показать морфологические особенности частицы и ее отличие от самостоятельных частей речи;
практически применять изученный материал.
формировать умение отличать частицу от других частей речи.
воспитать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи;
сформировать умение пользоваться полученными знаниями на письме.
Тип урока: урок объяснение нового материала.
Форма урока – урок-практикум с заданиями проблемного характера и первоначальным контролем полученных знаний.
УМК Русский язык: учебник для 7 класс общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение, 2014
доска; компьютер (мультимедийная презентация), проектор, экран.
“сказки А.С. Пушкина, морфологический разбор частиц, таблица “Разряды частиц” (у каждого учащегося) на партах, карточки с текстами
Учитель | Ученик |
I. Организационный момент | |
- Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста! Сегодня у нас очень необычный урок. Нас ждет увлекательнейшее путешествие в мир сказки. Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы изучаем? | Слайд №2 Морфология |
Давайте вспомним, что она изучает? | Части речи (на доске записываем часть речи) Слайд №3 |
Какие части речи бывают? | Самостоятельные и служебные Слайд №4 |
Какие самостоятельные части речи вы знаете? Перечислите. | Существительное, прилагательное, глагол Слайд №5 |
Какие служебные части речи вы уже знаете? | Предлог, союз Слайд №6 |
Что такое предлог? | Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные |
Что такое союз? | Союз– это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. |
Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку. | |
1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола. | Причастие Слайд №7 |
2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей? | Прилагательное Слайд №8 |
3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. | Союз Слайд №9 |
4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?) | Числительное Слайд №10 |
5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? | Наречие Слайд №11 |
6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? | Глагол Слайд №12 |
Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? | Частица Слайд №13 |
Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? | | | | п | р | и | Ч | а | с | т | и | е | | | | | | п | р | и | л | а | г | А | т | е | л | ь | н | о | е | | | | | | | | | | С | о | ю | з | | | | | | | | | ч | и | с | л | и | Т | е | л | ь | н | о | е | | | | | | н | а | р | е | ч | И | е | | | | | | | | | | | | | | | | Ц | | | | | | | | | | | | | | | г | л | А | г | о | л | | | | | | | | Частица как часть речи Слайд №14 |
Правильно. Сегодня на уроке, как вы уже догадались, мы будем изучать частицы. Записываем в тетрадях число Классная работа Тему урока | Первое апреля Классная работа Частица как часть речи |
Какие служебные части речи мы с вами изучали? | Предлог, союз |
Что такое предлог? Союз? | Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные Союз– это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. |
Чем предлог отличается от союза? | Союзы связывают однородные члены предложения, предложения в тексте. |
А чем частица отличается от предлога и союза? | Частица не связывает слова в предложении |
Итак, цель урока: Слайд№15 Познакомиться с частицей как служебной частью речи; Учиться находить частицы в отрывках из стихов, сказках А.С. Пушкина; Знать разряды частиц. | Познакомиться с частицей как служебной частью речи; Учиться находить частицы в отрывках из стихов, сказках А.С. Пушкина; Знать разряды частиц. |
Слайд №16 Люблю я Пушкина творенье. И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было, и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! | (Краткая биографическая справка) Пушкин Александр Сергеевич - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Любовь к родному языку А.С.Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Учение продолжалось шесть лет, и всё это время ученики жили безвыездно в Лицее. За шесть лет мальчики очень сдружились между собой и крепко полюбили свой Лицей. После окончания Лицея они каждый год собирались вместе 19 октября праздновать годовщину открытия Лицея. Лучшими друзьями Пушкина с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер. Слайд №17 |
III. Изучение нового материла В своем стихотворении которое называется «19 октября» А.Пушкин писал: Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. 1911 г. Художник И.Е.Репин написал картину “Пушкин на лицейском акте”, именно так Репин представлял, как сдавал экзамены А.Пушкин. | Слайд №17 Пишем строчки из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября”. Найдите в них служебные части речи. Выделите их в квадрат. |
Давайте проверим | Слайд №18 (Проверка: бы (б), ни, всё, же) |
- К какой служебной части речи вы их отнесете? | К частицам Слайд №19 |
- Итак, вы немного пополнили свои знания об А.С. Пушкине. А сейчас мы отправляемся в мир сказок великого поэта! | |
С.Я. Маршак писал о сказках А.С.Пушкина так: “Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово...”. | Слайд №20 Задание: Спишите высказывание С.Я.Маршака, объясните знаки препинания в нём. Найдите все служебные части речи. (Деепричастный оборот, однородные члены предложения, прямая речь, слова автора стоят перед прямой речью). Слайд №21 (Проверка: предлоги: о, с. Союзы: и) |
“Что за прелесть эти сказки!..”, - писал А.С.Пушкин. | Слайд №22 Запишите слова А.С.Пушкина. |
Какое это предложение по интонации? | Восклицательное |
Назовите слова, которые усиливают восклицание. | Что за |
Как вы думаете, какая это часть речи, служебная или самостоятельная? | Служебная |
Почему? | К ней нельзя задать вопрос, её можно убрать, не имеет лексического значения |
Ребята, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? | “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке” |
Перед вами распечатанные отрывки сказок поэта | |
Перед вами отрывок из сказки А.С.Пушкина, из какой он сказки? | “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” Слайд №23 “Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: “Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?” |
Найдите в данной строфе частицу, которая усиливает (выражает) вопрос? Кто догадался? | Частица “ль” |
Назовите все частицы, которые мы нашли в произведениях А.С. Пушкина? | Частицы: бы, (б), ль, же |
Ребята, назовите все частицы, которые мы с вами записали. | бы (б), ни, всё, же, ль, что за |
Хотя все они служебные слова, но у них у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному. | Слайд №25 БЫ – мечтает. ЛИ – сомневается (и спрашивает). ЖЕ – утверждает. |
И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживёте! Попробуйте ничего не утверждать. Попробуйте ни о чём не мечтать. Сможете прожить? Не сможете! | |
Итак, что же такое частица? Давайте откроем учебник на странице 164, параграф 66. | Самостоятельное чтение материала учебника на странице 164, параграф 66. Слайд №26 (у учащихся на партах План морфологического разбора частиц) 1. Частица – это служебная часть речи, которая 1) служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия; 2) вносит различные оттенки в предложение. 3) не изменяется; не является членом предложения. |
Найдите разряды частиц: параграфы 67,68,71 | |
Сколько вы насчитали разрядов? | У нас получилось их очень много – целое “море частиц” Слайд №27 |
У вас у каждого есть таблица разрядов частиц. Рассмотрите её. | Слайд №28 |
IV. Закрепление нового материла | Слайд №29 |
Продолжаем наше путешествие в сказочный мир... А сейчас прочитайте выразительно два отрывка из сказки. Из какой это сказки? | Слайд №29 “Сказка о золотом петушке” Найдите все частицы. |
1) ...Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Воеводы не дремали, Но никак не успевали: Ждут, бывало, с юга, глядь, — Ан с востока лезет рать. Справят здесь, — лихие гости Идут от моря. Со злости Инда (даже) плакал царь Дадон, Инда (даже) забывал и сон. Что и жизнь в такой тревоге! Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу. Шлет за ним гонца с поклоном. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка... 2) ...Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон. “Что за чудо?” — мыслит он. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатёр... Работа по вариантам. 1 вариант – 1 текст, 2 вариант – 2 текст. | 1 вариант – 1 текст, 2 вариант – 2 текст. Выпишите все частицы |
Найдите частицы, которые передают отрицание, выражают вопрос, восклицание, указывают на что-либо, усиливают действие. Запишите их в тетрадь, распределяя по разрядам. (Вызывается по одному учащемуся с 1 и со 2 варианта к доске. Работа за закрытой доской). | Слайд №30 Проверка: | 1 в | 2 в | Отрицательная | не | не | Восклицательная | что и | что за | Усилительная | инда (даже), и | уж | Указательная | вот | вот | |
V. Самостоятельная работа. Слайд № 13 Из какой сказки отрывок? | Слайд №31 “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” |
Молодцы! Выразительно прочитайте его. Найдите все частицы, определите разряд “Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?” Зеркальце в ответ: “А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее”. Делать нечего... | Слайд №32 Проверка: Вопросительные : как, ли; Усилительные:-то, и, ж (же), вишь, всё ж; Выделительные: лишь; Отрицательные: не |
Доказательство (как отличить частицу от других частей речи): | Слайд №33 1. Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица. 4. Оно служит для образования или наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия. Значит, это частица. |
VI. Итог урока 1. Что такое частица? 2. С какой целью употребляется частица в предложении, в тексте? а) для образования наклонений глагола; б) для внесения в предложение утверждения или отрицания; в) для передачи различных смысловых оттенков. 3. Что общего у частиц с другими служебными частями речи? 4. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов? 5. На какие группы делятся частицы? | Слайд №34 (Выводы) |
VII. Домашнее задание Вариант 1 1. параграф 66 2. Упражнение 403 Вариант 2 1. параграф 66 2. Найти частицы в сказке А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (со слов ““...Чёрт ли сладит с бабой гневной... до слов ...И оставили одну, отходящую ко сну...” запишите строки с частицами. | Слайд №35 |
Читайте Пушкина, читайте, И не живите днём одним С ним и любите, и мечтайте. И размышляйте вместе с ним. И светлой дружбой дорожите Её, как свет звезды неся, Как Пушкин, пламенно живите,- Жить нам без Пушкина нельзя. | Слайд №36 |
VIII. Рефлексия “Сегодня на уроке я узнал...” “Сегодня на уроке я научился...” “Сегодня на уроке мне было сложно...” “Сегодня на уроке мне было легко...” “Сегодня на уроке мне понравилось...” | Слайд №37 |
- Спасибо за работу. - До свидания, ребята! | Слайд 38 Список используемой литературы. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение, 2014 Журнал Русский язык в школе №2, 1995 Идеи Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов Материалы сайта http://www.licey.net/russian/phonetics/3_10_3 |