Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №9 г. Мичуринска»
Влияние социальных сетей на речь школьника
Исполнитель: Жбанова Алёна,
обучающаяся 9 «А» класса
Научный руководитель: Городничева А.И.,
учитель русского языка и литературы
Мичуринск, 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………….……………2-3
Интернет как средство общения. Социальные сети……………………….4-5
Изменение грамотности речи под воздействием социальных сетей…….…6-10
Меры по предотвращению использования Интернет-сленга……………......11
Анализ опроса и анкетирования среди учащихся………………………….12-13
Отношение подростков к проблеме грамотности………………………….14
Выводы и рекомендации………..……………………………………………15-16
Заключение…………………………………………………………………..........17
Библиографический список…………………………………………...................18
Приложения…………………………………...………………………………..19-21
Введение
В сегодняшнее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Трудно найти человека, который бы не имел с собой сотового телефона, компьютера и выхода в глобальную сеть. Его общедоступность и всеохватность позволили использовать Интернет не только как поисковую систему, но и как средство для общения и развлечения. Основным способом коммуникации молодежи стали социальные сети, в которых они проводят огромное количество времени. Созданные многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы породили особый стиль виртуального общения- сленг, так называемый язык Интернет-общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Захотелось найти ответ на этот вопрос.
Мы задумались над данным вопросом и решили провести научное исследование. В результате появилась наша работа по теме: «Влияние социальных сетей на речь современных школьников».
Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:
- во-первых, использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на культуру речи подростков;
- во-вторых, коммуникация на таком упрощённом языке может привести к глобальной проблеме развития и сохранения русского языка для подрастающего поколения.
Цель работы:
- определить, действительно ли влияние языка социальных сетей отрицательно сказывается на общении и ведёт к снижению языковой грамотности.
Мы считаем, что сегодня проблема чистоты русского языка является очень актуальной, потому что в последнее время часто на уроках мои одноклассники, да и я сама, порой даже не замечая этого, употребляем сленговые выражения. На переменах ученики общаются только на «своем» языке, считая, что «так все сейчас говорят, это модно».
В своем исследовании мы поставили следующие задачи: - определить наиболее популярные сети среди подростков; - посетить различные интернет-сайты и социальные сети, где наиболее часто общаются ученики школы; - провести опрос и анкетирование среди учащихся; - систематизировать собранный материал.
Объект исследования – обучающиеся 5-9 классов.
Предмет исследования - слова и выражения, используемые школьниками для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки.
Для достижения цели мы использовали следующие методы: – лингвистический анализ Интернет–языка;
– обобщение и систематизация полученных сведений;
– использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка.
1. Интернет как средство общения. Социальные сети
Действительно, на данном этапе развития каждый человек на планете знает, что такое Интернет, а, следовательно, имеет представление о таком современном средстве массовой информации, как социальные сети.
Социальная сеть — это интернет–площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и общаться между собой. Социальная сеть существует, в первую очередь, для коммуникации. Она дает возможность взаимодействовать людям на порой огромных расстояниях. К тому же, обладает целым рядом преимуществ над иными способами связи: возможностью общаться, не выходя из дома, заводить новые знакомства с людьми разных национальностей со всех концов Земли, получать различную информацию, помогающую человеку узнавать что–то новое. Можно делиться опытом, помогать друг другу, создавая, например, группы для благотворительности и т. д. В основном это молодежный способ общения и самовыражения, хотя люди других возрастов тоже находят там свои увлечения.
Стоит отметить, что все выше перечисленное происходит преимущественно в письменном варианте. Но из-за глубокого проникновения в нашу жизнь оно стало приближено к устной её разновидности. Так возникла новая форма общения – письменная разговорная речь.
Социальные сети имеют и ряд недостатков: вред здоровью, огромные финансовые затраты, не всегда достоверная информация, открытый доступ к негативной информации, зависимость и в связи с этим большая трата времени. К сожалению, люди стали пренебрегать живым общением. Всё это является предпосылками для деградации подрастающего поколения. Появляется шаблонная речь, утрачивается оригинальность. Можно представить Интернет в виде конвейера слов и фраз, который составляет однообразный и небогатый словарный запас людей.
Предлагаем рассмотреть специфику таких способов общения, как форумы и комментарии. Они относятся к вербальным средствам общения, которые исключают жесты, мимику собеседников. Там ведутся активные дискуссии по определенной актуальной проблеме. Часто темой обсуждения выступают самые различные сферы общества, требующие внимания. Комментарии в форумах в большинстве своем грамотны и объёмны в отличие от комментариев «ВКонтакте». Сей факт зависит от контингента участников и атмосферы самой социальной среды (см. Приложение №1). Они являются наглядным примером изменения культуры речи людей с появлением социальных сетей. Создавая широкую публику, людям дают возможность высказаться, но часто это сопровождается ненормативной лексикой, созданием стереотипов.
Таким образом, живое общение постепенно переносится в виртуальный мир, куда без современных технологий (смартфонов, ноутбуков и т. д.) вход недоступен.
2. Изменение грамотности речи современных подростков под
воздействием социальных сетей
Социальные сети появились не так давно, но сразу приобрели большую популярность. Если вы являетесь пользователем таких наиболее известных на сегодняшний день социальных сетей, как «ВКонтакте» и «Инстаграм», где сидит подавляющее большинство российской молодежи, то можете заметить, как ужасно ведется диалог между двумя подростками (см. Приложение №2). Более 47% не соблюдают пунктуационных и грамматических норм, а из-за того, что Интернет отнимает существенное количество времени и не дает его на чтение литературы, то и при общении вживую нарушается огромный ряд других норм, стилистических, орфоэпических. Итак, приведем показательный пример диалога, свойственного, наверное, каждому подростку, и встретить его можно при непосредственном общении.
- Привет) как дела?
- Норм
- Чё домашку сделала?
- Неа, щас начну
- Ммм, я тож
- Лан, потом напишу
Может быть, диалог покажется искаженным, странным, но это считается нормальным для пользователей социальных сетей. Мы решили проанализировать его и показать типичные ошибки в таблице.
Вид ошибки | Правильное написание | Ошибка |
пунктуационная | Привет, как дела? | Здесь должна стоять запятая (пиктограммы («смайлы») чаще всего заменяют знаки препинания) |
грамматическая | Нормально | Неудачное сокращение слова |
грамматическая | Что | Неудачное сокращение слова |
грамматическая | Домашнее задание | Неудачное упрощение словосочетания |
грамматическая | Нет | Неудачное упрощение слова |
речевая (произносительная) | Сейчас | Неудачное упрощение слова |
грамматическая | Ладно | Неудачное упрощение слова |
Таким образом, в диалоге допущено 7 ошибок, которые очень часто можно встретить. Грамматические ошибки являются преобладающими. Они связаны с неудачным упрощением и сокращением слов и словосочетаний в более сжатую форму. Пунктуационные ошибки связаны с неправильным употреблением знаков препинания при Интернет-переписке. Также допущена речевая ошибка, обусловленная искажением слова «сейчас».
Общение приобретает прерывистый, изменчивый и свободный характер, который создает барьеры между людьми. Слова русского языка часто употребляют неправильно, нарушая его общепринятые нормы. Люди пишут текст на скорую руку, делая его трудным для понимания: без знаков препинания, с грубыми ошибками и непонятными сокращениями. Лексический запас нашего языка существенно изменился с появлением новых слов, в которые прочно входят в нашу речь. Процесс словообразования происходит в соответствии со способами правил русского языка посредством заимствований и изменения существующих слов.
В течение некоторого времени я наблюдала за общением своих сверстников в социальных сетях. Мне удалось выделить несколько типов ошибок: грамматические, пунктуационные, речевые. Проанализировав некоторые диалоги, стало понятно, чем они обусловлены.
1.Грамматические ошибки преобладают среди остальных. Они связаны с неудачным упрощением и сокращением слов в более сжатую форму. Я выделила три причины этого: удобство написания, стремление ускорить процесс написания и банальная лень. Несомненно, что все способы сокращения слов противоречат нормам русского языка, но большинство пользователей сети просто об этом не задумываются.
Чд – что делаешь? Кд – как дела? Спс – спасибо Нез – не за что | Яс – ясно Пон – понятно Нра – нравится Мб – может быть |
2.Пунктуационные ошибки. Они связаны с неправильным употреблением знаков препинания или вовсе их отсутствием. В некоторых случаях, я заметила, что знаки препинания заменяются смайлами. Причины этого просты: стремление написать сообщение поскорее, невнимательность и незнание правил русского языка.
3. Речевые ошибки, обусловлены намеренным искажением некоторых слов. Причины: удобство написания и стремление ускорить процесс.
Аффтар – автор Матан (матеша) - математика | Компуктер – компьютер Инет – интернет |
Также для упрощения написания сообщений очень часто используются смайлики. Смайлик – это пиктограмма, изображающая эмоцию. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, ёмких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Все это имеет большое влияние на речь в реальной жизни, так как многие сокращения и выражения подростки стали переносить и в разговорную речь. Можно выделить следующие причины использования ошибок в речи подростков:
Стремление ускорить написание сообщения. Ведь намного быстрее написать сообщение в сокращенном виде, чем набирать весь текст полностью. Например, вместо «что делаешь?» пишут «чд». Этого можно избежать, сокращая текст по правилам русского языка, но многих пользователей это совершенно не интересует.
Банальная лень. Чаще всего пользователи сети Интернет совершают умышленные ошибки лишь под влиянием простого чувства лени.
Собственный комфорт. Каждый человек стремится сделать свою жизнь наиболее комфортной, и общение в социальных сетях не является исключением.
Внешнее влияние. Проводя огромное время в социальных сетях, мы постоянно сталкиваемся с Интернет-сленгом, узнаем новые слова и сами не замечаем, как начинаем их использовать. Так речь многих блогеров (пользователей, ведущих электронный дневник ) социальной сети «YouTube» пестрит популярными словами и фразами.
Желание быть новатором. Эта креативная, с одной стороны, деятельность преимущественно засоряет речь молодого поколения. Каждый хочет таким образом показать окружающим, что он не отстает от времени, он «в теме».
Влияние Западной культуры. Западная культура является основным «поставщиком» иноязычных слов посредством популярной музыки и кино.
Скудность словарного запаса пользователей. Нередко пользователи обладают ограниченным, небогатым словарным запасом и не могут выразить свои мысли, используя русский язык, тут на помощь приходят иноязычные слова.
Одна из основных проблем распространения такого языка неизбежно снижает грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции таким способом. Интернет-сленг отражает стремление молодежных сообществ выразить понятия, фразы, характерные только для социальных сетей, но они не всегда положительно влияют разговорную и письменную речь. Особенностью современного Интернет-сленга является намеренное подчеркивание неграмотности, сознательного нарушения правил русского языка.
Онлайн-общение диктует свои «модные» веяния, которые сменяются довольно часто. Но каждое очередное употребление стирает их новизну, превращая в банальность. Поэтому толчки к большому развитию у этого стиля речи невелики. Совершение ошибок не смущает пишущего, не приводит в дискомфорт читающего, и это становится его привычным явлением. Даже в средствах массовой информации можно увидеть заметные ошибки, что свидетельствует о недостаточном уровне владения языком у журналистов, теле– и радиоведущих, чиновников. Из-за этого мы не задумываемся над тем, как лучше преподнести свои мысли собеседнику, как точно описать свое состояние и происходившие события, а потом, когда будет необходимо,
сказать красиво и грамотно, мы просто используем шаблоны, становимся скучными в общении. Конечно же, это значительно упрощает, ускоряет обмен информации, но это не должно выходить за рамки виртуального общения. Проанализировав наиболее распространенные ошибки в речи подростков, мы пришли к выводу, что социальные сети во многом негативно влияют на культуру их речи. Это влияние заключается в большом количестве грамматических и прочих ошибок, неправильном сокращении слов и их использовании.
3. Меры по предотвращению использования Интернет-сленга
Мы выявили, что социальные сети во многом негативно влияют на культуру речи подростков, в итоге у нас возник вопрос о том, как же предотвратить это массовое снижение уровня грамотности речи среди молодежи. В целях решения этой проблемы мы подготовили некоторые рекомендации для пользователей социальных сетей и словарь для ограничения использования Интернет-сленгов.
Мы надеемся, что когда-нибудь это останется в далеком прошлом, а пока старайтесь следовать этим рекомендациям для того, чтобы ускорить этот неизбежный процесс.
При общении с собеседником соблюдайте правила русского языка, таким образом, вы покажете свою грамотность и уважение к нему.
Старайтесь полно выражать свою мысль, доносить ее и не подвергать ошибкам.
Попытайтесь ограничить свое времяпрепровождение в социальных сетях, ведь нет ничего лучше живого общения.
Задумайтесь, как полезнее вы бы могли потратить свое свободное время, отказавшись от социальных сетей.
Ограничьте употребление в своей речи слов Интернет-сленга.
Постоянно пополняйте свой словарный запас, ведь русский язык могуч, велик и необычайно богат.
Ищите правильную замену жаргонным словам.
Не оставляйте эту проблему, незамеченной другими.
Проведите эксперимент, проведя один день без использования Интернет-сленга.
Словарик Интернет-сленгов для ознакомления и ограничения их использования.
А
аватар – картинка зарегистрированного пользователя на сайте/форуме/блоге/в игре/соц. сети, которая выступает в качестве «лица».
админ – администратор какого-либо веб-сайта или сообщества.
аффтар – автор чего-либо.
Б
бан – наложение запрета на посещение какого-либо сайта.
баян – "несвежая" информация, шутка или картинка.
бро – друг или просто малознакомый, но вызывающий симпатию человек
блог – записи автора или авторов, представляющий собой публичный дневник, предназначенный для прочтения и комментирования другими пользователями Интернета.
В
Г
гифка – анимационные изображения,которые представляют собой последовательность из нескольких статичных кадров.
гуглить– искать информацию о чем-либо через поисковую систему Google.
Д
дизлайк– прямая противоположность лайка, выражение неодобрения материалу или пользователю.
до талого – до последнего, до конца.
дратути – здравствуйте, привет.
Ж
З
засейвить – сохранять какую-либо важную информацию заранее.
зашквар - позорно, неприлично, недостойно
И
изи – с английского easy, что в переводе означает «легко».
инет – глобальная сеть Интернет.
инфа – информация.
ИМХО – это записанная русскими буквами английская аббревиатура IMHO, которая расшифровывается как " In my humble opinion "; что в дословном переводе на русский язык означает " По моему скромному мнению ".
К
камп – компьютер.
катать вату – заниматься не тем чем нужно; бессмысленно тратить время
катка – это замена слова “играть”. Обычно выражение “Изи катка” произносится или пишется в чат во время окончания матча или в момент кульминации, когда становится понятно, кто из соперников выигрывает.
Л
лайк – это условное выражение одобрения материалу, пользователю, фотографии, выражающиеся нажатием одной кнопки.
лайфхак – полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время.
левел – от английского level, уровень.
лойс – это намеренное искажение известного сегодня практически каждому пользователю интернета понятия «лайк».
лол – от английского laugh out loud, что означает «громко смеяться вслух».
М
МБ – может быть.
мейнстрим – массовые тенденции, которые популярны в обществе.
мыло – почтовый ящик, mail читается как мэйл и люди просто перефразировали в мыло.
Н
ник – псевдоним, используемый пользователем в Интернете.
ништяк – «все в порядке», то есть нечто хорошее и приятное.
ноут – ноутбук.
нуб - новичок в какой-либо игре.
О
П
паблик – один из видов сообществ.
пиар – создание и внедрение в сознание людей привлекательного образа кого-, чего-либо.
пост – это сообщения, которые публикуются на форумах, в интернет-сообществах, блогах и на различных сайтах.
пранк – проказа, выходка, шалость; шутка.
подписчик – пользователь, который следит за уведомлениями того, на кого подписался.
Р
респект – уважение, почтение.
рофл – от английского Rolling On Floor Laughing, что означает «катаюсь по полу, смеясь».
С
скрин – снимок содержимого экрана монитора.
спойлер – пересказ чего-либо с раскрытием основной интриги.
спам – массовая рассылка коммерческой и иной рекламы или подобных коммерческих видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать.
Т
твит – термин сервиса микроблоггинга Twitter, обозначающий запись, публикуемую пользователем в его твиттере.
треш – это отказ от стандартов, полное отрицание общепринятых норм.
троллить – провоцировать, разжигать бессмысленный спор.
У
Ф
фанфик – вид любительского литературного творчества, при котором читателями (фанатами) «дописывается» популярная книга для последующей публикации в этих ваших интернетах на радость другим фанатам.
фейк – подделка в самом широком смысле.
фолловер – на твиттер-сленге этим словом называют пользователя, который подписался на обновления аккаунта в Твиттере.
Х
хайп – высокий уровень популярности.
хейтер – человек, который ненавидит кого-то по какой-то причине.
хештег – знак («решётка» + tag — метка), тип пометки или тега, используемый в микроблогах и социальных сетях, облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию.
Ч
чекать – от английского check, что означает проверить или посмотреть.
челлендж – предложение совершить какое-то действие на спор, вызов, испытание.
Ш
шарить –искать что-то; понимать, осознавать.
шиппер – фанат какого-либо фильма, аниме, сериала, книги, комикса, для которого на первом месте стоят романтические отношения полюбившихся им героев.
Э
Ю
4. Анализ опроса и анкетирования среди учащихся
Мы составили анонимный опрос и провели его среди обучающихся пятых– девятых классов нашей школы, чтобы выявить их предпочтения в социальных сетях и их отношение к ним.
| 5-6 | 7-9 |
1. Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях? | Большинство представителей этих классов имеют представление о природе социальных сетей, но зарегистрированы далеко не все. | Учащиеся оказывали большой интерес к социальным сетям, а потому большая часть учащихся зарегистрирована. |
2. В каких социальных сетях Вы обычно проводите время? | ВКонтакте | ВКонтакте, Инстаграм, Одноклассники, Мой Мир Mail.Ru |
3. Сколько времени уходит на социальные сети? | 1-2 ч | 4-6 ч |
4. Проводите ли время в социальных сетях с пользой? | Нет | Частично да |
5. Задавались ли Вы вопросом «Грамотно ли я пишу в социальных сетях?» | Нет | Нет |
6. Ваше отношение к социальным сетям | Нейтральное | Позитивное |
7. Нужны ли социальные сети детям и подросткам? | Затрудняюсь ответить | Да |
Вывод: многие ученики являются пользователями социальных сетей, они желают выделиться в ходе виртуальной переписки через допущенные ошибки, символы, цифры, смайлы, что, к сожалению, становится нормой.
5. Отношение подростков к проблеме грамотности
С одной стороны, кажется, что речевая свобода является благом для языка, так как она, на первый взгляд, способствует его развитию и вовлекает в активную сферу пользования различные языковые пласты, а именно: разговорную речь, просторечие, жаргон, современный компьютерный сленг. Но с другой стороны, как быть с великим, могучим, правдивым русским языком, который не воспринимается всерьёз? Нас очень радует тот факт, что многих школьников все-таки поистине волнует проблема грамотности пользователей социальных сетей, несмотря на массовое общение в виртуальном мире.
Например, в одной из групп ВКонтакте, мы инициировали мини-акцию «Даешь грамотность в социальных сетях!!!». На него откликнулись многие пользователи. Большинство из них считает, что интернет-общение действительно ведет к снижению языковой грамотности. Например, один из комментариев данного мероприятия следующий: «Только за грамотность и культуру ВКонтакте». 70% посетителей ответили, что неграмотная речь и «олбанский» язык выводит их из себя: «Поддержим русский язык, чтобы к этим ошибкам никто не привык».
Следующей работой была инициатива – выложить пост «Один день без сленгового Интернет-общения». Многие школьники поддержали эту идею и задумались об отрицательном влиянии такого общения.
Все эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что наши подростки, взрослея, бережнее относятся к своему языку, а значит, понимают, насколько важно сохранить его чистоту и самобытность.
6. Выводы и рекомендации
Школьники не знают или недостаточно хорошо выучили правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово, они используют трудные для них слова так, как считают нужным.
Неграмотность в этом случае возведена в ряд достоинств. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся («красавчег», «превед»). Такое написание называется «олбанским» языком.
Выводы: подростки из-за бездумного написания или спешки, привычки, модным настроениям, а также в целях экономии времени допускают серьезные ошибки, искажения, и самое страшное, что многие, когда пишут, руководствуются принципом: «Пешу каг хачу!». Такая вседозволенность ведет к тотальной безграмотности обучающихся. И это явление не может не волновать, не вызывать тревогу. Хотим напомнить о том, что существует специальный справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. На нем предусмотрена программа проверки правильности написания слов. Также на этом портале можно задать вопросы о происхождении того или иного слова и ознакомиться с правилами пунктуации. Анализируя влияние на лексику современного подростка, мы выделили как положительные, так и отрицательные его аспекты.
Плюсы:
Подросткам нравится использовать их, это их раскрепощает. Они могут общаться на любые темы, тогда они перестают чувствовать себя одинокими (это очень важно).
Сленг позволяет общаться быстро, что сейчас удобно. Обычно переписка ведется между несколькими пользователями, поэтому скорость важна.
Такой язык делает общение простым, доступным, веселым.
Минусы:
Школьники пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь.
Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, радио.
В речи подростков много иностранных слов, употребляемых без перевода.
Много нецензурных фраз, приводящих к засорению родного языка.
7. Заключение
Во–первых, общение в социальных сетях не дает возможности задуматься над такими важными вопросами: «как мы пишем» и «для чего мы это пишем». Это негативно сказывается на подрастающем поколении, так как оно привыкает к неправильной речи, использует сленговые слова не только за компьютером, но и активно употребляет их в повседневной речи, например, общаясь между собой или записывая текст в тетради.
Во–вторых, язык засоряется иностранными словами, употребляющимися в нашей речи без перевода.
В–третьих, подростки пытаются по–новому представить себя, позиционируют себя посредством использования знаков, заменяя этими знаками собственные эмоции.
Однако с возрастом, становясь старше и опытнее, люди все реже и реже пытаются употреблять сленги. Как выражаются ученики девятых классов, – «Хочется пообщаться с интеллигентными людьми» –мы начинаем осознавать возникшую не столь давно проблему безграмотности среди подростков. А ведь именно мы, заменив людей старшего поколения, в будущем займем их место. Как-то великий физик–теоретик Альберт Эйнштейн отметил: «Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов…». Так что же за хаос будет твориться, если слова Альберта Эйнштейна все же осуществятся и станут реальностью? Страшно даже об этом думать. Но мы не теряем надежды, что со временем решим данную проблему. Мы все вместе, дети нового поколения.
8. Библиографический список
Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два… Серия: Просто как дважды два. Издательство: Эксмо, 2006 г. Мягкая обложка, 256 стр.
Копыл В. И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ. 2005
Кучинков Т. В. «Общение в Интернете». Изд-во Питер. 2005.
Белкин И., Амзин А. Полный превед // http:lenta.ru/articles/2006/02/28/preved/
Подлесная О. О чем кричит Интернет // Московские новости № 43/2006.
Список используемых сайтов.
www.vkontakte.ru
www.instagram.com
Приложение №1

Приложение №1.2

Приложение №2





