СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина с ответами по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение к творчеству Александра Сергеевича Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Викторина с ответами по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане»»

Викторина с ответами по сказке Пушкина

«Сказка о царе Салтане»

к 185-и летию со дня первой публикации (1832 – 2017 гг.)

 
Цель: приобщение к творчеству А.С. Пушкина; активизация

познавательного интереса; закрепление знаний по содержанию

сказки. 


Задачи: 


- расширить кругозор детей;
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- развивать творческий потенциал детей;
- развивать внимание, мышление, память;
- формировать умение принимать самостоятельное решение при выборе ответов, доказывать, анализировать;



Из истории создания сказки
(вступительное слово педагога)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») — сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, а впервые издана через год.
Первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.


Происхождение сюжета
«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок, например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик в образе Василисы Премудрой.
Из большого количества произведений А. С. Пушкина самыми ценными и любимыми остаются его чудесные сказки. Им написано 7 сказок в стихах. Одна из них в этом году отмечает 185-летний юбилей. Это «Сказка о царе Салтане». Это одна из самых известных стихотворных сказок, отрывки из которой знают наизусть и цитируют очень много людей во всём мире. Полное название сказки - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сюжет этой сказки, как и многих других, Пушкин услышал от няни. Он не просто проникся народной поэтикой*, он ввел народную сказку в свое литературное творчество, дал ей новую жизнь, придал форму, которая стала доступна всем и даже детям. Сказки А.С.Пушкина открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.


поэтика* - поэтическая манера, свойственная данному поэту, направлению, эпохе.

1 тур «Узнай персонаж сказки по словесному портрету»


Главные персонажи сказки
(характеристика героев, которую можно дополнить, изменить или составить собственную, после прочтения книги или просмотра мультипликационного фильма)


ЦАРЬ САЛТАН — добрый и справедливый, мягкий и незлопамятный, немного простоватый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой. Царь Салтан милосердный и великодушный.




ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.


КНЯЗЬ ГВИДОН — сын царя Салтана, которого злые завистницы обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец в бочке растёт «не по дням, а по часам» и становится прекрасным, сильным, смелым, отважным юношей. Он защищает слабых (спас Царевну Лебедь от коршуна), справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

















Ткачиха, повариха (сестры) и сватья баба Бабариха (мать трех девиц) - из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.






2 тур «Отгадай загадку»
1 Кто на весь крещёный мир,
приготовить бралась пир?
А теперь на кухне злится,
что жена царя - сестрица.
(Повариха)


2. Кто на весь бы мир одна,
наткала всем полотна?
Сейчас плачет у станка,
не она царя жена.
(Ткачиха)


3. Кого в бочку в тот же час
посадили, засмолили,
в океан на смерть спустили?
Выслушав Царя "указ".
(Царицу и приплод)


4. Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде...”-
Звонко песенку поет?
(Белка)


5. Пушки с пристани палят,
Всем ответ держать велят,
Как зовется остров в море,
Где Гвидон не знает горя?
(Буян)


3 тур «Подскажи словечко»
Пушки с пристани …,
Кораблю пристать ….
Пристают к заставе …,
Князь Гвидон зовет их в …. 


Говорят, царевна есть,
Что не, можно глаз отвесть.
Днем свет божий …,
Ночью землю … —
Месяц под косой …,
А во лбу звезда ….


В синем небе звезды …, 
В синем море волны …; 
Туча по небу …, 
Бочка по морю ….


4 тур «Путаница» 
(Найди « лишний» отрывок, назови из какой он сказки, восстанови текст)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. 
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?” 
И ей зеркальце в ответ: 
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он - будь царица 
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,…
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».


Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Аль откажешь мне в ответе?” 
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»


Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. 
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей. 



5 тур « Кто больше» 
(Рефлексия)
Рассмотри картинку и назови персонажей сказок А.С. Пушкина
и название произведения. Если дети знают, могут прочитать отрывок из сказки.


Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! 
И жизнь наполнится тогда добром и лаской!
Ученый кот в страну чудес откроет двери,

Там вы научитесь дружить, любить и верить!





Литературный праздник к пушкинским дням для учащихся начальных классов

Литературная викторина с элементами игры для младших школьников «Там, на неведомых дорожках…».

Автор: Сергеева Анна Владимировна, воспитатель группы продленного дня МБОУ Сукромленская СОШ имени М.Н. Виноградова село Сукромля Торжокский район Тверская область. 
Данная разработка может быть использована учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования, воспитателями групп продленного дня, библиотекарями и предназначена учащимся 1 – 4 классов. 
Цель: Повышение интереса младших школьников к чтению художественной литературы. Расширение знаний учащихся начальной школы в области литературы, истории. 
Задачи: Развивать желание расширять объем своих знаний в области литературы. Формировать интерес к познавательной деятельности, навыки анализа прочитанных произведений. 
Оборудование: На доске выставка книг со сказками А.С. Пушкина и его портрет (закрыты ширмой). Написаны слова: Что за прелесть, эти сказки? Картинки к произведениям А.С. Пушкина. Фишки – отмечать правильные ответы. На партах листочки и ручки. 


Ведущий: Как вы думаете, о ком мы будем говорить? Почему вы так думаете? Предлагаю вспомнить и записать все сказки А.С. Пушкина. (1 фишка тому, кто больше вспомнил. Открываю выставку книг). 
О ком эти слова из сказки А.С. Пушкина: 
Игру проводит ученик 4 класса.
Негде, в тридевятом царстве, 
Жил-был славный царь...(Дадон). 
Как называется эта сказка? (Сказка о золотом петушке). 
Кто царю подарил золотого петушка? (Звездочет). 
Кто сказал такие слова: «Волю первую твою я исполню как свою» (Царь Дадон). 
Выполнил ли царь свое обещание? (Нет). 
Какими словами заканчивает А.С. Пушкин «Сказку о золотом петушке"?
(Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок). 
Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане..» (Три девицы под окном...). 
На чем князь Гвидон путешествовал со своей матерью, когда был еще ребенком? (В бочке). 
В кого был превращен князь Гвидон и в какой последовательности? (Комара, муху, шмеля). 
Сколько витязей в сказке А.С. Пушкина? (30). 
Какие чудеса видели купцы на острове Буяне? (Новый город, ручную белку, 30 витязей и дядьку Черномора, царевну Лебедь). 
Где прятался царь Салтан, подслушивая разговор трех девиц? (Позадь забора). 
Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане? (Я там был, мед, пиво пил- и усы лишь намочил). 
Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года). 
Чем старик ловил рыбу? (Неводом). 
Что сказала рыбка, когда ее поймал старик? (Отпусти ты старче меня в море, дорогой за себя дам откуп: откуплюсь, чем только пожелаешь). 
Что делала старуха, пока старик ловил рыбу? (Пряла свою пряжу).
Игра «Счастливый случай». 
(Играющие взявшись за руки идут по по кругу. В центре ученик 1 класса, с завязанными глазами и вытянутой вперёд рукой. Ведущий дает команду: «Стоп!» Тот на кого указывает ребёнок, называет к какой сказке рисунок. Рисунки демонстрирует ученик 3 класса. За правильный ответ – фишка) 










Подвижная игра «Бросай – ка!» 
(Ученик 2 класса бросает мяч, поймавший его отвечает, за правильный ответ – фишка). 
Вопросы задает ученик 3 класса: 
Как, звали сенную девушку? (Чернавка). 
Как звали жениха царевны? (Елисей). 
У кого жила царевна, в лесу? (У семи богатырей). 
Кличка собаки семи богатырей? (Соколко). 
Как, богатыри звали царевну? (Коли красная девица, будь нам милая сестрица). 
К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру). 
Любимая вещь старухи из сказки А.С. Пушкина. (Корыто). 


Ведущая: Вот и закончился наш праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина. А теперь подсчитаем, у кого больше всех набрано баллов и распределим 1, 2, 3 места. Победителей будем чествовать!