СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Варианты повышения качества чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы обучающиеся правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладели разными приёмами чтения, можно дать им памятку.......

Просмотр содержимого документа
«Варианты повышения качества чтения.»

Варианты повышения качества чтения.

Повышением чтения в коррекционной школе является целенаправленное управление обучением чтению- коррекционные (индивидуально-групповые) занятия по развитию техники чтения обучающихся. На таких занятиях навыки чтения и умение работать с текстом формируются с учётом следующих положений: -читательские умения рассматриваются в единстве с речевыми умениями; умение читать видится широко – как умение владеть техникой чтения, воспринимать (понимать ) тексты и произведения разных жанров; -умение читать уже в начальной школе рассматривается с позиции учебных умений, так как со второго класса оно постепенно становиться средством обучения. Ряд приёмов и упражнений используется на занятиях, чтобы обеспечить: -совершенствование процесса смысловой переработки текста; -расширение фиксационного поля чтения; -развитие предвосходящего восприятия текста и предотвращения регрессий, (то есть возвращение глазами к прочитанным словам); -преодоление внешней активной вокализации при чтении молча; -целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения; -развитие контроля и самоконтроля при чтении; - развитие умения слушать своё и чужое мнение; -формировать у обучающихся умения воспринимать тексты разных видов; В работе по обучению технике чтения учитывается: -взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; -чтения, говорения и слушания; -чтения и понимания. Для обучения технике чтения выделяются следующие группы упражнений: -на развитие речевого аппарата; -расширение оперативного поля чтения; -развитие правильности, безошибочности восприятия текста; -развитие догадки на различных уровнях; -развитие скорости чтения вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; -преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста. Чтобы обучающиеся правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладели разными приёмами чтения, можно дать им памятку.

Памятка.

«Учись читать правильно»

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

  4. Старайся понять о чём читаешь.

  5. Читай ежедневно вслух и «про себя».

Упражнения для обучения чтению.

  1. Упражнения для развития чёткости произношения.

Развитие чёткого произношения осуществляется введением чистоговорок и скороговорок.

Чистоговорки:

Ра –ра- ра- начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро- у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.

Ре-ре-ре- стоит домик на горе.

Ри –ри-ри- на ветках снегири.

Ар-ар-ар- кипит наш самовар.

Ор-ор-ор- созрел красный помидор.

Ир-ир-ир- мой папа командир.

Арь-арь-арь –на стене висит фонарь.



Ло-ло-ло- на улице тепло.

Лу-лу-лу- стол стоит в углу.



Ша-ша-ша- мама моет малыша

Шу-шу-шу- я писмо пишу.



Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу- молока дадим ежу.



Са-са-са-в лесу бегает лиса.

Су-су-су-было холодно в лесу.



Ре-ре-ре-носим воду мы в ведре.

Ри-ри-ри-двор убрали –раз, два, три.



Скороговорки:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.



Шапкой Мишка шишки сшиб.



Маша дала Ромаше сыворотку из –под простокваши.



Сено Сене Костя косит.

В сени сено Сеня носит.



У нас в печурке золотые чурочки.



Лежебока, рыжий кот

Отлежал себе живот.



На скамейку мама села

Справа-Сева, Слава- слева.



У Сени и сани

В сетях сом с усами.



Маленькая болтунья

Молоко болтала-болтала,

Да не выболтала.



Редька редко росла на грядке,

Грядка редко была в порядке.



Усядемся на пригорке,

Да расскажем скороговорки.



2.Упражнения для разминки перед чтением.

Параллельно с чистоговорками и скороговорками ведётся отработка сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения включены в качестве разминки перед чтением:

1.Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы,и.

2.Артикуляция гласных в сочетании с согласными: ба, бо,бу,бы,би; ва,во,ву, вы, ви.

3. Наращивание согласных:рба,рбо,рбу, рбы,рби; срба, србо,србу,србы,срби.



а

о

р-б- у

ы

и



3.Упражнения ,вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

С этой целью даются для чтения слова и словосочетания на определённое время:

-слова с общим корнем: вода-водный, белый-бельё, Родина-родной.

-сочетания существительного с прилагательным: у чистого берега, у дальнего леса.

-слова ,отличающиеся одной буквой:чистота-частота,девушка-дедушка,булка-белка.



4.Упражнения,развивающие оперативное поле чтения и память.

Упражнения в чтении различных слов, предложений развивают не только вниманию к слову, но и способствуют расширению поля чтения ученика, улучшению памяти, внимания.

Игра: «Весёлый светофор»

Учитель быстро показывает слоги и слова на карточках. Дети смотрят-«фотографируют» и называют их учителю:

Из пар роза

От дар лиса

Ку зар коза

Для осмысления прочитанного можно задать вопрос:

-Какое слово лишнее? Почему?

Упражнения в восприятии слов за короткое время(0,5с.) сначала трёх-четырёх слов, затем «пирамидки», включающей до восьми слов:

до

дом

друг

доска

дорога

дорогой

директор

5.Упражнения,развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.

-Учитель раздаёт карточки с предложениями , в которых нет окончаний слов .Читая эти предложения вслух, дети устно восполняют отсутствующие окончания: -Мы с папой сегод(ня) пош(ли) в ки(но).

- Предлагаются на карточках тексты, отдельные слова в которых лишены окончаний:

Око... нашей дерев…. Есть небольш….. лесок. Летом ребя… собирают там яго… . За грибами мы ход… в лес за рек… . Там живёт лесн… . Хоро… отдохнуть в его дом… .

-Упражнение «финиш».

Учитель раздаёт карточки с текстом для молчаливого чтения и указывает слово (группу слов), до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав до нужного слова,дети поднимают руку. Учитель проверяет правильность (дети показывают заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно задавать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.

-Упражнение «Буксир» используется для скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения обучающихся. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь успевать за учителем. Проверка внимания и соблюдение режима скорости чтения детьми осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами делает выборочную проверку.

-Упражнение Молния»-для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния» и продолжается от 20 секунд-до 2 минут (после освоения упражнения).

6. Упражнения по анципации (догадке) частей устойчивых словосочетаний.

Предлагается прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты окончаний. Правильность проверяется по тексту правой стороны.

Анципация частей предложений:

Он сам во всём - виноват.

Дверь была- открыта, закрыта.

Солнце уже- взошло, зашло.

Весь день шёл- дождь, снег.

Над рекой стелется- туман.

Ветер гнул- деревья.

Я уже прочитал эту- книгу.

Анципация поговорок:

Сделал дело- гуляй смело.

Дал слово- держи.

Тише едешь- дальше будешь

Лучше поздно- чем никогда.

Мал золотник- да дорог.

Семь раз отмерь- один раз отрежь.

Для упражнения в анципации даётся и связный текст , в котором пропущены слова.

Все виды упражнений способствуют обучению чтения в начальных классах коррекционных школ.