СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК Перспектива. Тематическое планирование по литературному чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование. Программа Перспектива. Литературное чтение.

Просмотр содержимого документа
«УМК Перспектива. Тематическое планирование по литературному чтению.»

Тематическое планирование

по предмету «Литературное чтение»

3 класс

(136 часов. 4 часа в неделю)

Дата

Наименование разделов и тем

Основные виды деятельности учащихся




1

Книги – мои друзья (5 часов)

Книги, прочитанные летом.



Знакомство с названием раздела «Книги—мои друзья». Обсуждение высказывания в паре. Выполнение заданий в «Творческой тетради». Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о книге. Диалог Ани и Вани. Знакомство с книгой Е. Осетрова «Сказ о друкаре Иване и его книгах». Чтение высказывания Ярослава Мудрого о книгах. Знакомство с высказываниями Владимира Мономаха. Обобщение по теме урока. Книга—великая мудрость для всего народа

Рассматривание памятника Ивану Фёдорову. Работа в «Творческой тетради». Разгадывание головоломок. Знакомство со статьёй. Антиципация содержания по опорным словам головоломки. Краткий (сжатый) пересказ. Знакомство с «Азбукой» Ивана Фёдорова. Работа над высказываниями в «Азбуке». Работа в паре. Обобщение по теме урока. Анализ произведения «Иван Фёдоров и Иван Грозный»

Подготовка к реализации проекта «Мы идём в музей книги».


2

К. Чуковский. Бибигон и его друзья.


3

Книги Древней Руси.


4

Первопечатник


5

Иван Фёдоров.

Мы идём в музей книги




6

Жизнь дана на добрые дела. (18 часов)

Т. Коти. Добрый друг.



Знакомство с темой раздела учебника «Жизнь дана на добрые дела». Чтение опорных слов. Работа в паре: обсуждение системы ценностей, подбор эпитетов, синонимов, ассоциативных рядов слов (поступок—благородный поступок, красивый поступок, гадкий поступок; честность—правдивость— верность слову; благородство, красота). Чтение и анализ стихотворения Т. Коти «Добрый друг», работа по вопросам


7

В.И. Даль – собиратель народной мудрости.

Пословицы и поговорки русского народа.


8

Н. Носов. Огурцы.

Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Работа в «Творческой тетради». Анализ слова «добро». Создание текста «Доброе дело».


9

Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».


10

М. Зощенко. Не надо врать.

Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.


11

М. Зощенко. Не надо врать.

Анализ рассказа.


12-13

Л. Каминский. Сочинение. Пишем отзыв.

Знакомство с произведением Л. Каминского «Сочинение». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Творческая работа. Написание отзыва на книгу


14-15

М. Зощенко. Через тридцать лет.

Знакомство с рассказом М. Зощенко «Через тридцать лет». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.


16

Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей.



17

Н. Носов. Трудная задача.

Самостоятельное чтение


18

Что побеждает? Притча.

Чтение произведения, анализ содержания.


19

Что важнее? Притча.


20-21

В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

«Наш театр». В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано...».Подготовка к инсценированию произведения.


22

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.

Представлять одну из книг по заданным параметрам. Оценивание своих достижений.


23

Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».

Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.




24

Волшебные сказки. (17 часов)

Волшебные сказки. Урок работы с книгой.



Знакомство с темой урока. Работа по с.48—49 учебника. Народные сказки. Работа с выставкой книг. Классификация сказок. Знакомство с особенностями волшебной сказки. Диалог Ани и Вани.


25-28

Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка.

Особенности построения сказки.

Характеристика героя.

Подготовка к пересказу.

Знакомство со сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя.


29

Анализ картины В. Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк».

Анализ картины В. Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»


30-32

Летучий корабль. Русская народная сказка.

Особенности построения сказки.

Характеристики героя.

Знакомство со сказкой «Летучий корабль». Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Выставка книг. Русские народные сказки. Отзыв на книгу.


33

Морозко. Русская сказка.

Читать вслух и про себя. Характеристика героя сказки.


34

Белая уточка. Русская сказка


35

Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки.

Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.


36-38

По щучьему велению. Русская народная сказка.

Подготовка к инсценированию произведения.

Инсценирование произведения.

Делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы.


39

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки.

Выполнение вопросов и заданий учебника.


40

Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



41

Люби всё живое (20 часов)

Энциклопедии и справочники.


Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани. Работа с выставкой книг. Энциклопедии и справочная литература. Представление книги. Написание отзыва.


42

К. Паустовский. Барсучий нос.


43

Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности.


44

В. Берестов. Кошкин щенок.

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать.


45

В. Заходер. «Вредный кот».


46

В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста.

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Знакомство с произведением В. Бианки «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Мастерская писателя. Создание текста по аналогии «Муравьишка и Бабочка». Работа в «Творческой тетради».


47

Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка».


48

О. Полонский. Муравьиное царство.

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. О. Полонский «Муравьиное царство».


49

Тим Собакин. Песни бегемотов.

Знакомство с книгой Тима Собакина. Чтение стихотворения Тима Собакина «Песни бегемотов». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Написание отзыва на произведение


50

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.


51-52

Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька».

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале.


53-54

Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу.


55

Н. Носов. Карасик.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу.


56-57

М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию.

Подготовка к инсценированию произведения. Работа в «Творческой тетради». Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценирование произведения.


58

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

Определять свою позицию по отношению к героям произведения.

Деление рассказа на смысловые части, озаглавливание каждой части.


59

Составление плана рассказа.


60

Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




61

Картины русской природы (12 часов)

Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.



Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине


62

Н. Некрасов. Славная осень.

Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

Объяснять используемые в тексте выражения.


63

М. Пришвин. «Осинкам холодно».


64

Ф. Тютчев. «Листья».


65

А. Фет. «Осень».


66

И. Бунин. «Первый снег».


67

В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.

В.Поленов «Ранний снег». Анализ картины. Создание текста


68

Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.


69

К. Бальмонт. Снежинка.


70

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».


71

Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.

Анализ поздравительных открыток. Создание собственного поздравления


72

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.

Картины русской природы. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.




73

Великие русские писатели (29 часов)

Выставка книг. Произведения русских писателей.



Знакомство с темой урока. Диалог

Ани и Вани. Чтение статьи В. Берестова «Александр

Сергеевич Пушкин». Краткий пересказ.


74

В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.


75

А.С. Пушкин. Зимнее утро.

Чтение стихотворения «Зимнее утро».

Анализ произведения. Сравнение

стихотворения и произведения живописи И. Грабаря «Зимнее утро».

Чтение стихотворения «Зимний вечер». Анализ произведения. Сравнение стихотворения с произведением живописи

Ю. Клевера «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Чтение стихотворения «Опрятней модного паркета...». Анализ стихотворения.

Сравнение стихотворения с произведением живописи П. Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»,

В. Сурикова «Взятие снежного городка»


76

Сравнение стихотворения А.С Пушкина «Зимнее утро» и произведения живописи И. Грабаря «Зимнее утро».


77

А.С. Пушкин. Зимний вечер.


78

Сравнение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» с произведениями живописи Ю. Клевера «Закат солнца», «Зимний пейзаж с избушкой».


79

А.С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…» Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля «Зимний пейзаж», В. Сурикова. «Взятие снежного городка».


80

Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина.

Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения.

Определять нравственный смысл текста.

Соотносить иллюстрации и художественный текст


81-84

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»


85

И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения.

Соотносить иллюстрации и художественный текст.


86

Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?».

Особенности басен И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова.

Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать


87

И.А. Крылов. Слон и Моська.

Знакомство с темой урока. Чтение диалога Ани и Вани. Опыт прочтения басен в 1—2 классах. Выявление восприятия басен младшими школьниками. Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Анализ басни «Слон и Моська». Работа по вопросам учебника. Анализ басни «Чиж и голубь». Работа по вопросам учебника Обобщающая работа по басням. Наблюдаем и размышляем. Попробуем разобраться в своём характере.


88

И. А. Крылов. Чиж и голубь.


89

Обобщающая работа по теме: «Басни И.А Крылова».


90

Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

Антиципация темы урока. Знакомство с выставкой книг. Классификация книг. Чтение статьи Л. Воронковой. Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа «Лев и собачка». Подготовка к пересказу. Пересказ. Анализ рассказа «Лебеди». Работа по вопросам учебника


91

Л.Н. Толстой. Лебеди.


92

Л.Н. Толстой. Акула.


93

Обобщающая работа по произведениям Л.Н. Толстого.


94

Волга и Вазуза.

«Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей и поэтов. «Самостоятельное чтение». Л. Толстой «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли». «Семейное чтение». Заповеди из Евангелия в пересказе Л. Толстого


95

Как гуси Рим спасли.


96

Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов.


97-98

И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование произведения.

Наш театр». И. Крылов «Квартет».

Подготовка к инсценированию

произведения.

Инсценирование произведения.


99

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Создание текста-рассуждения.

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Работа с выставкой книг. Классификация книг. Создание текста «Зачем нужно читать произведения великих русских писателей и поэтов». Выполнение вопросов и заданий учебника. Анализ произведения А. Барто «Квартет». Создание текста-рассуждения «Что означает слово «согласие».


100

А. Барто. Квартет.


101

Контрольная работа по теме: «Тематический каталог. Создание текста-рассуждения о значении слова «согласие».

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.




101-102

Литературная сказка (18 часов)

В.И. Даль. Девочка Снегурочка.



Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ.

Определять отличительные особенности литературной сказки.


103

В. Одоевский. Мороз Иванович.


104-105

В. Одоевский. Мороз Иванович.


106

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста.


107

Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка.


108

Б. Заходер. Винни-Пух. Предисловие.


109

Р. Киплинг. Братья Маугли.

Чтение и анализ. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.


110-111

Дж. Родари. Волшебный барабан.


112

Создание своего окончания сказки.

Создание своего окончания сказки. Презентация творческой работы.


113

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.

Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.


114

Тим Собакин. Лунная сказка.

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.

Сочинять возможный конец сказки.


115

Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе


116-117

С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование произведения.

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.


118

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение сказки.

Работа с выставкой книг. Классификация книг.

Сочинение сказки.


119

Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка».

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




120

Картины родной природы (13 часов)

Т. Коти. В родном краю.

Пишем рассказ «В родном краю».



Анализ стихотворения Т. Коти «В родном краю». Создание текста «Строки стихотворения напомнили мне...». Пишем рассказ «В родном краю...».


121

Б. Заходер. Что такое стихи?

Анализ стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи?». Что такое стихотворение? Может ли стихотворение являться творчеством?


122

И. Соколов – Микитов. Март в лесу.

Выявлять особенности текста-описания.

Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук.

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.


123

А. Майков. Весна.


124

С. Есенин «Сыплет черёмуха…».


125

Анализ картин В. Пурвита «Последний снег» В. Борисова – Мусатова «Весна».


126

С. Есенин. С добрым утром.


127

Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.

Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза». Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение.

Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова «После дождя», И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу».


128

М. Пришвин. Золотой луг.

Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнение произведения живописи и стихотворения.


129

Саша Чёрный. Летом.


130

Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».


131

Ф. Тютчев. В небе тают облака.



132

Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.

Анализ картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведения живописи и стихотворения.


133

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

Стихи и рассказы о природе. «Самостоятельное чтение». Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения.


134

Г. Юдин. Поэты.

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.


135

Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.


136

Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий.

Анализ курса литературного чтения. Отбор понравившихся произведений. Презентация понравившихся произведений. Задание на лето.