Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Итак, друзья, внимание. Прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, Начнем же наш урок | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Проверка домашнего задания. 1. Обобщение и систематизация знаний о сказках А. Пушкина | К нам приходят пушкинские сказки, Яркие и добрые, как сны, Сыплются слова, слова-алмазы, На вечерний бархат тишины. Убегаем в буйство ярких красок В торжество добра над темным злом, Убегаем в пушкинские сказки Чтоб добрей и лучше стать потом… – Как вы думаете, почему я начала урок этими строками? – Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является кот ученый. Сколько он знает песен, сказок! А сегодня он приготовил для вас несколько вопросов. – Что такое сказка? – Какие бывают сказки? – К какому виду мы отнесем «Сказку о рыбаке и рыбке»? – По какой цепи ходил кот ученый? – Сколько витязей вышли из моря? – Кто служил царевне? – Над чем чах Кощей? – Кто нес богатыря через леса, через моря? – С какими словами обращался старик к золотой рыбке? – Из какой сказки последний вопрос? | Один ученик читает стихотворение наизусть. – Сказка – это произведение с выдуманным, фантастическим сюжетом. – Авторские и народные. – Авторская сказка. – Золотой. – Тридцать. – Бурый волк. – Над златом. – Колдун. – «Смилуйся, государыня рыбка». – «Сказка о рыбаке и рыбке» | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя, ответов сверстников. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, владеют навыками выразительного чтения. Высказывают и аргументируют свою точку зрения по обсуждаемой проблеме |
2. Сообщение учащихся | | (См. ресурсный материал.) |
3. Игра «Узнай слово по его значению» | – Сейчас с помощью игры мы проверим, хорошо ли вы запомнили устаревшие слова, которые встречаются в тексте. Я называю характеристику слова, а вы его угадываете. 1. Старинная женская одежда в виде короткой теплой кофты без рукавов. 2. Пряник с отпечатанными рисунками или буквами. 3. Богатые, знатные люди, которые служили царю. 4. Старинный праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы. 5. Небольшая светлая комната в верхней части дома. 6. Несмышленый, глуповатый человек. 7. Прядь волос, спадающая на лоб, чуб | – Душегрейка. – Печатный. – Бояре. – Кичка. – Светелка. – Простофиля. – Чупрун |
III. Актуализация знаний | – «Что за прелесть эти сказки...» А вы любите читать сказки? Почему? – Сегодня на уроке мы будем читать «Сказку о рыбаке и рыбке»: разберемся в особенностях сюжета, поговорим о главных героях – Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведем игру. – Где жили старик и старуха? – С чем первый раз пришел невод? – С чем второй раз пришел невод? – Какая труба была на новой избе старика и ста- рухи? – Какие ворота были в новой избе? – Во что была одета старуха, став дворянкой? – Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? – Что держала стража царицы на плечах? – Что ела старуха, став царицей? – Куда старуха-дворянка отправила работать ста- рика? – Что сделала потом? – Что общего у «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и других известных вам сказок? | Отвечают на вопросы. Делятся на три группы (по рядам). Каждая группа по очереди «вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечает на вопрос, номер которого записан на обратной стороне рыбки. За правильный ответ забирают рыбку. – У синего моря в ветхой землянке. – С тиной. – С травой морской. – Кирпичная, беленая. – Дубовые, тесовые. – Соболья душегрейка, парчовая корона. – Ударила старика по щеке. – Топорики. – Пряник. – На конюшню. – Выгнала старика. – Зачин, концовка, волшебство, троекратный повтор – магическое число, добро побеждает зло… | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества; аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
Физкультминутка | Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Помогайте, помогайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И читать, друзья, начните | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
IV. Изучение нового материала. 1. Разбор сюжета | – Сколько главных героев в сказке? – Кто положительный герой, а кто отрицательный? – Кто в сказке волшебный помощник? – Почему рыбка волшебная? – Есть ли повторение сюжета в сказке А. Пушкина? Зачитайте. – Как просит старуха? – Как старик разговаривает с рыбкой? – Как вы думаете, почему старик не смеет перечить старухе? | Отвечают на вопросы. – Золотая рыбка. – Рыбка золотая, умеет говорить человеческим голосом, исполняет желания. – Разговор старика и рыбки. – «Молвит ласковое слово, с поклоном» | Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества; аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов сверстников. Осуществляют логические операции |
2. Характеристика героев | – Дайте характеристику каждому персонажу по плану: • Где живет герой? • Чем занимается? • Какие поступки совершает? • Какой у него характер? • Что думает о нем автор? • Что вам понравилось или не понравилось в герое? – Свои ответы нужно доказать примерами из текста. Обобщает ответы обучающихся. Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный. Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблаго-дарный. – Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи? – Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность? – Выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? – Почему был наказан старик? – Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность? – Случается ли такое в жизни? – Какой же урок преподал нам великий поэт? | Осуществляют поиск в тексте отрывков, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Выразительно читают выбранные отрывки. – Все черты ее характера – отрицательные. Жадных, грубых, злых людей не любят в обществе, их поступки осуждаются. – Она опять осталась у разбитого корыта, в ветхой землянке. – Остаться ни с чем, потерять все. Приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) – отрицательная черта. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты только в том случае, если это оправданно. Но в сказке А. Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на ее неправоту, остановить ее. Он не смел ей перечить, слепо подчинялся, выполняя все ее прихоти. – В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твердо сказать «нет» |
V. Проверка знаний | – Чтобы проверить, насколько внимательно вы работали на уроке, выполните тестовые задание на листочках. 1. В каком порядке старуха высказывала свои желания? • Попросила избу. • Захотела быть владычицей морской. • Попросила корыто. • Пожелала быть столбовой дворянкой. • Захотела быть царицей. 2. В каком порядке менялось море? • Помутилось синее море. • Море слегка разыгралось. • Почернело синее море. • Неспокойно синее море. • На море черная буря. 3. В какой из этих пословиц выражена основная мысль сказки? • Много хочешь – последнее потеряешь. • Много желать – добра не видать. • Жадность всякому горю начало. • Ненасытному все мало | Выполняют тестовые задания | Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Принимают и сохраняют учебную задачу |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Над каким произведением работали? – Чему учит сказка? – Какой была золотая рыбка? – Что в сказке фантастического, а что реального? – Что общего у этого произведения с русскими народными сказками? – За что золотая рыбка наказала старуху? – Почему в названии сказки не упоминается ста- руха? – А. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок вы извлекли из сказки? – А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта. Сказки гуляют по свету, Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят на зорьке в туманах. А принц Белоснежку полюбит, А жадность Кощея погубит… Пусть Зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро! Мир озарив чудесами, Сказки летят над лесами, На подоконник садятся, В окна, как в речки, глядятся. А Золушку выручит фея; Не станет Горыныча Змея… Пусть зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро! Сказки со мною повсюду, Их никогда не забуду. Стоит сомкнуть мне ресницы – Вдруг Сивка-бурка приснится. А месяц засветится ясный В глазах Василисы Прекрасной… Пусть зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро! – Что вам понравилось на уроке? – Что не понравилось? – Что бы вы хотели изменить? | – «Сказка о рыбаке и рыбке». – Трижды старик бросал невод; рыбка говорит человеческим голосом и слышит старика; много просторечий, разговорных оборотов («Не садись не в свои сани»). – За жадность. Отвечают на вопросы учителя | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала. Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Осуществляют самоконтроль |
Домашнее задание | Подготовиться к чтению сказки по ролям, проиллюстрировать сказку (по желанию) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился А. С. Пушкин в городе Москве. С раннего детства был окружен заботой вниманием своих родителей. Его отец, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения. Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитывал их великое множество. Книги были его верными друзьями.
Воспитание, которое получил дома маленький Саша, было самым обычным: обязательный французский язык, на котором вообще велись все разговоры в семье.
Русский язык Пушкин усваивал из разговоров своей бабушки, Марьи Алексеевны, и от няни, Арины Родионовны. Арина Родионовна – простая сельская женщина, которая любила его как родного сына. Она знала множество народных сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.
А. С. Пушкин на всю жизнь запомнил и полюбил эти сказки. А когда вырос и стал поэтом, то пересказал их по-своему, в стихах.
Самые известные и любимые детьми – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».