Дата | № | Наименование разделов и тем | Основные виды деятельности учащихся |
| 1 | Книги – мои друзья (5 часов) Книги, прочитанные летом. | Знакомство с названием раздела «Книги—мои друзья». Обсуждение высказывания в паре. Выполнение заданий в «Творческой тетради». Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о книге. Диалог Ани и Вани. Знакомство с книгой Е. Осетрова «Сказ о друкаре Иване и его книгах». Чтение высказывания Ярослава Мудрого о книгах. Знакомство с высказываниями Владимира Мономаха. Обобщение по теме урока. Книга—великая мудрость для всего народа Рассматривание памятника Ивану Фёдорову. Работа в «Творческой тетради». Разгадывание головоломок. Знакомство со статьёй. Антиципация содержания по опорным словам головоломки. Краткий (сжатый) пересказ. Знакомство с «Азбукой» Ивана Фёдорова. Работа над высказываниями в «Азбуке». Работа в паре. Обобщение по теме урока. Анализ произведения «Иван Фёдоров и Иван Грозный» Подготовка к реализации проекта «Мы идём в музей книги». |
| 2 | К. Чуковский. Бибигон и его друзья. |
| 3 | Книги Древней Руси. |
| 4 | Первопечатник |
| 5 | Иван Фёдоров. Мы идём в музей книги |
| 6 | Жизнь дана на добрые дела. (18 часов) Т. Коти. Добрый друг. | Знакомство с темой раздела учебника «Жизнь дана на добрые дела». Чтение опорных слов. Работа в паре: обсуждение системы ценностей, подбор эпитетов, синонимов, ассоциативных рядов слов (поступок—благородный поступок, красивый поступок, гадкий поступок; честность—правдивость— верность слову; благородство, красота). Чтение и анализ стихотворения Т. Коти «Добрый друг», работа по вопросам |
| 7 | В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. |
| 8 | Н. Носов. Огурцы. | Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Работа в «Творческой тетради». Анализ слова «добро». Создание текста «Доброе дело». |
| 9 | Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело». |
| 10 | М. Зощенко. Не надо врать. | Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. |
| 11 | М. Зощенко. Не надо врать. Анализ рассказа. |
| 12-13 | Л. Каминский. Сочинение. Пишем отзыв. | Знакомство с произведением Л. Каминского «Сочинение». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Творческая работа. Написание отзыва на книгу |
| 14-15 | М. Зощенко. Через тридцать лет. | Знакомство с рассказом М. Зощенко «Через тридцать лет». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. |
| 16 | Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей. | |
| 17 | Н. Носов. Трудная задача. | Самостоятельное чтение |
| 18 | Что побеждает? Притча. | Чтение произведения, анализ содержания. |
| 19 | Что важнее? Притча. |
| 20-21 | В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». | «Наш театр». В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано...».Подготовка к инсценированию произведения. |
| 22 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы. | Представлять одну из книг по заданным параметрам. Оценивание своих достижений. |
| 23 | Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела». | Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. |
| 24 | Волшебные сказки. (17 часов) Волшебные сказки. Урок работы с книгой. | Знакомство с темой урока. Работа по с.48—49 учебника. Народные сказки. Работа с выставкой книг. Классификация сказок. Знакомство с особенностями волшебной сказки. Диалог Ани и Вани. |
| 25-28 | Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Характеристика героя. Подготовка к пересказу. | Знакомство со сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. |
| 29 | Анализ картины В. Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк». | Анализ картины В. Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк» |
| 30-32 | Летучий корабль. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Характеристики героя. | Знакомство со сказкой «Летучий корабль». Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Выставка книг. Русские народные сказки. Отзыв на книгу. |
| 33 | Морозко. Русская сказка. | Читать вслух и про себя. Характеристика героя сказки. |
| 34 | Белая уточка. Русская сказка |
| 35 | Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. | Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. |
| 36-38 | По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Инсценирование произведения. | Делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. |
| 39 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. | Выполнение вопросов и заданий учебника. |
| 40 | Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки». | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| 41 | Люби всё живое (20 часов) Энциклопедии и справочники. | Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани. Работа с выставкой книг. Энциклопедии и справочная литература. Представление книги. Написание отзыва. |
| 42 | К. Паустовский. Барсучий нос. |
| 43 | Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. | Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. |
| 44 | В. Берестов. Кошкин щенок. | Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать. |
| 45 | В. Заходер. «Вредный кот». |
| 46 | В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. | Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Знакомство с произведением В. Бианки «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Мастерская писателя. Создание текста по аналогии «Муравьишка и Бабочка». Работа в «Творческой тетради». |
| 47 | Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». |
| 48 | О. Полонский. Муравьиное царство. | Сравнение художественного и научно-познавательного текста. О. Полонский «Муравьиное царство». |
| 49 | Тим Собакин. Песни бегемотов. | Знакомство с книгой Тима Собакина. Чтение стихотворения Тима Собакина «Песни бегемотов». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Написание отзыва на произведение |
| 50 | Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. |
| 51-52 | Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». | Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. |
| 53-54 | Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. | Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. |
| 55 | Н. Носов. Карасик. | Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. |
| 56-57 | М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. | Подготовка к инсценированию произведения. Работа в «Творческой тетради». Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценирование произведения. |
| 58 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. | Определять свою позицию по отношению к героям произведения. Деление рассказа на смысловые части, озаглавливание каждой части. |
| 59 | Составление плана рассказа. |
| 60 | Контрольная работа по разделу «Люби все живое». | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| 61 | Картины русской природы (12 часов) Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу. | Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине |
| 62 | Н. Некрасов. Славная осень. | Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. |
| 63 | М. Пришвин. «Осинкам холодно». |
| 64 | Ф. Тютчев. «Листья». |
| 65 | А. Фет. «Осень». |
| 66 | И. Бунин. «Первый снег». |
| 67 | В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста. | В.Поленов «Ранний снег». Анализ картины. Создание текста |
| 68 | Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников. | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. |
| 69 | К. Бальмонт. Снежинка. |
| 70 | К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…». |
| 71 | Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления. | Анализ поздравительных открыток. Создание собственного поздравления |
| 72 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы. | Картины русской природы. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. |
| 73 | Великие русские писатели (29 часов) Выставка книг. Произведения русских писателей. | Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани. Чтение статьи В. Берестова «Александр Сергеевич Пушкин». Краткий пересказ. |
| 74 | В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин. |
| 75 | А.С. Пушкин. Зимнее утро. | Чтение стихотворения «Зимнее утро». Анализ произведения. Сравнение стихотворения и произведения живописи И. Грабаря «Зимнее утро». Чтение стихотворения «Зимний вечер». Анализ произведения. Сравнение стихотворения с произведением живописи Ю. Клевера «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Чтение стихотворения «Опрятней модного паркета...». Анализ стихотворения. Сравнение стихотворения с произведением живописи П. Брейгеля младшего «Зимний пейзаж», В. Сурикова «Взятие снежного городка» |
| 76 | Сравнение стихотворения А.С Пушкина «Зимнее утро» и произведения живописи И. Грабаря «Зимнее утро». |
| 77 | А.С. Пушкин. Зимний вечер. |
| 78 | Сравнение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» с произведениями живописи Ю. Клевера «Закат солнца», «Зимний пейзаж с избушкой». |
| 79 | А.С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…» Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля «Зимний пейзаж», В. Сурикова. «Взятие снежного городка». |
| 80 | Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина. | Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст |
| 81-84 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
| 85 | И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Соотносить иллюстрации и художественный текст. |
| 86 | Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?». | Особенности басен И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать |
| 87 | И.А. Крылов. Слон и Моська. | Знакомство с темой урока. Чтение диалога Ани и Вани. Опыт прочтения басен в 1—2 классах. Выявление восприятия басен младшими школьниками. Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Анализ басни «Слон и Моська». Работа по вопросам учебника. Анализ басни «Чиж и голубь». Работа по вопросам учебника Обобщающая работа по басням. Наблюдаем и размышляем. Попробуем разобраться в своём характере. |
| 88 | И. А. Крылов. Чиж и голубь. |
| 89 | Обобщающая работа по теме: «Басни И.А Крылова». |
| 90 | Л.Н. Толстой. Лев и собачка. | Антиципация темы урока. Знакомство с выставкой книг. Классификация книг. Чтение статьи Л. Воронковой. Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа «Лев и собачка». Подготовка к пересказу. Пересказ. Анализ рассказа «Лебеди». Работа по вопросам учебника |
| 91 | Л.Н. Толстой. Лебеди. |
| 92 | Л.Н. Толстой. Акула. |
| 93 | Обобщающая работа по произведениям Л.Н. Толстого. |
| 94 | Волга и Вазуза. | «Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей и поэтов. «Самостоятельное чтение». Л. Толстой «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли». «Семейное чтение». Заповеди из Евангелия в пересказе Л. Толстого |
| 95 | Как гуси Рим спасли. |
| 96 | Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов. |
| 97-98 | И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование произведения. | Наш театр». И. Крылов «Квартет». Подготовка к инсценированию произведения. Инсценирование произведения. |
| 99 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Создание текста-рассуждения. | Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Работа с выставкой книг. Классификация книг. Создание текста «Зачем нужно читать произведения великих русских писателей и поэтов». Выполнение вопросов и заданий учебника. Анализ произведения А. Барто «Квартет». Создание текста-рассуждения «Что означает слово «согласие». |
| 100 | А. Барто. Квартет. |
| 101 | Контрольная работа по теме: «Тематический каталог. Создание текста-рассуждения о значении слова «согласие». | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. |
| 101-102 | Литературная сказка (18 часов) В.И. Даль. Девочка Снегурочка. | Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ. Определять отличительные особенности литературной сказки. |
| 103 | В. Одоевский. Мороз Иванович. |
| 104-105 | В. Одоевский. Мороз Иванович. |
| 106 | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. |
| 107 | Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки. | Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. |
| 108 | Б. Заходер. Винни-Пух. Предисловие. |
| 109 | Р. Киплинг. Братья Маугли. | Чтение и анализ. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других. |
| 110-111 | Дж. Родари. Волшебный барабан. |
| 112 | Создание своего окончания сказки. | Создание своего окончания сказки. Презентация творческой работы. |
| 113 | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов. | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. |
| 114 | Тим Собакин. Лунная сказка. | Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других. Сочинять возможный конец сказки. |
| 115 | Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе |
| 116-117 | С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование произведения. | Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. |
| 118 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение сказки. | Работа с выставкой книг. Классификация книг. Сочинение сказки. |
| 119 | Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка». | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| 120 | Картины родной природы (13 часов) Т. Коти. В родном краю. Пишем рассказ «В родном краю». | Анализ стихотворения Т. Коти «В родном краю». Создание текста «Строки стихотворения напомнили мне...». Пишем рассказ «В родном краю...». |
| 121 | Б. Заходер. Что такое стихи? | Анализ стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи?». Что такое стихотворение? Может ли стихотворение являться творчеством? |
| 122 | И. Соколов – Микитов. Март в лесу. | Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. |
| 123 | А. Майков. Весна. |
| 124 | С. Есенин «Сыплет черёмуха…». |
| 125 | Анализ картин В. Пурвита «Последний снег» В. Борисова – Мусатова «Весна». |
| 126 | С. Есенин. С добрым утром. |
| 127 | Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу. | Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза». Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение. Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова «После дождя», И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу». |
| 128 | М. Пришвин. Золотой луг. | Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнение произведения живописи и стихотворения. |
| 129 | Саша Чёрный. Летом. |
| 130 | Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум». |
| 131 | Ф. Тютчев. В небе тают облака. | |
| 132 | Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки. | Анализ картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведения живописи и стихотворения. |
| 133 | Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. | Стихи и рассказы о природе. «Самостоятельное чтение». Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения. |
| 134 | Г. Юдин. Поэты. | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. |
| 135 | Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. |
| 136 | Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий. | Анализ курса литературного чтения. Отбор понравившихся произведений. Презентация понравившихся произведений. Задание на лето. |