СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь луга. Природное сообщество луга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру для учащихся 4 класса.

Цели: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием живых

организмов луга, с видами растений; развивать внимание, память, логическое мышление, познавательную активность

детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе, учить ухаживать за

растениями.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь луга. Природное сообщество луга.»

Шевченко Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов

Харцызской общеобразовательной

школы № 7

Донецкой Народной Республики



Тема урока. Жизнь луга. Природное сообщество луга. Слайд 1.

Цели:

- сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе;

- познакомить с разнообразием живых организмов луга, с видами растений;

- развивать внимание, память, логическое мышление, познавательную активность

детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе, учить ухаживать за растениями.

Оборудование: учебник (А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир.

4 класс, Ч.І.), изображения птиц, растений луга, карточки для самостоятельной

работы, цветочки из бумаги красного, синего и жёлтого цветов, пазлы по группам – трясогузка, колокольчик, бабочка, кузнечик, клевер, цикорий.

Методы и формы работы: ассоциативный куст «Луг»; парная, индивидуальная и групповая формы работы.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Вид урока: урок – презентация.

Ход урока

І. Организационный момент

1. Проверка готовности детей к року

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

Учитель: - Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2. Проверка домашнего задания. 

Учитель: - Послушайте стихотворение и скажите, о чём идёт речь.

Шуми, шуми, зелёный дом!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой…

(И. Никитин)

Учитель: - Что это за дом? (Лес). Я предлагаю написать вам на листочках тест. Запишите «да», если утверждение верное и «нет», если неправильное. Взяли в руки ручку и пишем ответы. Слайд 2.

1. Самый верхний ярус леса образован деревьями. (Да)

2. Средний ярус – это мхи и лишайники. (Нет)

3. На дереве обитают кроты и землеройки. (Нет)

4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (Да)

5. Плоды всех кустарников употребляют в пищу. (Нет) 

6. Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. (Да)

Ответы к викторине: 1). Да 2). Нет 3). Нет 4). Да 5). Нет 6). Да Слайд 3.

После теста каждый поднимает цветок данного цвета (красный цветок – «5», синий – «4», жёлтый «3»).

ІІ. Изучение нового материала

Учитель: - Сейчас я прочитаю стих, а вы подумайте, о чём будем с вами говорить на уроке? Слайд 4.

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

(И. Суриков.)

Учитель: - О чём это стихотворение? (О луге).

Учитель: - Где мы можем увидеть такое обилие цветов? (На лугу). Можем ли мы назвать луг природным сообществом? (Да).

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг? (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников).

Учитель: Итак, тема нашего урока “Луг - природное сообщество”. 

1. Растения луга. Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Виды растений:

- Растения луга (Тысячелистник, тимофеевка, Лисохвост) Слайд 5.

Учитель: - Отгадайте названия луговых цветов.

1. Я скромный луговой цветок. Синеглазый … (Василёк).

2. Эх, звоночек, синий цвет с языком, а звону нет. (Колокольчик)

3. На зелёной хрупкой ножке, вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)

- Цветущие травы (Иван - чай, Цикорий, Колокольчик, Василёк,

Одуванчик) Слайд 6.

(Обучающийся из класса рассказывает о колокольчике).

- Лечебные травы (Чистотел, Нивяник, Пастушья сумка) Слайд 7.

(Обучающийся из класса рассказывает о чистотеле).

- Кормовые травы (Клевер, Мышиный горошек, Мятлик) Слайд 8.

(Обучающийся из класса рассказывает о клевере).

2. Жители луга.

Учитель: - Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Полёвка, Ящерица, Крот, Жаба, Черви) Слайд 9.

(Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков).

Учитель: - Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений).

Учитель: - Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается).

3. Насекомые луга. Слайд 10.

Поиграем в игру “Узнай меня”

Загадка 1. Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (Пчела)

(Если пчела ужалит, то умрёт сама. Пчёл трогать нельзя. Пчела живет короткую жизнь – чуть больше месяца).

Загадка 2. Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (Бабочка)

Загадка 3. На самых передних ножках у насекомого 2 крошечные дырочки. Оказывается это уши. Ими он и слышит. Про него говорят: - “Пою” крыльями, “слушаю” ногами. Кто это? (Кузнечик) 

(Обучающийся из класса рассказывает о кузнечике).

Загадка 4. Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (Муха)

Загадка 5. Чёрен да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою. (Жук)

Учитель: - На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника. 

Это интересно. Слайд 11.

Учитель: - Цветочная муха кормится нектаром цветов, опыляет цветки. Многие цветочные мухи похожи на пчёл или ос. Сходство с жалящими насекомыми защищает безобидных мух от врагов. Насекомыми питаются жабы и ящерицы. Насекомые являются основной пищей и для луговых птиц.

4. Физминутка.

5. Работа с учебником (стр. 177). Информация о насекомых – санитарах.

6. Птицы луга. Слайд 12.

Учитель: - Это луговые птицы. Насекомые для этих птиц являются основной пищей (Коростель, Перепел, Трясогузка) Слайды 13 и 14.

- Где устраивают гнёзда птицы луга? (На земле, среди травы)

Дети рассказывают о птицах.

7. Луговые грибы. Слайд 15.

Учитель: - Как вы думаете, а растут ли на лугу грибы? (Да)

Учитель: - На лугах растут и грибы (Опёнок луговой, Шампиньон и Дождевики).

8. Вывод. Слайд 16.

Дети: - Луг – сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга образуют природное сообщество. Жизнь лугового сообщества невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.

ІІІ. Закрепление материала

  1. Стихотворение читают обучающиеся в классе. Слайд 17.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

2. Охрана природы. Правила поведения в лесу. Слайд 18.

- Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву.

- Не рвите охапками цветы.

- Не уничтожайте насекомых.

- Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга.

Учитель читает стихотворение детям в классе. Слайд 18.

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Помоги траве родиться,
Белкам – жить, а речкам – течь.
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!

3. Викторина по изученной теме. Слайды 19 – 21.

1). Какое утверждение верно?

А). На лугу растут только травянистые растения.

Б). На лугу живет множество крупных животных.

В). Мелкие животные на лугу не живут.

2). Какие растения растут на лугу?

А) брусника, черника, ежевика, жимолость

Б) тимофеевка, клевер, колокольчик, тысячелистник

В) полынь, ковыль, пион тонколистый, типчак

3). Укажите строчку, в которой указаны только животные луга?

А) рябчик, глухарь, соболь, белка

Б) кузнечик, трясогузка, шмель, полёвка

В) кобылка, перепел, сова, лебедь

4). Какие грибы растут на лугу?

А) белый гриб, подосиновик, подберезовик

Б) лисичка, сыроежка, масленок

В) шампиньон, дождевик, опенок луговой

5). Укажите строчку, в которой указаны только насекомые луга?

А) пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи

Б) комары, стрекозы, жуки-плавунцы, пауки

В) майские жуки, короеды, гусеницы шелкопряды

6). Укажите насекомых луга, которые являются насекомыми-санитарами?

А) шмели, бабочки, кузнечики

Б) жуки-навозники, жуки-могильщики

В) кобылки, пчелы, жужелицы

Ответы к викторине: 1). А 2). Б 3). Б 4). В 5). А 6). Б Слайд 22.

После теста каждый поднимает цветок данного цвета (красный цветок – «5», синий – «4», жёлтый «3»).

Учитель: - Как живут обитатели луга? (Сообща). Поэтому, как можно назвать луг? (Природное сообщество).

4. Работа с пазлами по группам.

1 группа – трясогузка

2 группа – колокольчик

3 группа – бабочка

4 группа – кузнечик

5 группа – клевер

6 группа - цикорий

І\/. Итоги урока

1. Беседа

- Что понравилось на уроке?

- Что узнали нового?

2. Выставление отметок

\/. Домашнее задание Слайд 23.

1. Ознакомиться с текстом в учебнике на стр. 170 – 175).

2. Составить сообщение «Это интересно» про одного представителя природного сообщества – луг.

Спасибо за работу на уроке! Слайд 24.



7