СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: "Роль имён существительных в нашей речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Разработка урока русского языка

Тема урока: "Роль имён  существительных в нашей  речи".

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Роль имён существительных в нашей речи".»







Предмет - русский язык

Тема урока: "Роль имён существительных в нашей речи".

Учитель:

Класс 2

Цель: способствовать ознакомлению с ролью имён существительных в речи, его значением и употреблением

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

  2. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета

  3. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся находить имена существительные среди других частей речи;

  • определять у имени существительного значение;

  • узнают о роли имён существительных в речи;


Метапредметные :

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.


Тип урока - урок «исследования » нового знания


Методы обучения

По характеру учебно - познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, карточки с заданием, карточка - таблица для исследования







Ход урока

I. Орг. момент.

-Какое у вас настроение? -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь день. Желаю всем удачи!

3. Минутка чистописания.

- Какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку.





Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

(Зима) (слайд 3)



- С какой буквы начинается слово «зима»?

- Дайте характеристику звукам буквы «з» в слове "Зима"

- Пропишем заглавную и строчную букву «З» в соединении.



4. Словарная работа.

Запись слов под диктовку. (У доски ___________)

Вет_р, д_кабрь, м_роз, к_ньки, м_тель, сн_гирь.

- Поставьте ударение в словах. - Какое слово лишнее? Почему? А что объединяет эти слова? - Зима тоже приготовила для вас «зимние» слова (знакомство с новыми словарными словами январь, февраль) (слайд 4)

-Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Запишите пословицу в тетрадь, выделите орфограмму. Январю - морозы, февралю – метели

Работа по теме урока.

Определение темы урока.

.-На какие вопросы отвечают группы слов, о которых мы говорили? (кто?что?)

-Как одним словом назвать эти все слова? (предметы)

-Учёные условились считать, что главное значение этих слов-значение предмета.

-А мы можем эти предметы увидеть, услышать, потрогать,представить ?

-Значит, они существуют?- Как назвать их одним словом? (существительные)

-Значит, о какой части речи пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (имя сущ-е)

Лев Успенский сказал: «Имя существительное-хлеб языка».

-Действительно, имя существительное –самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное .

И сегодня на уроке нам предстоит это доказать. - предлагаю вам превратиться в следопытов и провести исследование на тему Действительно ли, имя существительное –самая представительная часть речи

. -Какова цель нашего урока?

(Доказать, действительно ли, имя существительное –самая представительная часть речи.)




1.- Итак, пойдём по следу.

Посмотрим, что обозначает слово «исследование» в энциклопедическом словаре:


Исследование - поиск новых знаний, изучение какого-либо явления или предмета.


-Сегодняшний урок я бы хотела начать с такого высказывания: «У следопыта глаз зоркий, ум хитрый, отличный слух, охотничий нюх».

-Как понимаете это высказывание?

-Кто такой следопыт?

–Какими качествами вы должны обладать на уроке?

- иметь зоркий глаз;

- уметь слушать и слышать;

- быть внимательными

-Подберите синоним к слову следопыт. (охотник, ищейка) - Каждый хороший следопыт ведет журнал, в котором записывает всю информацию. Мы тоже будем вести свои записи в тетради. Запись в тетради.

-В словаре Ожегова даётся вот такое определение слова: 1. Охотник, выслеживающий зверя по следам. 2.Человек, который разведывает, собирает материалы, информацию.

-Назовите однокоренные слова к этому слову (след, следить, следок, следствие, следователь)

Запись однокоренных слов, выделение корня.

Какое из записанных слов лишнее? Почему? На какой вопрос отвечают остальные слова? Какой частью речи они являются?

IV. Проблемное объяснение нового знания

- Прочитайте текст на следующем слайде. (дан поэтический текст с пропущенными именами существительными) Слайд 9.

Проблемный вопрос

- Вы поняли смысл текста? (нет)

- Почему? (потому что в нём пропущены слова)

  1. - Какие слова? (имена существительные) -Можно ли без них понять текст? (нет)



  1. - Попробуйте восстановить. -Попробуем прочитать текст с именами существительными.

 Слайд 10

- Какой частью речи являются пропущенные слова? (именами существительными)

- Кто узнал это стихотворение? Кто его автор? ( С.Есенин)

- Какой вывод можно сделать? (без имён существительных непонятен смысл текста. Имена существительные играют важную роль в нашей речи. С их помощью можно нарисовать картину природы.)



  1. - Ребята, имя существительное – древнейшая часть речи и самая многочисленная (по количеству слов) часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.

- Прочитайте, записанное на слайде.

Слайд 7.

Зима. Снег, иней на деревьях. Красота. Радость от встречи с природой.

- Что вы прочитали? (предложения)

  1. - Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? (предложения связаны по смыслу, объединены общей темой) –

  2. - Что необычного вы заметили? (в тексте много существительных) Выпишите имена существительные.



  1. - Какие картины могут «нарисовать» существительные? Какой вывод можно сделать?
    Вывод: с помощью существительных можно «описать» картину природы, портрет , интерьер дома, взаимоотношения между людьми. Имена существительные играют главную роль в речи. Они могут без участия других частей речи нарисовать картину, рассказать о действиях, которые происходят, даже могут передать нам звуки, вкус, цвет и запахи. Имя существительное – самая существенная часть речи. Они необходимы, чтобы называть предмет речи.



4.Физминутка (отрывок из мультфильма «Маша и Медведь» песня «Следопыты»)

- Что сейчас мы должны сделать? (закрепить полученные знания)

v.Закрепление изученного.Работа в учебнике

- Работа в парах.



Повторение правил работы в группах.

Работать в группах очень просто

Умей пять правил соблюдать.

Во-первых: не перебивать,

Когда рассказывает друг.

Быть тишина должна вокруг.

Второе: громко не кричи,

А аргументы приводи.

Третье правило: реши,

Что очень важно расскажи.

В-четвёртых, мало устно знать,

Необходимо, записать.

И в-пятых, подведи итог, подумай,

Что ты сделать смог.



Имя Существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому это самая древняя часть речи. Имена существительные обозначают всё, что люди видят глазами, слышат ушами, ощущают носом, прикосновением. Имена существительные обозначают предметы, живые существа, явления природы, чувства: радость, горе, печаль. Всё о чём можно спросить: Кто это? или Что это? - это имена существительные.





VI.Итог урока

-Кем мы были в течение всего урока? (следопытами)

-На какой вопрос отвечает это слово? (кто?)

-Какой частью речи является это слово?

VIII. Рефлексия

-Хотите ещё побывать следопытами на следующих уроках?

-Свою добытую информацию вы записывали в тетрадях, мне их сдадите, а я оценю ваши записи. Следопыты записывают добытую информацию ещё в записных книжках, блокнотах. И вы сейчас это сделаете в этих блокнотиках. К ним мы ещё вернёмся на обобщающем уроке, чтобы так же оценить свои знания.

(таблица расчерчена в блокнотах обучающихся)


Сегодня на уроке

На обобщающем уроке

Я понял, что такое имя сущ-е



Я научился отличать имя сущ-е от других слов



Мне было интересно на уроке



Я плохо понял эту тему



-С каким настроением вы заканчиваете урок?(слайд 16)

Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А



VIII.Рефлексия

Творческое задание.

- Знаю, что среди вас есть ребята, которые пробовали сочинять стихи. Я предлагаю вам сочинить стихотворение о том, как вы работали на уроке. Чтобы было легче, даю вам подсказки. Нужно вставить имена существительные.

На ---------------- не скучали

И ---------------- получали.

И четвёрки-удальцы!

Вот какие ----------------------!

( На уроке не скучали

И пятёрки получали.

И четвёрки-удальцы!

Вот какие молодцы!)

- Спасибо вам за работу, молодцы!



- (таблица расчерчена в блокнотах обучающихся)


Сегодня на уроке

На обобщающем уроке

Я понял, что такое имя сущ-е



Я научился отличать имя сущ-е от других слов



Мне было интересно на уроке



Я плохо понял эту тему














Сегодня на уроке

На обобщающем уроке

Я понял, что такое имя сущ-е



Я научился отличать имя сущ-е от других слов



Мне было интересно на уроке



Я плохо понял эту тему




Сегодня на уроке

На обобщающем уроке

Я понял, что такое имя сущ-е



Я научился отличать имя сущ-е от других слов



Мне было интересно на уроке



Я плохо понял эту тему




Сегодня на уроке

На обобщающем уроке

Я понял, что такое имя сущ-е



Я научился отличать имя сущ-е от других слов



Мне было интересно на уроке



Я плохо понял эту тему




Сегодня на уроке

На обобщающем уроке

Я понял, что такое имя сущ-е



Я научился отличать имя сущ-е от других слов



Мне было интересно на уроке



Я плохо понял эту тему