СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Юный исследователь"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Юный исследователь"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГУСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Смоленская область, Краснинский район








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный исследователь»

Направленность программы: общеинтеллектуальное






Возраст обучающихся: 10-11 лет

Класс/ классы: 4 классы.

Срок реализации: 1год.

Количество часов в год: 34 часа









Составитель:

учитель географии

первой квалификационной категории

Маслова Наталья Геннадьевна











д. Гусино

2021 год



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена для обучающихся 4 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Программа опирается на следующие нормативные документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;

  • ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»);

  • Образовательную программу МБОУ Гусинской СШ;

  • Локальный акт «Положение о рабочей программе в соответствии с требованиями МБОУ Гусинской СШ;

  • Учебный план МБОУ Гусинской СШ;

  • Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2018)

Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» предназначена для обучающихся 4 классов, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение обучающихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.

Содержание программы позволяет обучающимся по мере изучения курса выполнять проектирование по выбранной на первых занятиях теме.

В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках проектно-исследовательской деятельности, во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у обучающихся происходит:

  • усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения обучающихся; значительно расширяется кругозор обучающихся в предметных областях;

  • овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;

  • формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;

  • формирование социального опыта обучающихся в труде и общении, повышении социального статуса;

  • возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в лицее.

Цель курса: оказать методическую поддержку обучающимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и защите проектов.

Проектная деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка реализуемости проекта, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в  науке, а также цель проектной деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка проектирования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).

Задачи:

- знакомство с технологией проектной деятельности;

- формирование готовности к работе над проектами;

- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;

- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности обучающихся;

 При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:

  • определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

  • выдвижение гипотезы их решения;

  • обсуждение методов исследования;

  • оформление конечных результатов;

  • анализ полученных данных;

  • подведение итогов;

  • корректировка;

  • получение выводов

В результате прохождения курса «Основы проектирования » учащиеся получат опыт:

  • анализа проблемы;

  • анализа способов решения проблемы;

  • анализа выбора итогового продукта.

Учащиеся научатся:

  • описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;

  • определять противоречия, лежащие в основе проблемы;

  • формулировать проблему;

  • формулировать цель на основании проблемы;

  • обосновывать достижимость цели;

  • ставить задачи, адекватные цели;

  • выстраивать шаги (действия);

  • рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

 Общая характеристика курса

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.

Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; обсуждение; самостоятельная работа.

В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация).

Особенности работы с детьми, осваивающими основы проектной деятельности, заключаются в том, что

  • выбранная область исследования отражает круг интересов обучающегося;

  • процесс обучения развивается непроизвольно, носит неформальный характер;

  • руководитель не может оказывать давление на обучающегося, вовлекая в ту или иную деятельность, он должен уметь воодушевить обучающегося и поддержать его интерес;

  • интерес обучающихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;

  • учащиеся могут принимать активное участие, как в постановке проблемы исследования, так и в определении методов ее решения;

  • не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов, имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.

В процессе работы формируются следующие умения и навыки для ведения исследовательской деятельности:

  • освоение формы научного поиска работы;

  • сбор информации;

  • визуальная демонстрация информации;

  • умение делать выводы;

  • умение участвовать в дискуссии;

  • способность оценивать различные точки зрения.

Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

 Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности «Юный исследователь» входит в общеинтеллектуальное направление плана внеурочной деятельности МБОУ Гусинской СШ.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 4 классов и предусматривает приобретение ими ос­новных знаний о создании рефератов, подготовке проектов и работы над исследованиями.

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся образовательных учреждений. Она рассчитана на 1 год обу­чения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, состав­ляет 34 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Планируемые результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение обучающимисяличностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающиеся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Содержание курса

 

1.Типы и характеристика проектов(9 ч.)

Основные признаки проектов. Исследовательские проекты. Бизнес-проекты. Творческие проекты. Игровые проекты.

Практические работы:

Составление игровых проектов. Составление творческих проектов. Составление исследовательских проектов

2. Формулирование цели и задач(2 ч.)

Формулировка цели и конкретных задач

Практические работы:

Формулирование цели и определение задач своей проектно-исследовательской работы

3. Учимся задавать вопросы(2 ч.)

Репродуктивные вопросы. Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы.

4. Как работать вместе(12 ч.)

Подготовка проектов. Что такое команда. Правила групповой работы. Воспитание культуры проектной деятельности, чувства ответственности за принимаемое решение. Установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

5. Подготовка к публичной защите проекта(4 ч.)

Основные виды презентации итогов проектной деятельности.

Практические работы:

Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.

6. Защита проекта (3 ч.)

Защита проекта

Практические работы:

Защита проекта

7. Экспертиза деятельности(2ч.)

Практические работы:

Подведение итогов. Конструктивный анализ выполненной работы.
















Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 



 

Раздел

 

Кол-во часов

Основные характеристики деятельности учащихся

4.

Типы и характеристика проектов

9

Знакомятся с понятием проект, основными типами проектов, характеризуют основные типы проектов

5

Формулирование цели и задач

2

Знакомятся с понятиями:   Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата..

Практическая работа Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Выбор тематики исследования. Планирование общего хода исследования.

 6

Учимся задавать вопросы

2

Знакомятся с основными типами вопросов, учатся задавать вопросы и отвечать на них

 7

Как работать вместе

12

Учатся работать над проектами в парах и группах

 8

Подготовка к публичной защите проекта

4

Устраняют последние недочеты в проектной работе, репетируют выступление

 9

Защита проекта

3

Защищают подготовленные проекты

 10

Экспертиза деятельности

2

Дают оценку проделанной работы за весь год, анализирует свое выступление и выступление других на защите проектов

 






Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема

 

Кол-во часов

Дата

план

факт

Типы и характеристика проектов

9



 

1

Основные признаки проектов.

 



 

2

Исследовательские проекты

 



 

3

Бизнес-проекты.

 



 

4

Игровые проекты.

 



 

5

Творческие проекты

 



 

6

Составление игровых проектов.

П



 

7

Составление творческих проектов

П



 

8

Составление исследовательских проектов

П



 

9

Составление исследовательских проектов

П



Формулирование цели и задач

2



 

10

Формулировка цели и конкретных задач

 



 

11

Формулирование цели и определение задач своей проектно-исследовательской работы

П



Учимся задавать вопросы

2



 

12

Репродуктивные вопросы.

 



 

13

Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы

 



Как работать вместе

11



 

14

Подготовка проектов

 



 

15

Что такое команда.

 



 

16

Правила групповой работы

 



 

17

Воспитание культуры проектной деятельности

 



 

18

Воспитание чувства ответственности за принимаемое решение.

 



 

19

Установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе.

 



 

20

Формирование компетентности в сфере социальной деятельности

 



 

21

Формирование коммуникативной компетентности

 



 

22

Подготовка проекта

 



 

57

Подготовка проекта

 



 

23

Подготовка проекта

 




24

Подготовка проекта




Подготовка к публичной защите проекта


4



 

25

Основные виды проектной деятельности

 



 

26

Основные виды презентации итогов проектной деятельности

 



 

27

Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.

 



 

28

Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.

П



Защита проекта

3



 

29

Защита проекта

 



 

30

Защита проекта

П




31

Защита проекта




Экспертиза деятельности

2



 

32-33

Подведение итогов

П



 

34

Конструктивный анализ выполненной работы.

П





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для проведения мероприятий понадобятся: карандаши, фломастеры, ватманы, цветная бумага, ножницы; компьютер, проектор, для создания и просмотра презентаций и видеофрагментов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.

  2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

  3. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52.

  4. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103–112.

  5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.

  6. Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents andSettings/User/LocalSettings/TemporaryInternetFiles/Con- tent.IE5/7W9U59AS/Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm

  7. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3.

  8. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124.

  9. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru