СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра по творчеству Александра Сергеевича Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа»

«И сквозь века и поколенья он не устанет покорять…»

(Литературная игра для учащихся 7 – 8 классов)



Цели: 1. Активизировать знания учащихся 7 – 8 классов о жизненном и творческом пути А. С. Пушкина

2. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей и логического мышления , умения самостоятельно работать и систематизировать изученный материал; развивать у учащихся интерес к изучению русской культуры в целом и творчества А. С. Пушкина в частности .

3. Воспитывать у учащихся любовь к русской литературе, музыке ,живописи; воспитывать бережное отношение к отечественным культурным ценностям .

Оформление.

Сцена (слегка затемнена)

В глубине сцены видна надпись: « Следы исчезнут поколений,

Но жив талант, бессмертен гений!»

На боковых кулисах эпиграфы: « … Есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я …»

А. С. Пушкин

- « …Пушкин.. всегда жив для тех, кто…его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях». И.Пущин


Дети делятся на две команды, придумывают название, соответствующее теме.


Ход мероприятия


-Александр Сергеевич Пушкин принадлежит к тем редким людям , следы которых не властно стереть даже время . Счастлива судьба произведений поэта : они в каждом поколении находят своих читателей и продолжают жизнь в других видах искусства - музыке , живописи , театре, кино.

Как увлекательны сказки ,которые в детстве читали нам мама и бабушка , но не только сказки ,но и другие сочинения Александра Сергеевича так интересны и увлекательны. А сколько стихов у А.С. Пушкина! С изумительной поэтической силой и любовью описаны русские деревни , величественное Черное море , южные степи и бурные реки Кавказа . Поэтому и понятен непрекращающийся интерес и любовь к А.С.Пушкину . Вот сегодня и посвящается урок-игра творчеству А.С.Пушкина .

1 конкурс «Вспомним детство»


-Я буду читать какую-либо строчку из известных вам произведений А.С.Пушкина , а вы продолжите её и назовете произведение ( ответ засчитывается только при полном названии произведения)


1) Жил был поп

Толоконный лоб

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда.

Идет, сам не знает куда.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)


2)Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)


3) У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…

(поэма «Руслан и Людмила»)


4) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

(стихотворение «Зимний вечер»)


5) Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры,

Навстречу утренней Авроры,

Звездою севера явись!

(стихотворение «Зимнее утро»)


6)Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

(стихотворение «Няне»)


7)Мой первый друг – мой друг

бесценный!

(стихотворение «Пущину И. И.)



2 конкурс «А как было на самом деле?»


- Перед вами иллюстрации фактов биографии А. С. Пушкина .Ваша задача расположить их в хронологическом порядке. Кто сделает это быстрее и правильнее ?








3 конкурс «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

- Перед вами портреты друзей и современников А. С. Пушкина. Ваша задача выбрать портреты тех людей, с которыми Пушкин подружился еще в Царскосельском лицее. Оценивается правильность и быстрота.




4 конкурс « Времена года»


-Тема конкурса « Пейзаж в произведениях».

-Представителям команд вручают по три карточки , на которых записаны поэтические отрывки. Игроки читают пейзажные зарисовки и находят « лишнее звено»- строки , принадлежащие не Пушкину , а другим поэтам .

Задание команде № 1

А) Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало ,

Короче становился день ,

Лесов таинственная сень

С печальным криком обнажалась. ( А. С. Пушкин)

Б) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная пора-

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

В) Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера …(Ф.И. Тютчев)

Задание команде № 2

А) Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (А.С.Пушкин)

Б) Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь,

Его лошадка снег почуя

Плетётся рысью как-нибудь. (А.С. Пушкин)

В) Печальная берёза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она. ( А. А . Фет )


5 конкурс « Узнай героя произведения!»


- Нужно угадать героя и произведение


Задание команде № 1

Эта героиня:

- в экстремальных условиях получила от своего отца совет переодеться в крестьянский сарафан;

- по словам одного из персонажей произведения , за пару серег готова ходить на свидание в сумерки;

- по прошествии трагических событий «оставила свое крестьянское платье и одета была по-прежнему просто и мило».

(Маша Миронова.)


Этот герой:

- покоряется только Перуну;

- может поведать будущее;

- предсказал гибель князю Олегу.


Задание команде №2


Эта героиня:

- заявила, что от надоевшей супруги нельзя избавиться ,как от изношенной рукавицы;

- носила уникальное украшение в виде небесных светил ;

- красотой внешнего облика «днем свет божий затмевает , ночью землю освещает».

(Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане…».)


Этот герой:

- молодой барин, приехавший из Петербурга в имение своего отца, который тяжело заболел;

- «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет. Глаза карие, волосы русые, нос прямой»;

- под видом француза пробрался в дом к своему врагу.


6 конкурс «Знатоков стихосложения»


« Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились отличить…»


-Написал Пушкин о герое своего романа в стихах «Евгений Онегин». Сумеете ли вы отличить ямб от хорея?


Задание 1 команде


А) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет,

То, заплачет, как дитя.


Б) Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.


Задание 2 команде


А) вьюга злится, вьюга плачет,

Кони чуткие храпят,

Вон уж он далече скачет,

Лишь глаза во мгле горят…


Б) Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный…


Конкурс болельщиков


- Пока команды выполняют задание. Болельщики могут ответить на вопрос и отдать очко той команде, за которую они болеют.


– Какой поэт, подарив свой портрет Пушкину, написал на нем: «Победителю ученику от побежденного учителя»? ( В. А. Жуковский)

– Под чьим именем напечатал А. С. Пушкин несколько своих повестей?

( Под именем И.И. Белкина «Повести Белкина»)

- Назовите имя, отчество, фамилию няни А.С. Пушкина?

( Арина Родионовна Матвеева, урожденная Яковлева)

- Тема дуэли проходит через многие произведения Пушкина, назовите их.

( « Дубровский», « Выстрел», « Капитанская дочка», « Евгений Онегин»).

- Где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом?

( Петербург, Черная речка).

- В каком городе родился поэт?

( Москва).

- Какому городу посвящена поэма « Медный всадник»?

( Санкт-Петербург)

- Исполнительница песни « Во саду ли, в огороде»?

( Белка)

- Сторож, извещавший об опасности?

(Петушок)

Фрукт, которым отравилась царевна?

( Яблоко)


Подведение итогов. Награждение победителей




























Название конкурса

Правильный ответ



1

«Вспомним детство»

1. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

2. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

3. Поэма «Руслан и Людмила»(вступление)

4. Стихотворение «Зимний вечер»

5. Стихотворение «Зимнее утро»

6. Стихотворение «Няне»

7. Стихотворение «Пущину И. И»



2

«А как было на самом деле?»




3

«Друзья мои,прекрасен наш союз!»

И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер, А. Дельвиг,



4

« Времена года»

А, Б – Пушкин, В – Тютчев

А, Б – Пушкин, В - Фет



5

«Узнай героя произведения!»

Маша Миронова, кудесник

Царевна Лебедь, Дубровский



6

«Знатоки стихосложения»

А – хорей, Б - ямб



7

Конкурс болельщиков

  1. В. А. Жуковский

  2. И. И. Белкин

  3. Арина Родионовна Матвеева

  4. Петербург, Черная речка

  5. Москва

  6. Санкт – Петербург

  7. Белка

  8. Петушок

  9. Яблоко




Итог