СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие участников коррекционного процесса.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения - наладить сотрудничество семьи и школы. Необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе учителя-логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие участников коррекционного процесса.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И.Исаевой»













Взаимосвязь участников коррекционного процесса: проблемы и решения.











Гизатуллина Альбина Раяновна

МБОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой»

учитель-логопед I квалификационной категории















г. Нефтеюганск





Содержание:


Пояснительная записка ………………………………………………………

2



Этапы реализации программы:

  1. диагностический этап ………………………………….………

  2. проектировочный этап ……………………………………….

  3. экспериментальный этап ……………………………………

  4. оценочно-результативный …………………………………




4

6

9

13



Направления совместной работы участников коррекционного процесса:

  • с педагогом-психологом ……………………………….

  • с учителем начальных классов ………………………

  • с родителями ………………………………………………….




7

7

8



Основные действия каждого участника коррекционного процесса……………………………………………………………………………..


10



Механизм взаимодействия всех участников коррекционного процесса ………………………………………………..



13



Результаты совместной деятельности участников коррекционного процесса …………………………………………………



15



Список использованной литературы ………………………………..


17
















Пояснительная записка

Нарушения речи – распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения - наладить сотрудничество семьи и школы. Необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе учителя-логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия.

Успешность педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией учителя-логопеда. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь». Учитель-логопед так же делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе – я, ученик и его родители – легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает эмоционально положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи. Если разделить зоны ответственности каждого участника, то это сократит сроки коррекционного процесса и позволит подготовить ученика, беспрепятственно усваивающего программу по русскому языку.

Существующие методические пособия по данному вопросу ограничены общими формулировками. Эта проблема для меня как для учителя- логопеда стала актуальной, поэтому и возникла идея создания данной программы.

Цель программы: разработать механизм взаимодействия всех участников педагогического процесса через «Логопедический дневник», для эффективной работы логопеда, учителя, родителей, психолога по устранению недостатков письменной и устной речи.

Задачи:

  1. проанализировать литературу по данному вопросу;

  2. получить диагностические данные всех участников коррекционного процесса (определить начальный уровень речевого развития; осуществить контроль динамики и качества речевого развития, изучить потребность участников в специальных знаниях);

  3. определить зоны ответственности каждого участника коррекционного процесса;

  4. выстроить механизм взаимодействия всех участников коррекционного процесса, разработав методические рекомендации для каждого из них;

  5. проанализировать и обобщить полученный опыт.

Методы:

- анализ, синтез, классификация, сравнение.

- анкетирование (для учителей, родителей), наблюдение,

- мониторинг (отслеживание уровня речевого развития младших школьников; отслеживание уровня осведомленности родителей о содержании коррекционно-образовательного процесса)

Ожидаемый результат:

  1. систематизирован методический материал по данной теме;

  2. определены зоны ответственности каждого участника процесса;

  3. выстроена система взаимодействия всех участников коррекционного процесса через карту развития ребенка.



Промежуточный результат и перспективы работы:

выстроен механизм взаимодействия всех участников коррекционного процесса, разработаны методические рекомендации для каждого из них:

  1. определены этапы совместной работы;

  2. разработаны направления работы для каждого участника коррекционного процесса);

  3. налажена обратная связь всех участников коррекционного процесса через «Логопедический дневник».



Сроки реализации Программы:

  1. 2010-2011 гг. - диагностический этап;

  2. 2011-2012 гг. - проектировочный этап;

  3. 2012-2013 гг. - экспериментальный этап;

  4. 2013-2014 гг. – оценочно - результативный этап.



Этапы реализации Программы.

на I этапе - диагностическом - были поставлены следующие

цель: сбор, анализ информации о деятельности всех участников коррекционного процесса.

задачи:

  1. проанализировать литературу по данному вопросу;

  2. изучить потребность участников в специальных логопедических знаниях, осведомленность о собственной роли в коррекционном процессе и конкретных направлениях работы;

Изучив ряд методических пособий для учителей-логопедов, выяснила: информации о взаимной работе логопеда, учителя, родителей и психолога недостаточно, методические рекомендации сводятся к общим формулировкам. Проанализировав книгу «Логопедические занятия со школьниками», разработанный авторским коллективом Меттус Е. В., Литвиновой А.В. и др. отметила: метод консультативного сопровождения в специальной литературе описан как средство организации сотрудничества в первую очередь с учителями.

Консультативное сопровождение- это метод работы, который помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути её разрешения. При этом происходит разделение ответственности между сторонами (логопед - учитель или психолог - учитель).

Самое важное для установления сотрудничества - установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например, «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе сопровождения ребенка.

Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы. Поэтому при разговоре с учителем важно учитывать следующие моменты:

  • не употреблять сложные специфические, малопонятные учителю термины;

  • обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления;

  • максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка;

  • при выборе путей решения проблем и их анализе опираться прежде всего на мнение учителя.

Совместное проведение логопедом и учителем диагностики проблем ребенка не исключит специального логопедического обследования. Важно, чтобы учитель не занимал пассивную позицию, ожидая, когда логопед во всем разберется и объяснит ему возникшую проблему, а сам попробовал в ней разобраться.

Это даст возможность увидеть проблему ребенка со всех точек зрения: учебного процесса и физиологии (недоразвитие, нарушение речевых функций).

Необходимо:

  1. разобраться, в чем действия, предпринимаемые или предлагаемые учителем, не соответствуют действиям ученика и соответствуют ли ожидания и планы учителя возможностям ученика.

  2. воссоздать картину психологической обстановки окружающей ребенка в школе и дома, т.к. именно это может быть причиной возникновения учебной проблемы, а также сильно влиять на ее проявления и выбор пути её решения.

Изучить осведомленность мне помогли анкеты всех участников, беседы и внедрение «Логопедического дневника». «Логопедический дневник» своего рода связующее звено, доступ к которому имеет каждый участник коррекционного процесса. Апробируя его несколько лет назад, я заводила его только для тех логопатов, у которых наблюдалась стойкая речевая патология, со временем возникла заинтересованность в нем и необходимость у всех логопатов. Родители тех детей, у которых имелся на руках «Логопедический дневник» были больше заинтересованы в процессе логокоррекции, чем те, у которых его не было.

На данном этапе были запланированы следующие мероприятия:

  • совместное проведение родительских собраний;

  • участие учителя-логопеда в работе методических объединений учителей начальных классов;



на II этапе- проектировочном поставлены цель: разработать систему мероприятий для каждого участника коррекционного процесса.

задачи:

  1. составить индивидуальный коррекционный маршрут (карта развития);

  2. прописать направления работы для каждого участника коррекционного процесса, установить сотрудничество;

«Индивидуальный коррекционный маршрут» - это, прежде всего, программа совместных действий логопеда, психолога, учителя и родителей; это дневник результативности по отношению к каждому из участников. Он позволяет наблюдать за продвижением и развитием речи ребенка, анализировать результаты каждого этапа совместных усилий и намечать направления деятельности.

Работа по составлению «индивидуального образовательного маршрута» строится в следующей последовательности:

  1. изучение начального уровня речевого развития;

  2. определение основных направлений работы учителя-логопеда, родителей, учителя и педагога-психолога;

  3. составление программы согласованных действий всех участников коррекционного процесса;

  4. контроль динамики и качества изменений формирования речи.

Уровень развития речи определяет учитель-логопед при помощи специальных протоколов обследования, беседует с родителями, при необходимости привлекает других специалистов (учителя, педагога-психолога). Данные, полученные учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем начальных классов, целесообразно обсудить на консилиуме. Это поможет определить основные направления работы со всеми участниками коррекционного процесса:



направления работы учителя-логопеда с педагогом-психологом:

  • диагностическое.

Задачи: 1)изучение психических и речевых особенностей развития ребенка, 2)выделение факторов риска на основе полученных результатов обследования, 3) составление общей карты развития ребенка.

Предполагаемый результат: 1) совместный диагностический блок методик (протокол обследования), 2) оценка факторов риска, 3) общая карта развития ребенка.

  • коррекционно-развивающее.

Задачи: 1) разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих занятий

Предполагаемый результат: 1) использование при обучении логопатов приемов интегрированного психолого-логопедического сопровождения, что позволит корректировать нарушения речи на фоне улучшения адаптации в социуме.

  • аналитическое.

Задачи: 1) анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы, 2) отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы.

Предполагаемый результат: 1) мониторинг речевого развития ребенка с учетом выделенных факторов риска, 2) оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

направления работы учителя-логопеда с учителем начальных классов:

  • диагностическое.

Задачи: 1) выявить учебные проблемы, их конкретные проявления, 2) проанализировать учебную проблему по схеме, 3) составить алгоритм работы с логопатом.

Предполагаемый результат: 1) подготовка рекомендаций в помощь учителю.

  • коррекционно-развивающее.

Задачи: 1) подборка речевого материала для проведения фонематических минуток в классах всеми учителями, 2) выработка единого подхода и требований к обучающимся.

Предполагаемый результат: 1) организация работы с речевым материалом с классом в формате урока, 2) реализация личностно ориентированного подхода.

  • аналитическое.

Задачи: 1) мониторинг успеваемости, 2) анализ имеющихся проблем.

Предполагаемый результат: 1) регулярная целенаправленная совместная работа со школьниками, имеющими речевые нарушения.

направления работы учителя-логопеда с родителями:

  • диагностическое.

Задачи: 1) спрогнозировать объем помощи, который смогут обеспечить родители, 2) анализ факторов риска.

Предполагаемый результат: 1) совместный план действий для успешного развития ребенка.

  • коррекционно-развивающее.

Задачи: 1) сформировать активную позицию родителей, 2) доказать необходимость выполнения домашних логопедических заданий.

Предполагаемый результат: 1) обеспечение обратной связи с семьей, 2) сокращение сроков логокоррекции.

  • аналитическое.

Задачи: 1) отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы с точки зрения удовлетворенности родителей результатами.

Предполагаемый результат: ученик, усвоивший программу по русскому языку.

Каждый фактор «качества речи» и изменения его составляющих могут оцениваться не только количественно, но и качественно. Целесообразно фиксировать изменения еженедельно.

В «Логопедическом дневнике» в разделе «Оценка изменений…» предлагается фиксировать изменения в цвете, а также давать характеристику продвижений как «значительные», «достаточные», «незначительные». Однако возможны и случаи отсутствия продвижений, или «негативные» изменения, что должно заставить задуматься о причинах таких результатов работы.

В разделе «Дневник наблюдений» (качественные изменения) необходимо фиксировать даже самые маленькие успехи ребенка: выполняет самостоятельно; выполняет при незначительной помощи; выполняет только при помощи взрослого; не может выполнить.

Экспертная оценка каждого «шага» согласованных действий складывается из оценки родителей и специалистов, фиксирующих не только успехи или нерешенные проблемы, но и пути их решения, сопоставляя возможности ребенка, сложность проблем, пути их реализации и результативность согласованных действий. В план могут быть внесены изменения, ориентированные на наиболее реальные задачи.

Эти изменения вносятся в план после совместного заседания родителей, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя, если есть необходимость - консультаций врача.

на данном этапе планируются следующие мероприятия:

  • заполнение «Логопедического дневника»;

  • проведение «Круглого стола»;



III этап- экспериментальный.

Цель: разделение зоны ответственности каждого участника и продуктивное внедрение своего направления работы.

Задачи:

  1. применять специально подобранный учителем-логопедом материал, всеми участниками коррекционного процесса;

  2. отрабатывать с детьми навыки, полученные на занятиях учителя-логопеда;

  3. систематически посещать индивидуальные и групповые консультации учителя-логопеда.



Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями речи, страдают от недостатка информации по многим вопросам развития и воспитания. Из опыта работы с родителями видно, что их интересуют вопросы домашней коррекции, возможность общения и обмена информацией между собой.

Родители самостоятельно без помощи учителя-логопеда вряд ли смогут правильно организовать процесс воспитания и коррекции речи ребенка в семье.

Цель работы с родителями – знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями детей с нарушениями речи, причинами возникновения нарушения, влияние неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка.

Результатом коррекционно-педагогической работы должно стать: знание и понимание ребенка родителями, владение несложными методами коррекции.

Коррекционно-педагогичеcкий процесс с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.

Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются родительские консультации-практикумы «Проблемы на ладошке», «Круглый стол», «Деловая игра».

Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей.

Организация индивидуальных консультаций должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по устранению речевых недостатков.

Индивидуальные консультации могут проводить учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя, медики. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми участниками коррекционного процесса сразу.

Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребенка. В данном блоке используются: беседа с обоими родителями; групповые занятия с родителями; посещение родителями индивидуальных занятий.

Более конкретно действия каждого участника коррекционного процесса выглядят следующим образом:

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Описать конкретные проявления учебных затруднений ребенка-логопата.

  2. Определить, что ребенок умеет, какими знаниями обладает.

  3. Определить, чего он не умеет делать, чего не знает.

  4. Какие конкретные задачи надо решить? (Для того, чтобы этого добиться, нужно… Время выполнения.)

  5. Выбрать метод.

  6. Провести анализ учебных умений и навыков.

  7. Выполнить рекомендации из «Логопедического дневника».



ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Стимулировать волю и активность ребенка при выполнении домашних заданий логопеда.

  2. Побуждать объяснять свои действия, направлять, если у него возникнут затруднения.

  3. Контролировать выполнение заданий логопеда.

  4. Контролировать посещение логопедических занятий.

  5. Определить формы работы с логопедом: консультации-практикумы, присутствие на логопедических занятиях, консультации по телефону, обратная связь через тетрадь ученика, записи в «Логопедическом дневнике» или заполнение специальных анкет.

  6. Знакомиться со специальной литературой, компьютерными программами, видео- и аудиоматериалами.

  7. Оказывать помощь и психологическую поддержку в семье.



ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:

  1. Развивать мыслительные процессы ребенка (память, восприятие и т.д.), развивать произвольное внимание (устойчивость, направленность, переключаемость внимания).

  2. Научить слушать и понимать инструкцию.

  3. Способствовать повышению самооценки.

  4. Дать установку на дальнейшие учебные успехи

  5. Оказывать консультативную помощь учителям, родителям.



Формы и методы реализации Программы

Диагностика учащихся-логопатов:

  • Изучение медицинской и психолого-педагогической документации;

  • Беседа с ребенком и его родителями;

  • Логопедическое обследование;

  • Анализ результатов логопедического обследования учащихся-логопатов.



Работа с учащимися-логопатами:

  • Проведение занятий в соответствии с циклограммой деятельности;

  • Подгрупповые занятия (2 раза в неделю);

  • Индивидуальные занятия (2 раза в неделю).



Работа с родителями:

  • Посещение родительских собраний;

  • Индивидуальное и групповое консультирование;

  • Консультации-практикумы «Деловая игра», «Проблемы на ладошке».

  • Ведение «Логопедического дневника».



Работа с учителями начальных классов:

  • Педагогические консилиумы, «Круглый стол», «Гостиная речи»;

  • Проведение консультаций для педагогов (индивидуальных, групповых);

  • Ведение «Логопедического дневника»;

  • Ежемесячное заполнение карт сопровождения.



Преемственность в работе с другими специалистами образовательного учреждения

  • Совместное обсуждение с педагогом-психологом результатов диагностики психических процессов и логопедического обследования учащихся;

  • Проведение ПМПк;

  • Разработка мероприятий, направленных на коррекцию выявленных отклонений в развитии логопатов;

  • Проведение интегрированных занятий.



На данном этапе планируются следующие мероприятия:

  • взаимопосещение занятий учителя-логопеда и учителей начальных классов;

  • контроль за ведением «Логопедического дневника»;

  • консультации для всех участников коррекционного процесса.







IV этап- оценочно-результативный. Цель: анализ результативности всех предшествующих этапов и программы в целом. Задачи:

  1. комплексная оценка результатов логокоррекции;

  2. анализ результатов деятельности каждого участника коррекционного процесса;

  3. определение перспективы дальнейшей деятельности.

Комплексная оценка результатов совместных действий происходит в конце каждой четверти, на заседании «Круглого стола». Оценивается положительная динамика, анализируется, за счет чего были достигнуты такие результаты (и наоборот, там где есть пробелы, недочеты и т.д. корректируется маршрут) и намечается дальнейший план действий.

На данном этапе планируются следующие мероприятия:

  • совместное проведение родительских собраний;

  • проведение «Круглого стола».

Для того, чтобы выстроить механизм взаимодействия всех участников коррекционного процесса, необходимо следующее:

1. определить цель сотрудничества.

2. провести подготовительную работу: дать чёткую информацию о специфике работы учителя-логопеда, направлениях его работы, ознакомление со специфическими логопедическими ошибками, специальными методами и приемами коррекции устной и письменной речи, проанализировать запросы участников коррекционного процесса.

3. прописать в «Логопедическом дневнике» конкретные рекомендации для каждого участника коррекционного процесса.

4. координировать работу родителей, учителей, педагога-психолога через «Логопедический дневник».

5. организовать обсуждение результатов коррекционной работы за год, проанализировать положительные и отрицательные стороны данного направления, наметить дальнейший маршрут.



При выстраивании механизма взаимодействия всех участников коррекционного процесса в МБОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой» проделано следующее:

  1. Выбрана цель: сформировать активную позицию всех участников коррекционного процесса.

  2. Проведены родительские собрания, семинары, где была дана информация о специфике работы учителя-логопеда в школе, обозначены критерии готовности к школе, объявлены итоги обследования речи детей и намечен дальнейший маршрут логокоррекции. Проведены индивидуальные и групповые консультации с родителями и учителями.

  3. В «Логопедическом дневнике» каждого прописаны трудности, причины их возникновения и дальнейший индивидуальный план логокоррекции.

  4. В «Логопедическом дневнике» после каждой изученной темы учитель-логопед дает рекомендации для отработки навыков. Родители после каждого цикла занятий могут отследить успехи детей.



Оценка использования возможностей участников коррекционного процесса:

Участники

коррекционного процесса

Возможности использованы:

Перспективные задачи

Примечания

учитель-логопед

в полном объеме

координировать работу всех участников коррекционного процесса.


родители

частично

организовать обратную связь, через отработку полученных навыков.

остается еще такая часть родителей, которые заняты материальным обеспечением семьи, не хватает времени контролировать не только посещение логопедических занятий и результаты логокоррекции, но и учебный процесс в целом.

учителя

в полном объеме



педагог-психолог

в полном объеме

+ внедрить интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога.

благодаря интегрированным урокам можно привлечь всех участников коррекционного процесса.



Результаты совместной деятельности:

  1. возрос уровень осведомленности логопедических знаний каждого участника коррекционного процесса;

  2. выработана активная позиция учителей, родителей, психолога в деятельности коррекционного процесса;

  3. сократился срок логокоррекции, вследствие положительной динамики.



Организация системы взаимодействия участников коррекционного процесса требует полного вовлечения трех заинтересованных сторон (учителей, родителей, психолога). Необходимо в полной мере использовать возможности последних, добиться организации комплексного воздействия. Внедрение системы интегрированных уроков педагога-психолога и учителя-логопеда позволит преподносить коррекционный речевой материал, одновременно снимая симптомы тревожности, создавая опыт успешного общения и учения. Ведь речевые проблемы и неудачи в учебе усиливают риск формирования комплексов, затрудняя освоение школьной программы.

Кроме того, следует отметить: родителям предоставлена возможность на каждом этапе быть активным участником коррекционного процесса. Но возможность и результат не одно и то же, поэтому я приняла решение рекомендовать родителям еженедельно ставить свою подпись в рабочей тетради ребенка, что будет значить «с содержанием занятий и трудностями моего ребенка ознакомлен». Практика показывает, что к урокам учителя-логопеда относятся недостаточно серьезно, а данная мера повысит ответственность и заинтересованность в результате.

Таким образом, совместная работа учителя-логопеда, учителя начальных классов, родителей и педагога-психолога необходима, требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами.

Данный опыт может быть использован в работе с учителями, психологами, а также родителями, имеющими детей с проблемами речевого развития. Программа работает при выполнении следующих условий: выявления картины внутрисемейных отношений; осуществления просвещения родителей; обучения родителей несложным приемам коррекции речи на «консультациях-практикумах» и осуществления эмоционально-психологической поддержки семьи.





Список использованной литературы:

  1. «Справочник логопеда» М. А. Поваляева, Ростов-на-Дону, 2002г.

  2. «Организация логопедической работы в школе» О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская, М-2006г.

  3. «Основы логопедической работы с детьми», под ред. Г. В. Чиркиной, М.-2006

  4. «Логопедические занятия со школьниками» Меттус Е. В., Литвина А. В. и др. С.Пб-2006

  5. «Нарушения речи у школьников» Е. П. Фуреева, Е. В. Шипилова, О. В. Филиппова, Ростов-на-Дону, 2006

  6. «Учителю о детях с недостатками речи» А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова, М.-1997

  7. «Логопедия в школе», под ред. В. С. Кукушина, М-2005

  8. «Инструктивно-методическое письмо» А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова

  9. «Письмо Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07 ин/20-4 «Об учителя-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

  10. Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

  11. «Эти трудные согласные» Л. П. Барылкина, И.П.Матраева, Л. П. Обухова

  12. «Психологическая профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета» С. В. Коноваленко, М-2007

  13. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» С-Пб-2004

  14. «Родничок. Как подготовить ребенка к школе» Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г., Тула-1996