АНКЕТА для учащихся
«ЧТО МЕШАЕТ УЧЕНИЮ»
Цель этой анкеты и исследования в целом видится в том, чтобы не мифологически, а по реальным основаниям определить причины неуспеваемости как феномен и причины неуспеваемости данного ученика. Естественно, анкета не смогла вместить все возможные причины неуспеваемости, поэтому важно, чтобы ученик имел право и возможность назвать и другие, не упомянутые здесь обстоятельства, которые мешают ему учиться. Анкетирование можно проводить, выбрав те вопросы, которые – и это известно педагогам данной школы – могут быть действительными причинами неуспеваемости здесь и теперь. На основе анализа ответов на поставленные вопросы педагоги смогут разработать программу индивидуального развития ученика на основе индивидуального подхода и наполнить ее содержанием, полезным именно для данного ученика. Конечно, для более точного определения причин, характера и особенностей детских затруднений полезно было бы ввести оценочные баллы или определять рейтинговые значения названных величин. Очевидно, что для решения проблем неуспеваемости учащихся необходимо создание специальных исследовательских групп и лабораторий, серьезное, без профанации, осмысление сложившихся ситуаций и коллективный поиск разумных выходов.
В о п р о с ы для анкетирования:
1. Не понимаю объяснений учителя.
2. Не понимаю требований, выдвигаемых учителем, и задачи, которые он ставит.
3. Не понимаю сам предмет.
4. Не умею решать даже те задачи, условия которых понимаю.
5. Абсолютно не испытываю потребности в изучении этого предмета.
6. С удовольствием читаю книги по этому предмету, не имеющие отношения к тому, что изучается в школе.
7. Все силы у меня уходят на предметы, которые мне нравятся.
8. Не умею выполнять основные учебные действия.
9. Не могу сосредоточиться.
10. Страшно мешает беспамятство.
11. Дома все шумят и мешают делать уроки.
12. Домашние задания настолько однообразны, скучны и неинтересны, что делать их ну просто нож острый.
13. Я люблю делать уроки с кем-нибудь из товарищей, но, к сожалению, не с кем.
14. Учитель сам и его предмет не увлекают меня.
15. Учеба вообще не является для меня:
– главной ценностью;
– значимой ценностью.
16. Я не люблю читать.
17. Я крайне медленно читаю.
18. Я очень быстро устаю, когда занимаюсь умственным трудом.
19. У меня нет воли, и я никак не могу заставить себя делать домашние задания.
20. Я быстро утомляюсь, и у меня часто болят глаза.
21. Я не люблю, когда на меня кричат и постоянно чего-то требуют. Если ко мне подойти с лаской, я всегда все сделаю, даже если для этого мне придется просидеть целую ночь.
22. Когда мне объясняют новый материал или трудную задачу товарищи по классу, я понимаю, запоминаю и делаю быстрее, нежели если это объясняет учитель.
23. Я ужасно стесняюсь своей неповоротливости, невыразительности и отсутствию, как мне кажется, ума, поэтому я совершенно не могу отвечать у доски.
24. Мне часто на уроках хочется спать, потому что я не высыпаюсь ночью.
25. Дома у нас вечно крик и шум, работает телевизор, ярко светит лампа и нечем дышать.
26. Приходя из школы, я сразу заваливаюсь спать, а проснувшись, иду гулять.
27. У меня не хватает времени на выполнение домашних заданий.
28. Я ничего не успеваю в классе, поскольку я очень медлительна.
29. Я никогда не смотрю информационные и познавательные передачи по телевизору.
30. В кругу, к которому я принадлежу, никогда не говорят о школьных предметах, и наши интересы ничего общего с учебой не имеют.
31. Мне, даже если очень нужно, никто дома не помогает делать трудные задания.
32. Никто не интересуется моими успехами и неудачами – ни дома, ни в кругу моих знакомых.
33. Мне абсолютно все равно, какую оценку мне поставят.
34. Все свободное время я трачу на телевизор, компьютер, телефон, гуляние и занятия спортом (напишите, чем еще).
35. Я не испытываю желания успешно выступить с каким-нибудь сообщением или докладом в классе, в нашем кругу вообще ценятся другие доблести.
36. Я уже давно курю.
37. Я постоянно пью пиво, иногда водку и другие крепкие напитки.
38. Я постоянно вступаю в конфликты с учителями из-за того, что я нарушаю дисциплину, а мне на уроке так тоскливо, что хоть волком вой.
39. У меня нет своего места дома.
40. У меня очень мало (нет) любимых книг.
41. У меня дома нет библиотеки.
42. Летом я всегда торчу дома, потому что мне некуда, не на что и не с кем поехать.
43. Я не люблю ходить в театры, музеи, на выставки.
44. У меня нет близких друзей.
45. Я ни с кем не бываю откровенна.
46. У меня нет любимых учителей.
47. Я не знаю, чем я буду заниматься после школы и какая профессия мне нравится.
48. У меня по всем предметам все в порядке, и только этот предмет мне не дается.
49. Я никогда не загадываю наперед и не строю планов на будущее.
50. Я легко поддаюсь чужому влиянию, когда речь идет о том, чтобы уклониться от полезных дел.
51. У меня нет устойчивых творческих интересов.
52. Когда я что-то делаю, мне это достаточно быстро надоедает.
53. Обычно по утрам я не люблю завтракать и убегаю в школу, не поев.
54. В школе мне никто не предлагает интересного дела, а сам я не люблю напрашиваться и придумать ничего не могу.
55. У тебя есть красивая одежда и всякие вещи, которые тебе нравятся?
56. Ты считаешь свою семью: нищей, бедной, средней, выше среднего, богатой. Тебя сильно раздражает финансовое положение твоей семьи.
57. Твои родители не обладают достаточным интеллектом, чтобы помочь тебе в учебе.
58. Ты стесняешься своих родителей.
59. В твоем классе мало кто хочет учиться.
60. Отличники вызывают у тебя раздражение.
61. Если ты чувствуешь, что можешь получить в четверти неудовлетворительные оценки, ты постараешься что-то предпринять:
– обратишься за помощью к учителю;
– будешь искать помощи у знакомых или товарищей по классу;
– прибегнешь к помощи шпаргалки или списыванию;
– будешь сидеть ночами, но добьешься своего;
– отнесешься к этому с безразличием.
62. Ты считаешь, что тебе занижают оценки.
63. Тебе кажется, что учителя к тебе безразличны, а если и сюсюкают и заигрывают с тобой, то ты в их заинтересованность все равно не веришь.
64. Если оценка тебя не устраивает, ты пойдешь к учителю добиваться справедливости или будешь искать пути и способы, чтобы исправить ее.
65. Если бы учитель согласился спрашивать тебя по крупным темам, или в строго условленное время, или при помощи заранее выданных заданий, которые нужно сдать к определенному сроку, или любым другим устраивающим тебя способом, это, на твой взгляд, способствовало бы повышению уровня твоих знаний и успеваемости.
66. Ты часто испытываешь чувство голода во время уроков и у тебя, как правило, нет денег, чтобы купить что-нибудь покушать.
67. Родители дарят тебе подарки на день рождения. Эти подарки радуют тебя.
68. Как часто ты хотел бы ходить в школу, следует ли увеличить каникулы, сколько уроков должно быть в день?
69. Ты с удовольствием ходишь в школу и с удовольствием возвращаешься из школы домой.
70. После уроков ты любишь задержаться в школе, чтобы делать что-нибудь полезное, или остаешься, чтобы послоняться от безделья.
71. В школе нет кружков или секций, которые тебя интересуют.
72. Я не помню каких-либо значимых событий в моей школьной жизни.
73. Сколько себя помню, меня всегда и все ругают.
74. Я настолько погряз в двойках, что мне уже никогда не выбраться.
75. По степени важности я бы выбрала (поставь цифры по восходящей) следующие занятия:
– гулять;
– делать уроки;
– играть в компьютерные игры;
– говорить по телефону;
– читать книги;
– ходить в кино, в театр;
– просто отдыхать;
– ходить на танцы;
– ходить к друзьям;
– подрабатывать;
– помогать школе;
– посещать кружки и секции;
– заниматься спортом;
– заниматься творчеством (изобретать, сочинять, рисовать, выступать на концертах, в театре и т. д.);
– выращивать что-либо;
– помогать родителям;
– играть с домашними животными;
– ходить в походы;
– помогать учителям;
– водить машину;
– заниматься восточными единоборствами.
76. У меня есть мечта, но я, наверно, не смогу ее осуществить.
77. Мне очень трудно самостоятельно выполнять учебные задания без чьей-либо помощи.
78. Я никогда не помню, что где лежит.
79. Я не умею ставить цели, и у меня нет воли.
80. Взрослые не понимают меня.
81. Когда я смотрю спортивные соревнования или выступления любимых артистов, я обычно очень сильно переживаю.
82. Когда я начинаю хулиганить на уроке и меня при всех одергивают, я не могу остановиться и начинаю грубить.
83. Я с трудом доделываю домашнюю работу до конца, и, если не получается, я, как правило, бросаю ее.
84. Меня все ругают за неряшливость, но у меня не получается без клякс и грязи.
85. Меня поставили на учет в милиции, и теперь мне никогда не отмыться.
86. Я устал от всего, и мне противно жить.
87. У меня постоянно что-нибудь болит, и этому нет конца.
88. Я довольно часто стараюсь что-либо делать хорошо, но у меня почти всегда не получается.
89. Я бы с удовольствием учился, если бы заданий задавали поменьше и они были бы более интересными.
90. Во дворе меня все уважают, считают умным, я числюсь в заводилах, или, по-взрослому, в лидерах, а в школе я серая мышь.
91. Я не умею красиво и точно формулировать свои мысли.
92. Иногда я мучаю животных.
93. Я стараюсь не отвечать у доски, потому что боюсь издевок учителя и одноклассников.
94. У меня нет любимых выражений, любимых цветов и стихотворений.
95. Я мало чему удивляюсь и обычно достаточно спокойно отношусь к происходящему вокруг меня.
96. Меня не интересуют проблемы нашей страны, тем более что я мало что об этом знаю.
97. Я никогда не читаю газет и журналов, и у меня нет необходимости спорить на политические темы.
98. Я не люблю учить что-либо наизусть и не помню ни одного стиха на память.
99. Меня совершенно не интересуют научные проблемы.
100. Я не придерживаюсь в своем поведении устойчивых норм и правил.
101. Я не умею и не люблю отстаивать свою точку мнения.
102. Я очень медленно пишу.
103. Я не понимаю многие иностранные слова, которые употребляет в речи учитель.
104. Иногда мне кажется, что меня никто не любит.
105. Мне хотелось бы побыстрее бросить школу и пойти куда-нибудь работать.
106. Я понимаю, что сильно отстаю в развитии от своих сверстников.
107. Мне нравится выполнять понятные задания, и я не умею и не люблю ничего придумывать.
108. Порой мне кажется, что я зря появилась на свет.
109. Ни в компании, ни в одиночестве я никогда не пою.
110. Мне совершенно все равно, как сложится моя жизнь в будущем.
111. Я очень редко ощущаю себя веселой и счастливой.
112. Я не люблю делать долго одну и ту же работу.
113. Я часто поступаю назло и во вред себе по непонятным для меня причинам.
114. Иногда мне снятся страшные, тяжелые сны, и я просыпаюсь от страха и чувствую сильное сердцебиение.
115. У нас дома очень редко бывают гости.
116. Родители обычно никогда не разговаривают со мной на важные семейные и взрослые темы.
117. Мне нравится рисковать и идти наперекор общественному мнению.
118. Я запросто могу хорошо учиться, но это меня не вдохновляет.
119. Мне очень нужны большие деньги, потому что в жизни от них зависит все.
120. Я не нахожу у себя никаких особенных талантов и устойчивых интересов.
121. В детстве я учился хорошо, а потом что-то случилось, и мне стало трудно учиться.
122. Меня в школе раздражает все, и когда я закончу 9 классов, я больше сюда ни ногой.
123. Если бы меня научили, как быстро и легко делать уроки, я бы, наверно, учился с удовольствием.
124. Если бы в школе изучали только гуманитарные (или точные, естественные) предметы, я бы учился с удовольствием.
125. В начальной школе у меня все было в порядке, а в средней, когда навалились многие предметы, мне стало значительно труднее учиться.
126. Мне кажется, что на дом стали так много задавать, что я не знаю, за что браться сразу, и все это мне кажется лавиной, которая наваливается на меня.
127. Я ужасная копуша и из-за своей медлительности ничего не успеваю делать вовремя.
128. Мне очень хочется куда-нибудь уехать, чтобы начать новую жизнь.
129. Мне не нравятся мой класс и отношения, которые у меня сложились с одноклассниками.
130. Я не нахожу общего языка со многими учителями.
131. Когда на уроке что-либо обсуждают, я не успеваю понять и стесняюсь участвовать в обсуждении.
132. Для меня совершенно неприемлемо поднимать руку на уроке, даже если я хорошо знаю материал.
133. У меня все началось с того, что если я сделал письменную работу, учитель ее не проверяет и не ставит оценку, если подготовлюсь устно, меня никогда не вызывают, жду, что меня вызовут работать в классе, и этого тоже не происходит, тогда я плюнул на все и перестал готовиться вообще, надеясь на авось, а когда все запустил, то потерял интерес учебе.
134. Учителя постоянно обвиняют меня в мудрствовании, в умничаньи, склонности к оригинальничанью, постоянно злятся, когда я задаю вопросы, и постоянно занижают мне оценку.
135. Мне все равно, в какой одежде идти в школу, меня совершенно не волнует мой внешний вид.
136. Мне часто хочется натворить что-нибудь такое, чтобы чертям стало тошно.
137. Я не думаю, что дружба со взрослыми может быть полезна для меня.
138. Если бы меня на месяц исключили из школы, я был бы только счастлив.
139. Для меня было бы предпочтительнее заниматься дома, пользуясь консультациями учителей, и изредка приходить в школу, чтобы сдавать зачеты.
140. Я хотел бы хотя бы на год прервать обучение в школе.
141. Если бы можно было при поддержке талантливых учителей ликвидировать отставание в знаниях по ряду предметов и заявиться однажды в школу с такой степенью готовности, чтобы быть успевающим, вот это было бы здорово.
142. Вообще-то моя учеба нужна больше моим родителям, чем мне.
143. Я готов перечислить предметы, без которых я мог бы вообще обойтись.
144. Во сне и в мечтах мне часто видится, что я прихожу в школу, а ее нет, или что заболели все учителя и занятия отменены.
145. Я люблю уроки, на которых не проводится опрос, и на которых учителя рассказывают много интересного.
146. Если бы учителя относились ко мне потерпеливее и учитывали мои особенности и недостатки, то я смог бы хорошо учиться.
147. Мне категорически не хватает каникул, и если бы можно было каждый месяц не учиться одну неделю, то это было бы лучше.
148. У меня хватает сил и внимания, чтобы продуктивно работать на уроке, не более чем на 3–4 урока.
149. Я очень стараюсь учиться, но у меня, как правило, ничего не выходит, и из-за этого я очень страдаю.
150. Меня настолько замучили неудовлетворительными оценками, что я стараюсь реализовать свои достоинства не в школе, а вне ее.
151. Я часто путаю задания, предметы, думаю одно, а говорю другое.
152. Когда я делаю дома или в школе письменные работы, у меня многое получается, но стоит мне выйти к доске или отвечать на устном зачете, как я тут же начинаю путаться, и мне ставят неудовлетворительные или низкие оценки.
153. Я совершенно не умею различать ряды, классы, подклассы, виды, подвиды.
154. У меня совершенно неразвитая речь, и, кроме того, меня страшно мучает моя полнейшая безграмотность.
155. Я не люблю писать письма, а когда приходится это делать, я очень при этом мучаюсь.
156. Я не люблю принимать участие ни в каких классных мероприятиях и конкурсах.
157. Я не посещаю школьные и классные развлекательные вечера.
158. В нашем классе, если ты во время ответа допустил оговорку или ошибку, ребята сразу начинают хохотать и издеваться.
159. Мне никогда не поручали никаких творческих заданий по предметам, которые мне нравятся.
160. Я считаю, что мне несправедливо занижают оценки.
161. Я часто опаздываю в школу и на уроки.
162. Если я чего-то не понял или не знаю, я всегда стесняюсь спрашивать у ребят или у учителя.
163. Я считаю, что можно быть хорошим человеком, даже если ты учишься неудовлетворительно.
164. Мне хочется побыстрее пойти работать, чтобы помогать своим родителям.
165. Я хотел бы еще в школе получить какую-либо полезную профессию.
166. Если бы я перешел в другую школу, мне было бы легче учиться.
167. Мне в школе никогда не давали общественных поручений.
168. Школьный дневник помогает или мешает тебе учиться?
169. Боишься ли ты, что не сможешь попасть в 9-й класс?
170. Привлекает ли тебя профессия учителя?
171. Дома меня все любят и считают хорошим, умным ребенком.
172. Я люблю, когда ребята из моего класса приходят ко мне на день рождения.
173. У меня нет друзей в классе, все они живут в моем дворе и на соседних улицах.
174. Я совершенно лишен усидчивости.
175. Мне лень учиться.