Тема: Вычитание вида 10-□
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить обучающихся с приёмом вычитания вида 10 - □.
Задачи:
Образовательные: отрабатывать изученные вычислительные приёмы сложения и вычитания, навыки счёта в пределах 10; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи, изученных видов; моделировать задачу с помощью схематических рисунков;
Развивающие: развивать творческие способности поискового характера и речь; логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение.
Планируемые результаты
Предметные: учить выполнять вычисления вида 10 -□; отработать ранее изученные приемы сложения и вычитания; отработать названия компонентов при сложении и вычитании; решать простые задачи.
Метапредметные
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися приёма вычитания из числа 10; умение решать задачи на разностное сравнение.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности.
Коммуникативные: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в группах, парах.
Личностные: положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Ход урока
1.Организационный момент
-Прозвенел звонок и смолк
Начинаем наш урок. Тихо садится тот, кого, я назову
- Руки?
- Ноги… Локти.. Спина…
- Ребята, девизом нашего урока будет русская народная пословица
«Не стыдно не знать
Стыдно не учиться!»
– Как вы понимаете смысл пословицы?
- Какой мы сделаем вывод? (Если ты что-то не понял на уроке, не бойся, переспроси учителя, он объяснит тебе еще раз, а если ты не спросишь, так и не поймешь ту тему, которую он объяснял и через какое-то время забудешь совсем).
2.Актуализация знаний опорных знаний
- С чего обычно начинаем урок математики?
- Подготовим руки к письму.
Мы делили апельсин…
- Откройте тетрадь, возьмите ручку, сядьте ровно, тетрадь под наклоном. Запишем число и вид работы : В классе.
1. Каллиграфическая минутка
- Определите число, которое мы будем писать на минутке чистописания.
Учит брат меня считать
-Сколько будет 5 и 5?
Я подумала немножко
И сказала:
— Две ладошки!
А сколько будет 5 и 5 -
Надо пальцы посчитать.
- Ребята, о каком же числе говорил брат?
- Расскажите всё, что знаете о данном числе?
- Теперь пропишем это число в тетради до конца рабочей строки. Между числами пропускайте одну клетку.
- Возьмите зеленый карандаш и подчеркните самое красивое и правильно написанное число.
2.Устный счет
- Куда отправимся?
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, —
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в…
- Для чего мы учимся считать?
- Я предлагаю отправиться в магазин за…
Для больших и малышей
Не найти десерт вкусней.
Вкусный, сладкий, ледяной
Освежает в летний зной.
Белый снег напоминает
И во рту буквально тает.
- Вычислите сколько стоит ваше мороженое и выберите монеты, которыми вы будете оплачивать покупку. (работа в парах). Если готовы к ответу, держимся за руки.
-Какими монетами оплатите покупку?
(Проверка у доски. Какие ещё монеты могли взять для оплаты мороженого?)
- Ребята, а в моем кошельке две монеты по 5рублей, смогу ли я купить мороженое за 8 рублей?
- Что общего у примеров, которые вы решали? ( все на вычитание)
- Как называются числа при вычитании?
- Как рассуждали, когда находили разность чисел?
3. Самоопределение к деятельности
- Продолжим покупать мороженое.
- Внимание на доску. ( Шляпки 10 -)
- Что общего у данных шляпок?
- Как думаете, какая тема урока? Чему будем учиться?
- Как из числа вычесть другое число? Что необходимо вспомнить?
4. Открытие новых знаний
- Какой же домик сегодня нам предстоит заселить, что работалось легче?
- Заселяем!
- Ну а теперь смело за покупками.
Число десять иль десятка утром делает зарядку!
Говорит нам:
- Два и восемь! Лень мы в сторону отбросим!
Три и семь, три и семь – стало весело совсем!
Пять и пять – дружно встать!
Шесть – четыре – ноги вместе, руки шире!
Один и девять повторяем и зарядку начинаем!
5. Первичное закрепление
- Откройте учебник на странице 34, №1.
-Рассмотрите выражения. Выберите выражения по теме урока. 1 вариант выполняет второй столбик, а 2 - третий.
10 – 9 = 1 10 – 7 = 3
10 – 3 = 7 10 – 4 = 6
( Сверка со слайдом)
- Ребята, кто живет в математическом домике?
- А в обычном?
- Какие бывают дома?
- Чтобы узнать из чего могут делать дома, поработаем в парах по 2 человека.
- Вам необходимо решить примеры, выстроить ответы в порядке увеличения ответов. Ответы записывайте на листочках ручкой.
( решают примеры, получают слова: кирпич, стекло, камень, дерево)
- Из всех ли материалов бывают дома? Оказывается из всех отгаданных.
(презентация)
Физминутка для глаз с числом 10
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
6. Закрепление изученного материала
- Чем отличаются, данные дома? ( Высотой, многоэтажные и одноэтажные)
— Прочитайте задачу с. 34 № 2
— Выберите схему, которая подходит к задаче. Объясните почему. (Подходит третья схема, потому что в условии говорится, что в соседнем доме на 3 этажа больше.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
Взаимопроверка.
РЕЗЕРВ: Работа в парах: измерьте высоту домов, определите какой дом выше и на сколько?
7. Итог урока
- Наш урок подходит к концу. А в конце принято подводить итоги
- Какая была тема нашего урока?
- Какую цель ставили перед собой?
- Достигли мы цели?
Продолжите предложения
Я узнал…
Я научился…
Теперь я могу…
8. Рефлексия
- Ребята, на столах у вас лежат круги красного, желтого и зеленого цвета.
- Оцените свою работу на уроке и покажите тот круг, который вам походит.
- Поднимите красный круг, если у вас было много ошибок и нужна помощь.
- Хорошо, опустите, поднимите желтый круг те, у кого почти все получилось, но делал ошибки.
- И поднимите зеленый круг те, у кого все получилось и он доволен уроком.