Тема: «М.М. Зощенко. «Галоша», «Леля и Минька», «Елка», «Золотые слова», «Встреча»
Тип урока: комбинированный (закрепляющий).
Предмет: литература
Класс: 5
Дата проведения: 5.12. 2014 года.
Учитель: Рудниченко Л.В.
Цель: обобщить знания учащихся о творчестве М. Зощенко.
- расширить представление учащихся о творчестве писателя;
- учить определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения;
- формировать умение пересказывать рассказы.
- учить оценивать события, героев произведения.
- развивать умение понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям;
- развивать умения выделять общие и существенные признаки, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- воспитывать взаимоуважение (умение работать в группе, брать на себя ответственность за других, умение оказывать и принимать помощь);
- воспитывать интерес к предмету, любовь к чтению;
- воспитывать нравственные качества на основе анализа поведения героев;
Планируемые результаты: знать содержание прочитанного; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику гером, аргументированно формулировать отношение к прочитанному.
Метапрредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, игровом и созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с группой) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, анализирует и аргументирует ответы, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в раздаточном материале, рабочих листах.
Коммуникативные: строит высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: Портрет писателя, выставка книг, тексты произведений, жетоны, доска, магниты, толковый словарь С.И.Ожегова, рабочие листы, иллюстрации, карточки с заданиями.
Предварительная подготовка.
Дети разделились на группы.
Каждой группой был выбран рассказ для прочтения и разбора.
На самоподготовке группа читала рассказ, делая необходимые пометки в тексте, вместе составляли план пересказа.
В группе ребята распределили обязанности.
Перед уроком ребята выбирали, кто будет пересказывать произведение на уроке, кто выполнять роль художника-оформителя, кто отстаивать честь знатока.
Ход урока.
Организационный момент.
Дети рассаживаются по группам.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.
Объявление темы урока
- Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве нашего земляка М.М. Зощенко.
Михаил Михайлович умел подмечать в нашей жизни комическое. Незаурядный талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, подлинную неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться. Михаил Зощенко просто хотел научить своих юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Писатель создал целые циклы рассказов, адресованных детям:
«Умные животные», «Смешные рассказы», «Рассказы о войне», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве».
- Сегодня на уроке вы представите нам некоторые из его рассказов.
3.Целеполагание:
Каждая команда проговорит свою цель:
Пожелаем участникам достойной победы!
Система оценивания будет следующая:
Команда получает жетоны:
2 жетона, если ответ правильный, полный.
1 жетон, если ответ дан с помощью команды.
0 жетонов, если не ответили.
4 Давайте, вспомним литературные определения в мини-конкурсе «Теория литературы»
Что такое тема?
Что такое сюжет?
Главная мысль?
Юмористический рассказ?
Сатира? Ирония?
Тема – объект художественного отражения.
Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность.
Главная мысль, или идея, произведения - это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан.
Юмористический рассказ - небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображена какая – либо смешная ситуация (или кажущаяся смешной с точки зрения автора).
Сатира - острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее недостатки людей. Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше.
Ирония – это скрытая насмешка.
Микровывод: мы к этим определениям еще вернемся при анализе произведения.
5 Конкурс «Страна Олимпиады»
Загадки и карточки с заданиями.
См.приложение
6.Физ.минутка.
7.Работа по теме урока
Краткий пересказ текста.
Участвуют группы: «Галоша», «Елка», «Золотые слова», «Встреча»
Ученик, который представляет в группе рассказчика, пересказывает текст. Его товарищи, если есть необходимость, дополняют, уточняют.
После каждого пересказа беседа по смысловому содержанию.
В беседе участвуют все дети.
- О чем этот рассказ?
- Чему он учит?
- Какой вывод можно сделать?
- Кто из героев понравился больше?
- Есть ли у других групп вопросы к выступавшим?
Подведение итогов.
- Чей пересказ был интереснее?
- Какие приемы для этого использовал рассказчик?
(прямую речь героев, текст автора, рассказ был эмоционально окрашен и т.п)
(микровывод)
«Художник-оформитель» представляет иллюстрации к произведению, которые рисовали все участники группы, дает пояснения, к какому фрагменту рассказа они относятся.
По ходу его выступления оформляется выставка.
Подведение итогов.
- Чьи иллюстрации более полно передают содержание рассказа?
- Какие приемы для этого использовали «художники»?
(обязательно отметить детей, которые заранее договорились о том, кто что будет рисовать.
(микровывод)
В начале урока каждой команде дается рабочая карточка с вопросами по содержанию. «Знатоки» готовятся к ответам.
Перед началом третьего конкурса, дается время, если «знатоку» необходимо посоветоваться с командой.
Затем «знатоки» отвечают на вопросы викторины.
Словарная работа ( инд.в каждой группе по одному ученику), например:
Бюрократия- чрезмерное усложнение канцелярских процедур, затягивание канцелярских решений.
Объяснение значений ключевых слов, загаданных ведущим+ их аргументация, (а также понимание того, какое слово расскрывает значение рассказа.
Рабочий лист группы «Золотые слова в приложении»
Группа «Встреча» получают задание по оформлению рабочего листа, составить вопросы или диалог по рабочему листу.
(микровывод)
8 Закрепление материала
Подведение итогов.
- Что объединяет все прослушанные сегодня рассказы?
- О чем писал в своих рассказах Михаил Зощенко?
- Чему он хотел научить своих читателей?
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.
Подсчет жетонов.
Заполнение итоговой таблицы.
- Что понравилось?
- Что было сложно?
- Какой рассказ захотелось прочитать самим?
- Кто был незаменим в каждой группе?
- Какое настроение осталось от урока? Заполнение таблицы.
Домашнее задание.
Написать свой юмористический рассказ: «Однажды в моей семье…» или «Вдвоем с моей сестренкой (братом)…»