СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания на развитие у учащихся познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по русскому языку к теме «Имя существительное» на  развитие умений применять логический прием сравнения понятий средствами Способа диалектического обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Задания на развитие у учащихся познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения»

Задания по русскому языку к теме «Имя существительное» на развитие у учащихся познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения







Задание


Предполагаемые ответы учащихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.


Подвести понятие темы урока под категории

общее – особенное - единичное

Приложение 1

Определять существенные отличительные признаки видов существительных.

Сравнивать по морфологическим признакам одушевленные существительные с неодушевленными , собственные существительные с нарицательными.

ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

ОУ УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Структурирование знаний.


2.

Составьте карточку №3, сравнив существительное и прилагательное.

Карточка № 3 (сравнение)

по теме «Имя существительное и имя прилагательное»


  1. По сравнению с существительным, которое обозначает предмет, прилагательное обозначает признак предмета.

  2. Так же, как и существительное, прилагательное является самостоятельной частью речи.

  3. Как существительное, так и прилагательное является изменяемой частью речи.

  4. Сравнивая существительное с прилагательным, можно сказать, что у существительного род является постоянным признаком, а прилагательное изменяется по родам (зависит от рода существительного, с которым связано)

  5. Кроме существительного, ещё и прилагательное изменяется по числам.

  6. Помимо имён существительных, и прилагательные имеют начальную форму.

  7. Помимо имён существительных, и прилагательные могут склоняться.

  8. Постоянных признаков у существительных больше, чем у прилагательных.

  9. Непостоянных признаков у прилагательных больше, чем у существительных.

  10. Не только существительное, но и прилагательное может выступать в роли подлежащего в предложении.

  11. Не только существительное, но и прилагательное в начальной форме стоят в именительном падеже единственном числе.

  12. Наряду с существительным, прилагательное может выступать в роли второстепенного члена предложения.

  13. Если существительное может обозначать цвет предмета (желтизна), то прилагательное обозначает признак предмета по цвету (желтый).

  14. Если все прилагательные изменяются по числам, то не все существительные имеют такое свойство.

  15. В отличие от существительных, которые изменяются по падежам по определенному типу (1,2 или 3-ему) склонения, прилагательные не имеют типа склонения.

  16. В отличие от прилагательных, которые всегда изменяются по падежам, не все существительные могут склоняться.


Определять существенные признаки существительного и прилагательного.

Сравнивать по существенным признакам имена прилагательные и существительные.

ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Подведение под понятие.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

ОУ УУД: Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.



3.


Сформулировать суждения на сравнение существительных 1 и 3 склонения, выделив их общие признаки.


1. Так же, как и к 3 склонению,

к 1 склонению относятся существительные женского рода.

2. Как существительные

1 склонения, так и существительные 3 склонения могут быть одушевленными.

3. Кроме существительных

1 склонения, ещё существительные

3 склонения могут быть именами собственными.

4. Помимо существительных

1 склонения, и существительные

3 склонения могут иметь форму единственного числа.

5. Не только существительные

1 склонения, но и существительные

3 склонения могут иметь форму множественного числа.

6. Наряду с существительными

3 склонения, в некоторых существительных

1 склонения в родительном падеже единственного числа пишется окончание –и.

7. Сравнивая существительные

1 и 3 склонения, можно сказать, что в предложении эти имена существительные могут быть любым членом предложения.



Определять существенные отличительные признаки видов существительных1 и 3 склонения.

Сравнивать по существенным признакам имена существительные

1 и 3 склонения

(находить общее)


ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Подведение под понятие.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

ОУ УУД: Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.



4.


Сформулировать суждения на сравнение существительных 1 и 3 склонения, выделив их особенные (отличительные) признаки


1. По сравнению с существительными 3 склонения, к которым относятся существительные только женского рода, к существительным

1 склонения относятся ещё и существительные мужского рода.

2. Сравнивая существительные 1 и 3 склонения, можно сказать, что в существительных 1 склонения в падежных окончаниях пишется гласная ы, а в существительных

3 склонения – нет.

3. Вариантов написания падежных окончаний у существительных

1 склонения больше, чем у существительных 3 склонения.

4. Если у существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах пишется окончание , то у существительных 3 склонения – окончание –и.

5. В отличие от существительных

3 склонения, к существительным

1 склонения относятся существительные мужского рода.



Определять существенные отличительные признаки видов существительных.

Сравнивать по существенным признакам имена существительные

1 и 3 склонения

(находить различное)


ЛогУУД:

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Подведение под понятие.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

ОУ УУД: Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.













Приложение 1

общее

особенное

единичное

Имя существительное

Общие свойства всех сущ-х:

- является самостоятельной частью речи;

- обозначает предмет;

отвечает на вопросы кто? что?

-относятся к мужскому, женскому или среднему роду;

Могут изменяться по падежам по одному из типов склонения, в предложении могут выполнять любую синтаксическую роль.

Одушевлённые существительные

Особенные свойства одушевлённых имён сущ-х:

- обозначают людей и животных;

- отвечают на вопрос кто?

заяц

девочка

врач

Неодушевлённые существительные

- обозначают неживые предметы

(остальные слова, кроме людей и животных);

- отвечают на вопрос что?

учебник

ромашка

облако

Собственные существительные

- способны называть конкретные единичные предметы;

- пишутся с прописной буквы

Елена

Енисей

Красноярск

Тузик

Нарицательные существительные

- не способны называть конкретные единичные предметы

- пишутся со строчной буквы

девочка

река

город

собака