Просмотр содержимого документа
«Задания на развитие у учащихся познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения»
Задания по русскому языку к теме «Имя существительное» на развитие у учащихся познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения
№ | Система заданий | Предполагаемые ответы учащихся | Планируемые результаты |
предметные умения | познавательные УУД |
1. | Сравнить указанные виды имен существительных и найти основание (критерий) деления существительных на данные виды: Имена существительные: | 1. Имена существительные делятся на склоняемые и несклоняемые существительные по способности изменяться по падежам. 2. Имена существительные делятся на собственные и нарицательные существительные по способности называть конкретные или единичные предмет ы. | Определять существенные отличительные признаки видов существительных. Указывать критерии деления существительных на категории. | ЛогУУД: Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.). Выбор оснований и критериев для сравнения, класси-фикации объектов. Построение логической цепи рассуждений. ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письм. форме. |
2. | Установить соответствие между видами имен существительных и основаниями (критериями) их деления Приложение 1 | Ответ: 1 – С 2 – А 3 – Б | Устанавливать критерий деления существительных на виды. Сравнивать по морфологическим признакам собственные существительные с нарицательными, неодушевленные существительные с неодушевленными, склоняемые существительные с несклоняемыми. | ЛогУУД: Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письм. форме. |
3. | Отразить объем понятия «имя существительное» в виде логической схемы, найти в ней место существительным из текста по всем основаниям деления. В углу(1) детской комнаты(2) проживала кукла(3) Алёна(4) . В её комнате(2) стоял игрушечный столик(5) и стульчики(6). На одном из них сидел пушистый зайчик(7), на другом – деревянный человечек (8) с длинным носом(9). | Приложение 2 | Находить основания для деления имён существительных на виды. Указывать все виды существительных в соответствии с выявленными критериями. Устанавливать полный объем понятия «имя существительное». Определять виды конкретных имён существительных по разным основаниям, их место в схеме. | ЛогУУД: Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.). Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Построение логической цепи рассуждений. ОУ ПУУД: Знаково-символические действия, включая моделирование. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письм. форме. Структурирование знаний |
Приложение 1
Основания деления | Виды имён существительных |
1. Способность изменяться по падежам | А) собственные, нарицательные |
2. Способности называть конкретные или единичные предметы | Б) одушевленные, неодушевленные |
3. Различение живых/ неживых предметов | С) склоняемые, несклоняемые |










Приложение 2
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ПО РАЗЛИЧЕНИЮ ЖИВЫХ/НЕЖИВЫХ ПРЕДМЕТОВ
ПО СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАТЬ КОНКРЕТНЫЕ или ЕДИНИЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
ПО СПОСОБНОСТИ ИЗМЕНЯТЬСЯ ПО ЧИСЛАМ
ПО СПОСОБНОСТИ ИЗМЕНЯТЬСЯ ПО ПАДЕЖАМ
ПО ГРАММАТИЧЕСКОМУ
ЗНАЧЕНИЮ РОДА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ИЗМЕНЯЕМЫЕ
ПО ЧИСЛАМ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, НЕ ИЗМЕНЯЕМЫЕ
ПО ЧИСЛАМ
НЕСКЛОНЯЕМЫЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
СКЛОНЯЕМЫЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДНЕГО РОДА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
МУЖСКОГО РОДА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ЖЕНСКОГО РОДА
4 1,2,3,5,6,7,8,9 3,4,7,8 1.2,5,6,9 1,2,5,6
1,2,3,4,57,8,9 6
1,5,6,7,8,9 2,3,4
2,3,4 1,5,6,7,8,9
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
В ФОРМЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,
имеющие только форму множ. числа
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, имеющие только форму ед.числа
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА
ПО КОЛИЧЕСТВУ ОБОЗНАЧАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
3 СКЛОНЕНИЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
2 СКЛОНЕНИЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
1 СКЛОНЕНИЯ
РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, СКЛОНЯЮЩИЕСЯ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ТИПУ СКЛОНЕНИЯ
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
СОБСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ