1 класс.
Тема | «Откуда берутся снег и лед?» |
Цель | организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению по теме: «Откуда берутся снег и лед?». |
Задачи | продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений; развивать мышление, внимание, память учащихся; обучать работе в группах, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
Формируемые УУД | Личностные: научить: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников; - стремление к самоконтролю и анализу своих действий. Регулятивные: учить: - выполнять учебное действие в соответствии с заданием; - применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы Познавательные: - учить планировать, анализировать свою работу; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: . - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; - работать индивидуально; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Предметные: - получить в ходе исследования и сравнения знании, что снег и лёд - это состояния воды, изучать свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам, которые имеют свойства одинаковые и различные. |
Ресурсы: | Компьютер, медиапроектор, экран. Презентация к занятию «Откуда берутся снег и лед?» Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2016. Цветные карандаши, жетоны-снежинки, карточки с графическим диктантом, иллюстрации и фотографии зимних пейзажов. Оборудование для опытов: снег и лёд в тарелочках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной картон, молоток (для учителя), салфетки для рук. |
Организация пространства | Учебный кабинет, ИКТ. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
УУД |
I Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне; создание благоприятной обстановки. | Организационный момент, положительная мотивация к уроку | Обучающие настраиваются на учебную деятельность | Мы урок начнем с разминки, Выпрямили свои спинки, На носочках потянулись, И к гостям мы повернулись, Поприветствуем гостей Все друг другу улыбнулись. А теперь вниманье на меня скорей. Раз, два, три, четыре, пять – Чтобы знания добывать, Нам урок пора начать. - Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение и я желаю всем на сегодняшнем уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира. - Сегодня на уроке будем учиться работать коллективно, в парах. - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперёд ума. | Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности. Метапредметные: Коммуникативные: - организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
II этап. Постановка учебной задачи. Цель: -повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося; -обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке; - актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках; - обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме. | Беседа о наступлении зимы. Работа с презентацией. | Ответы на вопросы учителя | - Послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима» -Понравилось вам стихотворение? -Какое время года сейчас? -Назовите признаки зимы. - Откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте составить «зимние» слова. - Какие слова у вас получились? - Знаете ли вы, что такое снег, а что такое лёд? - Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке? - Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Слайд 1. - Прочитайте тему урока на экране. | Личностные: - Проявление интереса к поставленной проблеме. Метапредметные: Регулятивные: - умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; - выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью. Предметные: - узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Постановка проблемной игровой ситуации, использование ИКТ | Разгадывание загадок. Диалог с учителем. | - Отгадайте загадку и узнаете, кто к нам спешит на урок. Меня не растили, Из снега слепили, Вместо носа ловко Вставили морковку. Глаза- угольки, Руки- сучки, Холодный, большой- Кто я такой? (снеговик) Слайд 2 -Ребята, снеговик принес с собой зимние загадки и просит вас их отгадать. Слайд 3 - У Снеговика возникли вопросы: Откуда берутся снег и лед, и что это такое? Каковы свойства снега и льда? Снег и лёд – это одно и то же или это не одно и то же? Как вы думаете? (дети говорят своё предположение ). - Это ваше предположение. Теперь мы попробуем это доказать или опровергнуть. | Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
III Открытие нового знания. Цель: - по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, - обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу. | Организовать работу в группах. Работа с учебником. Беседа по правилам безопасности. | Работа в группах. Работа по алгоритму | - Работать вы будете в парах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными. Снеговик предлагает вам изучить свойства снега и льда. За правильные ответы он попросил меня дарить вам снежинки. Слайд 4. Опыт 1 Слайд 5 - Попробуйте в снегу сделать ямку. - А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку. - Что заметили? - Я попробую ударить по льду молотком. - Что заметили? Вывод: снег рыхлый, а лёд хрупкий Какая беда может случиться, если лёд тонкий? Вывод: тонкий лёд хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду. Опыт 2 Слайд 6. - Что нужно для второго опыта? - Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод. - Формулируют учащиеся вывод: снег белый, а лёд бесцветный Опыт 3 Слайд 7. - Что нужно для этого опыта? - Можно ли разглядеть через снег предмет? - А через лёд? - Какой вывод можно сделать? Вывод: снег непрозрачный, а лёд прозрачный. Опыт 4 Слайд 8 - И последний опыт. - Что берем для опыта? - Положите снег и лёд в стаканчики с водой. - Что происходит с ними? - Закончите вывод с помощью слова-помощника. - Вывод: в тепле снег и лёд тают и образуется вода. - Назовите: свойства снега свойства льда Снег Лед Белый Бесцветный Непрозрачный Прозрачный Рыхлый Хрупкий Тает, превращается в воду. - Вспомните, какова была цель наших опытов? - Что мы предположили? - А к какому выводу мы пришли? | Личностные: - эмоционально-ценностное отношение. Метапредметные: Регулятивные: -организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально; - умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. |
Физкультминутка. | | Разминка | Снежинка | Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
IV Первичное закрепление новых знаний. Цель: - обеспечить проговаривание обучающимися нового знания и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. - организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; - стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий. знаний. | Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов | Работа с учебником. | -Послушаем теперь Мудрую Черепаху (чтение вывода на с. 69) | Личностные: - ответственное отношение к выполнению заданий. Метапредметные: Регулятивные: - умения вести самостоятельный отбор информации; - умение выполнять учебное действие. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - умение работать индивидуально. Предметные: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Создание ситуации успеха. Цель: - установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести кор-рекцию; - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Использование ИКТ | Работа в Рабочей тетради. Самопроверка. | - На стр.46, задание 2 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу. - Соедините самостоятельно стрелками. - Сравните свойства льда и снега. Чем они различаются? А чем похожи?(снег и лёд при таянии превращаются в воду) Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде 9 и оцените с помощью сердечек. Зеленое сердечко – нет ошибок, справился без затруднений; красное сердечко ошибок нет, но было трудно, синее сердечко – я ошибся. Мудрая черепаха предлагает вам отгадать загадку (про снежинку) Слайд10. С чем можно сравнивать снежинки? (со звёздочкой с неба). На что похожи снежинки, когда идёт снег во дворе? (пух, вата) Слайды 11-Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они были разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек. Слайд 12- виды снежинок. Где образуется снежинки? (Снежинки образуются в небе, облаках. Очень маленькие капли воды замерзают и получаются льдинки, они соединяются и получаются снежинки.) Слайды 13 Песенка о снежинке Слайд 14 Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Помогите ему и дорисуйте снежинки. | Личностные: - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: - выполнение работы по образцу. Регулятивные: - оценивать достигнутые результаты. Предметные: -знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?» |
Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление | Беседа о свойствах снега и льда в природе. Работа с учебником. Использование ИКТ | Работа с учебником. Беседа с учителем. | -Из снега лепят различные фигуры. Рассмотрите снежные фигуры.(Р.Т. с.46.) Слайд 15 Как образуется лёд? (лёд образуется на поверхности воды, когда та замерзает) - Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах). - Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур (Р.Т. с.47-фотография) - Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо? - Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков), это спорт, отдых. Ответ детей на вопрос Снеговика -Что такое снег и лёд и из чего они образуются? Слайд 16 | Личностные: - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: Регулятивные: - применять и сохранять учебную за дачу, соответствующую этапу обуче ния; - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; - работать индивидуально; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. |
VII Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель: - совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Игровая ситуация, использование ИКТ | Графический диктант. | У вас у каждого есть листок с 10 кружками. Если вы согласны с утверждением, то на кружке рисуете, снежинку, если не согласны, то кружок оставляете пустым. снег при таянии превращается в воду? если вода замерзнет, она превращается в лёд? снег бесцветный? лёд прозрачный? у снежинок пять лучей? снег рыхлый? лёд хрупкий? -снег получается из водяных паров? все снежинки одинаковые? -снег белый? Проверка графического диктанта. Слайд 17. - Молодцы! - Я вами довольна. Вы хорошо трудились. Вы настоящие исследователи. У нас в классе висят красивые снежинки. Вы сейчас тоже превратитесь в снежинки и полетите к ним: те, кому на уроке было очень интересно, полетят к белой снежинке, кому на уроке было скучно к зелёной снежинке. | Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные: Умения использовать знания при разгадывание кроссворда. Регулятивные: - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: - умения систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?» |
VIII Рекомендации для занятий дома Цель: - обеспечивать понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задание на выбор и по желанию обучающих-ся. | | 1. Предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать, как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме. | Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: Регулятивные: - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - работать индивидуально; - задавать вопросы. Предметные: - умения систематизировать знания по теме. |
.