СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ГМО учителей начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ГМО учителей начальных классов»

Выступление на ГМО учителей начальных классов

воспитателя ГПД и учителя физической культуры (1,3 классы)МБОУ «СОШ №2 г.Льгова»

Полянской Анны Николаевны


«Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»





План выступления:

1. Введение.

2. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

3. Направления, формы и виды внеурочной деятельности.

4. Коррекционные приемы, используемые при обучении детей с ЗПР и интеллектуальными нарушениями.

5. Заключение




Ход выступления:

1. Введение

Только та школа становится очагом духовной жизни,

где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые

разнообразные формы развития учащихся вне уроков.

Василий Александрович Сухомлинский.


.

В настоящее время важное место в решении задачи обновления содержания образования в стране и в нашей школе, отводится федеральным государственным образовательным стандартам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая цели, структуру, содержание, внеурочную деятельность и т.д.

Работа с такими обучающимися строится на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ведётся по Адаптированной основной общеобразовательной программе.

Реализация АООП осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся.

Нормативно-правовая база инклюзивного образования.

- Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948

Ст. 1 «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»

- Декларация о правах инвалидов, провозглашена резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12. 1975

- Всемирной программы действий в отношении инвалидов, принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982

- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993

- Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 7-10. 06. 1994

- Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006, подписанная Россией 24.09.2008, ратифицированная Российской федерацией 03.05.2012

«Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни»

2. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения АООП и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного

времени.

Слово «школа» имеет греческое происхождение и означает «досуг».

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет свою волю, раскрывается как личность. В этом и помогает нам ВД.

В нашей школе есть учащиеся с с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Поэтому в школе разработано ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание

системы, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Целью внеурочной деятельности являются: создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого

обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности; формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Принципы программы:

соответствие возрастным особенностям обучающихся; оптимизация учебной нагрузки обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; выбор деятельности на основе личных интересов и склонностей ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.


3. Направления, формы и виды внеурочной деятельности.

Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с адаптированными основными образовательными программами Школы. Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор направлений, форм и видов деятельности обеспечивает достижение

результатов обучающихся.

В основе организации внеурочной деятельности лежат следующие виды: игровая, познавательная; развлекательная; социальное творчество, художественное творчество, общественно-полезная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, доступная трудовая деятельность.

Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в школе определено соотношение часов, отводимых на каждый вид ВД. Школа выбрала приоритетные направления внеурочной деятельности: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное.

Остановлюсь на содержании спортивно-оздоровительное работы внеурочной деятельности

В период младшего школьного возраста у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Данное направление ориентировано на формирование позиции признания ребенком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.

Направление включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но

вопросы духовного и интеллектуального оздоровления младшего школьника.

Целью спортивно-оздоровительного направления является укрепление здоровья обучающихся путем применения комплексного подхода к обучению здоровью.

Задачи:

сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально-психологического;

сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания;

воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вреднымпривычкам.

Упражнения для укрепления мышц кистей и пальцев рук способствуют успешному овладению письмом. Специальные упражнения для формирования и коррекции осанки помогают правильно держать свое тело сидя, стоя, при ходьбе и беге.

В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть - главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.

Определила формы организации работы с учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей): экскурсии, этические, познавательные беседы, игры с ролевым акцентом, детские исследовательские проекты, культпоходы в театры, музеи, выставки, творческие мастерские, выставки в школе, спектакли в классе, в школе, культпоходы в театры, музеи, выставки, спортивные игры.

Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталость заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а следовательно, познавательную деятельность в целом.


В ходе занятий происходит приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. ВД неразрывно связана с воспитательно-образовательным процессом нашей школы. Я как воспитатель ГПД продолжают работу педагогов, закрепляя результаты, достигнутые на уроках, коррекционных занятиях, контролирую и поощряю применение полученных умений на практике.

4. Коррекционные приемы, используемые при обучении детей с ЗПР и интеллектуальными нарушениями.

В течении 2018-19 учебного года мне довелось работать с детьми с ЗПР и интеллектуальными нарушениями. В своей работе я использовала следующие коррекционные приёмы:

1. В образовательный процесс включала задания и упражнения, которые направлены на развитие, коррекции и компенсацию недостаточно сформированных психофизических функций и когнитивных процессов.
2. Стимулировала познавательные процессы и активизировала мыслительную деятельность. Учащийся с ЗПР должен находиться в ситуации «обратной» связи, когда я регулярно привлекала внимание ребенка к его действиям, задавала вопросы или обращалась с просьбой словесного отчета, повышая осознанность учебной работы. (На уроках предусматривала задания на группировку, выделение лишнего объекта, установление закономерности, формулирование простых умозаключений.)
3. Формировала учебные действия, умения и навыки поэтапно. Давала материал небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений. Новую информацию представляла развернуто, с алгоритмом, предписаниями, определяющими порядок действий. Это были памятки или визуальные подсказки в знаково-символической форме.
4. Подкрепляла учебный материал практическими навыками.

5. Целенаправленно формируйте произвольную регуляцию, саморегуляцию и самоконтроль. Отрабатывала все структурные компоненты организованной деятельности: ориентировку в задании, понимание цели и инструкции, планирование предстоящих действий, следование выбранному алгоритму действий.

6. Усиливала возможность практического оперирования предметами при выполнении заданий, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, выполнение шагов при изучении последовательности в числовом ряду; работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком.
7. Систематически повторяла пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между понятиями, смысловыми единицами. Использовала приемы актуализации имеющихся знаний.
8. Не включала в инструкции для ребенка малознакомые слова. Они должны быть понятны, доступны, при необходимости дополнительно разъяснены. Инструкцию, для выполнения какой либо работы делила на смысловые части, которые указывают на последовательность действий. Они могут подкрепляться визуализацией, например, карточками-символами или планом.
9. Учила находить самостоятельно необходимую информацию в разных источниках: словаре, интернете, энциклопедии.
10. Усиливала речевую регуляцию действий в виде словесных отчетов, коротких выводов о совершаемом действии.
11. Использовала на занятиях дозированную помощь в виде поэтапного стимулирования и направления ребенка на нужный алгоритм выполнения задания, учить детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.
12. Подбирала приемы и вспомогательные средства при выраженных трудностях формирования учебного навыка, которые позволяют по-другому этот навык усвоить. Учитывала при обучении степень сформированности навыка у разных учащихся.

13. Соблюдала временной режим занятия, чтобы предупредить утомление. Для этого дозировала время интенсивной интеллектуальной нагрузки. Задания, которые требуют усиленного внимания, чередовала с заданиями игрового характера или хорошо знакомым ребенку учебным материалом. Вовлекала ребенка в деятельность, которая вызывает непосредственный интерес.


5.Заключение

Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков – условие активного общего развития, то для умственно отсталых детей физическая культура является вместе с тем и одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культурой, основанного на пробуждении положительного к ним интереса, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы школы. При этом подчеркнем значение системного подхода к физическому воспитанию детей, направленного на коррекцию их двигательных нарушений и развитие личностных качеств. Для этого широко используются различные средства физической культуры.

Эффективным средством развития психофизических качеств для детей с ограниченными возможностями здоровья является игровой метод. Подвижные и спортивные игры позволяют расширить двигательный опыт и приобрести навыки группового и командного взаимодействия. Игровая деятельность также способствует развитию мотивационной и психической сферы, успешной социальной интеграции.  В игре ребенок учится преодолевать трудности, у него воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Игра — самое доступное и эффективное средство воспитания ребенка.