МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГУСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Смоленская область, Краснинский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный исследователь»
Направленность программы: общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Класс/ классы: 4 классы.
Срок реализации: 1год.
Количество часов в год: 34 часа
Составитель:
учитель географии
первой квалификационной категории
Маслова Наталья Геннадьевна
д. Гусино
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена для обучающихся 4 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Программа опирается на следующие нормативные документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;
ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»);
Образовательную программу МБОУ Гусинской СШ;
Локальный акт «Положение о рабочей программе в соответствии с требованиями МБОУ Гусинской СШ;
Учебный план МБОУ Гусинской СШ;
Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2018)
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» предназначена для обучающихся 4 классов, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение обучающихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.
Содержание программы позволяет обучающимся по мере изучения курса выполнять проектирование по выбранной на первых занятиях теме.
В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках проектно-исследовательской деятельности, во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у обучающихся происходит:
усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения обучающихся; значительно расширяется кругозор обучающихся в предметных областях;
овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;
формирование социального опыта обучающихся в труде и общении, повышении социального статуса;
возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в лицее.
Цель курса: оказать методическую поддержку обучающимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и защите проектов.
Проектная деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка реализуемости проекта, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке, а также цель проектной деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка проектирования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).
Задачи:
- знакомство с технологией проектной деятельности;
- формирование готовности к работе над проектами;
- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности обучающихся;
При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:
определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов;
корректировка;
получение выводов
В результате прохождения курса «Основы проектирования » учащиеся получат опыт:
анализа проблемы;
анализа способов решения проблемы;
анализа выбора итогового продукта.
Учащиеся научатся:
описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
формулировать проблему;
формулировать цель на основании проблемы;
обосновывать достижимость цели;
ставить задачи, адекватные цели;
выстраивать шаги (действия);
рассчитывать время, необходимое для их выполнения.
Общая характеристика курса
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.
Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; обсуждение; самостоятельная работа.
В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация).
Особенности работы с детьми, осваивающими основы проектной деятельности, заключаются в том, что
выбранная область исследования отражает круг интересов обучающегося;
процесс обучения развивается непроизвольно, носит неформальный характер;
руководитель не может оказывать давление на обучающегося, вовлекая в ту или иную деятельность, он должен уметь воодушевить обучающегося и поддержать его интерес;
интерес обучающихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;
учащиеся могут принимать активное участие, как в постановке проблемы исследования, так и в определении методов ее решения;
не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов, имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.
В процессе работы формируются следующие умения и навыки для ведения исследовательской деятельности:
освоение формы научного поиска работы;
сбор информации;
визуальная демонстрация информации;
умение делать выводы;
умение участвовать в дискуссии;
способность оценивать различные точки зрения.
Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Юный исследователь» входит в общеинтеллектуальное направление плана внеурочной деятельности МБОУ Гусинской СШ.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 4 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о создании рефератов, подготовке проектов и работы над исследованиями.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся образовательных учреждений. Она рассчитана на 1 год обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Планируемые результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение обучающимисяличностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающиеся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Содержание курса
1.Типы и характеристика проектов(9 ч.)
Основные признаки проектов. Исследовательские проекты. Бизнес-проекты. Творческие проекты. Игровые проекты.
Практические работы:
Составление игровых проектов. Составление творческих проектов. Составление исследовательских проектов
2. Формулирование цели и задач(2 ч.)
Формулировка цели и конкретных задач
Практические работы:
Формулирование цели и определение задач своей проектно-исследовательской работы
3. Учимся задавать вопросы(2 ч.)
Репродуктивные вопросы. Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы.
4. Как работать вместе(12 ч.)
Подготовка проектов. Что такое команда. Правила групповой работы. Воспитание культуры проектной деятельности, чувства ответственности за принимаемое решение. Установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.
5. Подготовка к публичной защите проекта(4 ч.)
Основные виды презентации итогов проектной деятельности.
Практические работы:
Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.
6. Защита проекта (3 ч.)
Защита проекта
Практические работы:
Защита проекта
7. Экспертиза деятельности(2ч.)
Практические работы:
Подведение итогов. Конструктивный анализ выполненной работы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Раздел | Кол-во часов | Основные характеристики деятельности учащихся |
4. | Типы и характеристика проектов | 9 | Знакомятся с понятием проект, основными типами проектов, характеризуют основные типы проектов |
5 | Формулирование цели и задач | 2 | Знакомятся с понятиями: Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата.. Практическая работа Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Выбор тематики исследования. Планирование общего хода исследования. |
6 | Учимся задавать вопросы | 2 | Знакомятся с основными типами вопросов, учатся задавать вопросы и отвечать на них |
7 | Как работать вместе | 12 | Учатся работать над проектами в парах и группах |
8 | Подготовка к публичной защите проекта | 4 | Устраняют последние недочеты в проектной работе, репетируют выступление |
9 | Защита проекта | 3 | Защищают подготовленные проекты |
10 | Экспертиза деятельности | 2 | Дают оценку проделанной работы за весь год, анализирует свое выступление и выступление других на защите проектов |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Типы и характеристика проектов | 9 | | |
| 1 | Основные признаки проектов. | | | |
| 2 | Исследовательские проекты | | | |
| 3 | Бизнес-проекты. | | | |
| 4 | Игровые проекты. | | | |
| 5 | Творческие проекты | | | |
| 6 | Составление игровых проектов. | П | | |
| 7 | Составление творческих проектов | П | | |
| 8 | Составление исследовательских проектов | П | | |
| 9 | Составление исследовательских проектов | П | | |
Формулирование цели и задач | 2 | | |
| 10 | Формулировка цели и конкретных задач | | | |
| 11 | Формулирование цели и определение задач своей проектно-исследовательской работы | П | | |
Учимся задавать вопросы | 2 | | |
| 12 | Репродуктивные вопросы. | | | |
| 13 | Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы | | | |
Как работать вместе | 11 | | |
| 14 | Подготовка проектов | | | |
| 15 | Что такое команда. | | | |
| 16 | Правила групповой работы | | | |
| 17 | Воспитание культуры проектной деятельности | | | |
| 18 | Воспитание чувства ответственности за принимаемое решение. | | | |
| 19 | Установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе. | | | |
| 20 | Формирование компетентности в сфере социальной деятельности | | | |
| 21 | Формирование коммуникативной компетентности | | | |
| 22 | Подготовка проекта | | | |
| 57 | Подготовка проекта | | | |
| 23 | Подготовка проекта | | | |
| 24 | Подготовка проекта | | | |
Подготовка к публичной защите проекта | | 4 | | |
| 25 | Основные виды проектной деятельности | | | |
| 26 | Основные виды презентации итогов проектной деятельности | | | |
| 27 | Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы. | | | |
| 28 | Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы. | П | | |
Защита проекта | 3 | | |
| 29 | Защита проекта | | | |
| 30 | Защита проекта | П | | |
| 31 | Защита проекта | | | |
Экспертиза деятельности | 2 | | |
| 32-33 | Подведение итогов | П | | |
| 34 | Конструктивный анализ выполненной работы. | П | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для проведения мероприятий понадобятся: карандаши, фломастеры, ватманы, цветная бумага, ножницы; компьютер, проектор, для создания и просмотра презентаций и видеофрагментов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.
Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52.
Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103–112.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents andSettings/User/LocalSettings/TemporaryInternetFiles/Con- tent.IE5/7W9U59AS/Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm
Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3.
Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru