СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на основе технологии проблемного обучения.Учащиеся выдвигают предположения, а затем с помощью опытов доказывают или опровергают их.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»


Технологическая карта урока

Окружающий мир

1 класс.

Тип урока: урок- исследование

Методы: словесный, наглядный, исследовательский

УМК: «Школа России»

Учитель начальных классов МБОУ Юрковская ош Виб Галина Егоровна



Тема

«Откуда берутся снег и лед?»


Цель

организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению по теме: «Откуда берутся снег и лед?».


Задачи

  • продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений;

  • развивать мышление, внимание, память учащихся;

  • обучать работе в группах, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Формируемые УУД

Личностные: научить:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников;

- стремление к самоконтролю и анализу своих действий.


Регулятивные: учить:

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием;

- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы


Познавательные:

- учить планировать, анализировать свою работу;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные:

. - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

- работать индивидуально;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Предметные:

- получить в ходе исследования и сравнения знании, что снег и лёд - это состояния воды, изучать свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам, которые имеют свойства одинаковые и различные.


Ресурсы:



  1. Компьютер, медиапроектор, экран.

  2. Презентация к занятию «Откуда берутся снег и лед?»

  3. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014.

  4. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2016.

  5. Цветные карандаши, жетоны-снежинки, карточки с графическим диктантом, иллюстрации и фотографии зимних пейзажов.

  6. Оборудование для опытов: снег и лёд в тарелочках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.


Организация пространства

Учебный кабинет, ИКТ.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне;

создание благоприятной обстановки.


Организационный момент, положительная мотивация к уроку

Обучающие настраиваются на учебную деятельность

Мы урок начнем с разминки,

Выпрямили свои спинки,

На носочках потянулись,

И к гостям мы повернулись,

Поприветствуем гостей

Все друг другу улыбнулись.

А теперь вниманье на меня скорей.

Раз, два, три, четыре, пять –

Чтобы знания добывать,

Нам урок пора начать.

- Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение и я желаю всем на сегодняшнем уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира.

- Сегодня на уроке будем учиться работать коллективно, в парах.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперёд ума.


Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Метапредметные:

Коммуникативные:

- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.


II этап. Постановка учебной задачи.

Цель:

-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося;

-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке;

- актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках;

- обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.


Беседа о наступлении зимы.

Работа с презентацией.


Ответы на вопросы учителя

- Послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима»

-Понравилось вам стихотворение?

-Какое время года сейчас?

-Назовите признаки зимы.

- Откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте составить «зимние» слова.

- Какие слова у вас получились?

- Знаете ли вы, что такое снег, а что такое лёд?

- Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?

- Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.

Слайд 1.

- Прочитайте тему урока на экране.


Личностные:

- Проявление интереса к поставленной проблеме.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Предметные:

- узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.


III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Постановка проблемной игровой ситуации, использование ИКТ

Разгадывание загадок. Диалог с учителем.

- Отгадайте загадку и узнаете, кто к нам спешит на урок.


Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза- угольки,

Руки- сучки,

Холодный, большой-

Кто я такой? (снеговик) Слайд 2

-Ребята, снеговик принес с собой зимние загадки и просит вас их отгадать. Слайд 3

- У Снеговика возникли вопросы: Откуда берутся снег и лед, и что это такое? Каковы свойства снега и льда? Снег и лёд – это одно и то же или это не одно и то же? Как вы думаете? (дети говорят своё предположение ).

- Это ваше предположение. Теперь мы попробуем это доказать или опровергнуть.


Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

III Открытие нового знания.

Цель:

- по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения

проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода,

- обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.


Организовать работу в группах.

Работа с учебником.

Беседа по правилам безопасности.

Работа в группах.

Работа по алгоритму

- Работать вы будете в парах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными.

Снеговик предлагает вам изучить свойства снега и льда. За правильные ответы он попросил меня дарить вам снежинки.

Слайд 4.

Опыт 1 Слайд 5

- Попробуйте в снегу сделать ямку.

- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.

- Что заметили?

- Я попробую ударить по льду молотком.

- Что заметили?

Вывод: снег рыхлый, а лёд хрупкий

Какая беда может случиться, если лёд тонкий?

Вывод: тонкий лёд хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду.

Опыт 2 Слайд 6.


- Что нужно для второго опыта?

- Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.

- Формулируют учащиеся вывод:

снег белый, а лёд бесцветный


Опыт 3 Слайд 7.

- Что нужно для этого опыта?

- Можно ли разглядеть через снег предмет?

- А через лёд?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: снег непрозрачный, а лёд прозрачный.

Опыт 4 Слайд 8

- И последний опыт.

- Что берем для опыта?

- Положите снег и лёд в стаканчики с водой.

- Что происходит с ними?

- Закончите вывод с помощью слова-помощника.

- Вывод: в тепле снег и лёд тают и образуется вода.

- Назовите: свойства снега

свойства льда

Снег Лед

Белый Бесцветный

Непрозрачный Прозрачный

Рыхлый Хрупкий

Тает, превращается в воду.


- Вспомните, какова была цель наших опытов?

- Что мы предположили?

- А к какому выводу мы пришли?


Личностные:

- эмоционально-ценностное отношение.

Метапредметные:

Регулятивные:

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;

- умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.


Физкультминутка.


Разминка

Снежинка

Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни

IV Первичное закрепление новых знаний.

Цель:

- обеспечить проговаривание обучающимися нового знания и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.

- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.

знаний.


Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов


Работа с учебником.


-Послушаем теперь Мудрую Черепаху (чтение вывода на с. 69)


Личностные:

- ответственное отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умения вести самостоятельный отбор информации;

- умение выполнять учебное действие.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение работать индивидуально.

Предметные:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Создание ситуации успеха.

Цель:

- установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести кор-рекцию;

- каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.



Использование ИКТ

Работа в Рабочей тетради.

Самопроверка.


- На стр.46, задание 2 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу.

- Соедините самостоятельно стрелками. - Сравните свойства льда и снега. Чем они различаются? А чем похожи?(снег и лёд при таянии превращаются в воду)

Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде 9 и оцените с помощью сердечек. Зеленое сердечко – нет ошибок, справился без затруднений; красное сердечко ошибок нет, но было трудно, синее сердечко – я ошибся.

Мудрая черепаха предлагает вам отгадать загадку (про снежинку)

Слайд10.

С чем можно сравнивать снежинки? (со звёздочкой с неба).

На что похожи снежинки, когда идёт снег во дворе? (пух, вата)

Слайды 11-Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они были разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.

Слайд 12- виды снежинок.

Где образуется снежинки? (Снежинки образуются в небе, облаках. Очень маленькие капли воды замерзают и получаются льдинки, они соединяются и получаются снежинки.)

Слайды 13

Песенка о снежинке Слайд 14

Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Помогите ему и дорисуйте снежинки.


Личностные:

- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

- выполнение работы по образцу.

Регулятивные:

- оценивать достигнутые результаты.

Предметные:

-знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?»


Включение новых

знаний в систему

знаний и

повторение.

Цель:

включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление

Беседа о свойствах снега и льда в природе. Работа с учебником.

Использование ИКТ

Работа с учебником.

Беседа с учителем.


-Из снега лепят различные фигуры. Рассмотрите снежные фигуры.(Р.Т. с.46.)



Слайд 15

Как образуется лёд?

(лёд образуется на поверхности воды, когда та замерзает)


- Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

- Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур (Р.Т. с.47-фотография)


- Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо?

- Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков), это спорт, отдых.

Ответ детей на вопрос Снеговика

-Что такое снег и лёд и из чего они образуются?

Слайд 16


Личностные:

- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- применять и сохранять учебную за

дачу, соответствующую этапу обуче

ния;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

- работать индивидуально;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.


VII Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель:

- совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Игровая ситуация, использование ИКТ

Графический диктант.



У вас у каждого есть листок с 10 кружками. Если вы согласны с утверждением, то на кружке рисуете, снежинку, если не согласны, то кружок оставляете пустым.

  • снег при таянии превращается в воду?

  • если вода замерзнет, она превращается в лёд?

  • снег бесцветный?

  • лёд прозрачный?

  • у снежинок пять лучей?

  • снег рыхлый?

  • лёд хрупкий?

  • -снег получается из водяных паров?

  • все снежинки одинаковые?

  • -снег белый?

Проверка графического диктанта. Слайд 17.

- Молодцы!

- Я вами довольна. Вы хорошо трудились. Вы настоящие исследователи.

У нас в классе висят красивые снежинки. Вы сейчас тоже превратитесь в снежинки и полетите к ним: те, кому на уроке было очень интересно, полетят к белой снежинке, кому на уроке было скучно к зелёной снежинке.


Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Умения использовать знания при разгадывание кроссворда.

Регулятивные:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

- умения систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»


VIII Рекомендации для занятий дома

Цель:

- обеспечивать понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.


Задание на выбор и по желанию обучающих-ся.



1. Предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать, как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.


Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- работать индивидуально;

- задавать вопросы.

Предметные:

- умения систематизировать знания по теме.



Литература:

  • Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014г.

  • Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Просвещение, 2016г.

  • Интернет – ресурсы

  • Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс Изд.2-е.испр.

  • Азбука природы в стихах, загадках, считалках – М.ВАКО, 2012г

  • Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2012г. – С. 222.

.