СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: " Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" для 3 класса по программе: "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: " Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"»

Тема: " Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"



Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Форма урока: традиционная

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

            - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Программное обеспечение: «Microsoft Office Power Point».

Оборудование:

  • карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы;

  • презентация 8 слайдов

  • учебник русского языка для 3 класса Т.Г.Рамзаевой.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.








  1. Оргмомент

-Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствует много гостей. А гостей всегда встречают с радостью. Давайте повернемся и подарим им свои улыбки. А теперь поприветствуйте друг друга приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь наша хоть на самую капельку стала радостнее и интереснее.


-Думаю, и урок наш сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех, ведь сегодня у нас урок изучения новых знаний.


-Итак, к уроку русского языка вы должны были приготовить:

-книгу,

-тетрадь,

-простой карандаш,

-ручку.

-Тихо сядут девочки, потом мальчики. Проверьте положение спины, рук, ног. Старайтесь сохранить правильную посадку до конца урока.

Садимся и выполняем правила посадки 1-2-3-4-5.


-Прочитайте пословицу на доске.

Знания собираются по капле.

-Как вы понимаете её смысл?

Каждый день мы узнаём что то новое.

-Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.

-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше  море знаний?

 

Сегодня у нас на уроке гость. А кто? Вы узнаете, если правильно выполните задание.


  1. Актуализация знаний -Повторение о ь – разделительном и ь –показателе мягкости согласных.

-Отгадайте загадки.

А) Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. /Портфель/

Б) Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

В) Развернули дети голубые сети,

Но за партой, а не в речке,

Не на рыб, а на словечки /Тетрадь/


-Чем похожи эти слова? (во всех словах пишется мягкий знак)

- Какую роль играет мягкий знак в написанных словах?



  1. Работа с фразеологизмами.

Учитель: На доске записаны фразеологизмы. Что такое фразеологизмы?

Дети: устойчивые выражения.

Учитель: Прочитайте фразеологические обороты, объясните, когда так говорят:

Медвежья услуга.

Скатертью дорога

И бровью не ведет.


Ребята читают фразеологические обороты, объясняют их значение.


Учитель: Какая орфограмма объединяет все фразеологизмы?

Дети: Разделительный мягкий знак.

Учитель: С какой ролью мягкого знака вы еще знакомы?

Дети: Показатель мягкости согласного.


На доске появляется схема:


Ь


показатель разделительный

мягкости знак


-Итак, кто же наш гость на уроке? (мягкий знак)

(Вывешивается карточка с мягким знаком)

Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
А в слово часто просится.


Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

– Посмотрите на доску, вспомните, как правильно пишутся строчные буквы

- Придумайте и напишите цепочку из этих букв.

 -Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.

-Молодцы! Аккуратно написали
И нисколько не устали.

- Продолжаем работать дальше…


-А что вы ещё знаете о мягком знаке? (звука не обозначает)


3. Сообщение цели - Открытие детьми нового знания.

- А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке?

- Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль ( работу) выполняет Ь.


-Будем развивать внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради, культуру общения и поведения на уроке.

-Прочитайте слова: Луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь. Рожь, меч, нож, ночь, мышь, дочь, врач, ковш,


-Как вы думаете, что объединяет эти слова? -Чем похожи эти слова? (это имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук)



Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет?

-Можете дать ответ? (дети сомневаются).

-Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.

-На какие группы вы разбили бы данные слова, используя какие-то закономерности, свойственные этим группам? (одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака)

-Молодцы, ребята, вы предложили несколько вариантов.


- Я предлагаю вам выписать в один столбик имена существительные мужского рода, а в другой –женского рода.


-Сравните написание существительных каждого столбика. /зачитать ученикам столбики- самопроверка/


-Когда имена существительные с шипящим на конце пишутся с мягким знаком? (если они женского рода)


-Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака? (он указывает, что это существительные женского рода)

/На доске вывешивается третья табличка: показатель женского рода имен существительных после шипящих/.

4. Сообщение темы урока

-Кто может сформулировать тему нашего урока (вывешивается тема урока)

- Что нужно уметь, чтобы правильно написать имена существительные с шипящими на конце? (уметь определять род имён существительных)


- Так какую роль выполняет ь знак?


-Кто может сделать  вывод?


5. Работа по учебнику

- Где мы можем проверить наш вывод.

-В учебнике.

-Откройте учебники на с.42 и прочитайте правило.

- Правильно ли мы с вами сделали вывод?

-Да, правильно.

6. Составление алгоритма

-А сейчас я предлагаю нам вместе составить памятку (алгоритм) о написании ь на конце имён существительных после шипящих.

- Что, по вашему мнению, мы должны выяснить сначала?

-Надо определить сначала часть речи, ведь  нам может встретиться другая часть речи.

-А дальше?

-Если слышу на конце шипящий звук, то определяю род имени существительного.

- Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
- Если существительное женского рода, то Ь пишу.

-Молодцы! Мы с вами составили памятку , которой можно пользоваться , чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих.

  1. Имя существительное.

  2. На конце шипящие – ш, щ, ч, ж.

  3. Женский род – ь, мужской род – ---

7. Физминутка.

Мы задание выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

-Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами.

Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.

-Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?


8 Проверка по алгоритму.

-Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце /работа у доски/


  1. Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ)

  2. Часть суток от вечера до утра (ночь)

  3. Маленький ребёнок (малыш)

  4. Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач)

  5. Каменное сооружение для отопления помещений (печь)

  6. Суп со свёклой и другими овощами (борщ)

  7. Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)

  8. Место, где купаются и загорают – ... ;

  9. Ароматный белый майский цветок – ... ;

  10. Черная птица – вестник весны – ... ;


9. Итог:-Когда пишем ь знак на конце сущ. после шипящих?

-Какой признак является главным?


10. Осознание и осмысление

-Хотите узнать, почему мягкий знак пишется только на конце имён существительных женского рода? Тогда слушайте сказку

«Мягкий знак ищет слова»

Как-то в волшебной стране АзБукоВедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха. Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам женского рода.

Идёт и думает: «Женщины добрые, они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.

Захотелось как-то Мягкому знаку найти себе друга. Пошёл он по тропинке и встретил ежа.

-Давай дружить! - предложил Мягкий Знак. Но ёж ничего не ответил и свернулся в колючий клубок. Обиделся Мягкий Знак и ушёл от ежа. Идёт он и плачет. Вдруг видит: у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить.

Мягкий Знак так был ей благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящие.

-Почему существительные нож, плащ, шалаш не пустили Мягкий Знак?

-А почему существительные рожь и мышь оставили его у себя?

-А почему Ёж не захотел дружить с Мягким Знаком?


11. Работа с учебником, выполнение упр. №453 /взаимопроверка, проверка на экране/

12. Работа с экраном на слайдах - 2 задания

13. Работа с тестом

- Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания теста


14. Подведение итогов


-Что мы узнали нового сегодня на уроке?

 

-Учились определять , когда надо писать ь, а когда не надо.

- К какому выводу пришли?

- На конце имён существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

-На конце имён существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.






.









-Алгоритм написания ь знака после шипящих?

-Выберите ключевые слова урока:

(имя существительное, ь знак, род, шипящие)


15. Домашнее задание

- Сегодня на уроке вы все были умницами! Хорошо работали, были внимательны и активны. ОЦЕНКИ ЗА УРОК

-Открываем дневники и записываем д/з:

1) Выучите правило с.42

2) с.42, упр. №454 - инструктаж

-Закрываем тетради ,дневник , учебник.

  16.  Рефлексия.

            -Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. /под музыку/

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

-Открываем глазки.                      

-У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались - возьмите каплю синего цвета.

Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения , вам не очень понравилась работа на уроке.

-Жёлтую, вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

- А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний.

-Урок закончен. Всем большое спасибо



































Разноуровневый тест по теме:

«Правописание мягкого знака на конце имен существительных»

Вариант 1

Фамилия,имя___________________________________________

1. Мягкий знак пишется после шипящих на конце имен существительных…

а) женского рода;

б) мужского рода.

2. Отметь имена существительные женского рода:

а) тишь;

б) ноль;

в) дичь.

3. Что лишнее?

а) мыш(?);

б) чиж(?);

в) гуаш(?).

4. Укажи слова с мягким знаком:

а) дич(?);

б) брош(?);

в) малыш(?).

5. Какие слова записаны в виде транскрипции? Запиши эти слова.

[стр'иш ] -…………

[р'эч ] -…………



Разноуровневый тест по теме:

«Правописание мягкого знака на конце имен существительных»

Вариант 2

Фамилия,имя___________________________________________

1. Мягкий знак не пишется после шипящих на конце имен существительных…

а) женского рода;

б) мужского рода.

2. Отметь имена существительные женского рода:

а) боль;

б) мелочь;

в) конь.

3. Что лишнее?

а) кирпич(?);

б) плащ(?);

в) реч(?).

4. Укажи слова с мягким знаком:

а) помощ(?);

б) гараж(?);

в) камыш(?).

5. Какие слова записаны в виде транскрипции? Запиши эти слова.

[дрош ] -………….

[л'эщ ] -…………







Самопроверка.

Прочитайте существительные с мягким знаком на конце.

Почему написали мягкий знак?

Что нужно уметь, чтобы грамотно писать существительные с шипящими на конце?

(уметь определять род имён существительных)

С одним из существительных составьте предложение и напишите его.

Чьё предложение вам понравилось?


Взаимопроверка

4. Выявление уровня усвоения новых знаний. (самостоятельная работа)

Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания разной степени трудности. Три уровня 1,2,3.

1уровень

Напиши имена существительные в единственном числе, укажи род.

Чертежи, вещи, дочери, трубачи, гаражи, моржи, мелочи, богачи, коржи.

2 уровень

Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий …

3 уровень

Напиши мини- сочинение на тему «На реке», используя слова:

Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь.

Выберите задание. Прочитайте его внимательно, определите задачу и приступайте к её решению. О результатах работы вы узнаете на следующем уроке русского языка.



Встаньте возле парт. Я произношу слова с шипящей на конце. Если названо слово, в котором после шипящей надо писать мягкий знак, вы делаете хлопок руками. Тот, кто ошибся – садится за парту.

Слова для игры: сторож, мышь, луч, уж, камыш, дрожь, плющ, плащ, нож, мышь, печь, грач, стриж, ложь, страж, клич, плач, сушь, овощ, обруч, вещь.

Актуализация

  1. Игра: «Распредели на две группы».

У ребят карточки №1 со словами: братья, карась, стулья, больной, сыновья, прутья, мышь, листья, деньки, мальчик, корабль.

Дети записывают слова с мягким знаком в две группы: первый столбик—слова с мягким знаком как показателем мягкости согласного, второй – слова с разделительным мягким знаком.



2. Физминутка-игра

(Играют 2 команды мальчиков и девочек. )

-если cущ. ж.р.-встают девочки

м.р.-встают мальчики.

Ерш, полночь, клич, сыч, мышь, карандаш, чиж, дрожь, пейзаж, горяч, плач, грач, молодежь.


  • Нож, речь, вещь, камыш, чиж, печь, еж, врач, душ, ключ, ночь, помощь, силач.

К каждому слову подбери синоним - существительное с шипящим на конце. Запиши.

Неправда - ______, соревнование - _______, ерунда - _______, команда - _______, сила - _______, призыв - _______, здоровяк - _______.


Если возникли затруднения, воспользуйся подсказкой: клич(?), лож(?), экипаж(?), матч(?), мощ(?), чуш(?), крепыш(?).


А сейчас проведем небольшой тест ,который позволит нам  обобщить свои знания.

1. Мягкий знак может выполнять:

у) 3 роли;

и) 2 роли;

о) 1 роль.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

м) пишется  в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

н) пишется только на конце слова;

к) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется

с) между двумя согласными;

н) между согласной и гласной в корне слова;

т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

и) всегда пишется мягкий знак;

ы) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

ц) не пишется мягкий знак;

щ) пишется мягкий знак.

 6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

я) на число;







УМНИЦА

-Посмотрите внимательно на буквы , которые вы записали? Какое слово у вас получилось?