУД: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. Предметные УУД: выполнять умножение и деление, используя знание зависимости между компонентами и результатами действий; Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция |
IV этап. Практический этап (13 мин) Система-тизация и повторе-ние . | Обобщение и закрепление полученных знаний систематизировать знания по решению задач на умножение с применением нового материала (умножение и деление на 10). | | Индиви-дуальная работа | Знакомит с задачей, осуществляет разбор содержа-ния Знакомит с геометрической задачей, осуществляет разбор содержа-ния Предлагает решить уравнение. Обеспечи-вает контроль за выполне-нием задания Обеспечи-вает контроль за выполне-нием задания | Внимание! Внимание! Приближаемся к планете «Задача». - Кто догадался, какое задание ждёт нас на этой планете? - Правильно, мы должны решить задачу (Разноуровневое задание): Уровень А: решить задачу. Уровень В: составить задачи, обратные данной. Юра наклеил на каждую страницу альбома по 7 марок на тему «Космос». Сколько марок на 10 страницах альбома? Слайд 6 -Что в задаче известно? - Что требуется узнать? -Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -Как узнать, если известно, что на каждой странице по 7 марок, сколько марок на 10 страницах альбома? (Нужно 7х10=70 (м.) - А можно задачу решить так? 10х7=70 (м.) ( Нет, так как на каждой странице у нас по 7 марок, а не по 10) Какое правило мы будем использовать при решении задачи? -Запишите решение и ответ. Вопросы к ученику, выполнявшему работу у доски. – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? Молодцы! Внимание! Внимание! Нам навстречу движется неопознанный летающий объект. Слайд7 - Какую фигуру представляет неопознанный летающий объект? (квадрат) - Что такое квадрат? (прямоугольник, у которого все стороны равны) Р = а*4 Р= а + а + а + а Что за формулы перед вами? (Периметра квадрата.) В первой формуле поменяйте местами произведение и значение произведения, (а • 4 = Р.) Чему равен периметр квадрата по условию задачи? (40см.) Подставьте это значение в равенство, (а х4 = 40.) Что у вас получилось? (Уравнение.) Решите уравнение самостоятельно. Сторона квадрата равна 10 см (Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях.) Сторона неопознанного летающего объекта найдена верно. Слайд 8 Наше космическое путешествие заканчивается. Но чтобы вернуться на Землю, мы должны выполнить ещё одно задание. Выполните вычисления и раскрасьте ракету. Какое правило будем применять? Слайд 9 | Один ученик записывает решение на доске с комментированием остальные работают в тетради ученик оценивает свою работу Решают уравнение самостоя-тельно. Самостоя-тельновыполняют задание Проверяют работу по образцу | Познавательные УУД: умения анализировать тексты простых задач; составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; Регулятивные УУД: принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; – выполнять работу в соответствии с заданным планом; Предметные УУД: Уметь правильно умножать и делить на число 10; Личностные УУД: понимание личной ответственности за будущий результат. Предметные УУД: Уметь правильно умножать и делить на число 10; выполнять умножение и деление, используя знание зависимости между компонентами и результатами действий Регулятивные УУД: выполнять работу в соответствии с заданным планом; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; |
V этап. Рефлексивно-оценоч-ный этап (5мин.) Рефлек-сия Информация о домаш-нем задании Итог урока | Осмысление процесса и результата деятельности Оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося | Беседа Контроль-но-коррекционный метод Создание атмосферы эмоцио-нального комфорта | Фронталь-ная | Организует поиск ответов на рефлексив-ные вопросы Сообщает домашнее задание | Все справились с заданием? Итак, наш полет закончен. Мы благополучно приземлились на Землю. - Что нового вы узнали во время космического путешествия? – Что было трудным на уроке? – Что было для вас самым интересным? – Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке? - Оцените свою деятельность на уроке (по оценочным листам) Домашнее задание: Учебник – стр.74, № 5, 6 (по желанию №7) Слайд 10 Вы, ребята, были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями. Спасибо вам за хорошую работу! | Называют тему урока, формулиру-ют правило, оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание в дневник | Коммуникативные УУД: отображать свои мысли и чувства в речевом высказывании Личностные УУД: закрепление положительной мотивации на учебную деятельность осознавать значимость полученных знаний, необходимость саморазвития Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы. |