СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зощенко М.М. "Галоша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зощенко М.М. "Галоша"»

Тема:  «М.М. Зощенко. «Галоша», «Леля и Минька», «Елка», «Золотые слова», «Встреча»

Тип урока: комбинированный (закрепляющий).

Предмет: литература

Класс: 5

Дата проведения: 5.12. 2014 года.

Учитель: Рудниченко Л.В.

Цель: обобщить знания учащихся о творчестве М. Зощенко.

расширить представление учащихся о творчестве писателя;

учить определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения;

формировать умение пересказывать рассказы. 

- учить оценивать события, героев произведения.

- развивать умение понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям;

- развивать умения выделять общие и существенные признаки, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

воспитывать взаимоуважение (умение работать в группе, брать на себя ответственность за других, умение оказывать и принимать помощь);

воспитывать интерес к предмету, любовь к чтению;

- воспитывать нравственные качества на основе анализа поведения героев;

Планируемые результаты: знать содержание прочитанного; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику гером, аргументированно формулировать отношение к прочитанному.

Метапрредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, игровом и созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с группой) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, анализирует и аргументирует ответы, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в раздаточном материале, рабочих листах.

Коммуникативные: строит высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: Портрет писателя, выставка книг, тексты произведений, жетоны, доска, магниты, толковый словарь С.И.Ожегова, рабочие листы, иллюстрации, карточки с заданиями.

Предварительная подготовка.

Дети разделились на группы.

Каждой группой был выбран рассказ для прочтения и разбора.

На самоподготовке группа читала рассказ, делая необходимые пометки в тексте, вместе составляли план пересказа.

В группе ребята распределили обязанности.

Перед уроком ребята выбирали, кто будет пересказывать произведение на уроке, кто выполнять роль художника-оформителя, кто отстаивать честь знатока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по группам.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.



  1. Объявление темы урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве нашего земляка М.М. Зощенко. 

Михаил Михайлович умел подмечать в нашей жизни комическое. Незаурядный талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, подлинную неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться. Михаил Зощенко просто хотел научить своих юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Писатель создал целые циклы рассказов, адресованных детям:

«Умные животные», «Смешные рассказы», «Рассказы о войне», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве». 

- Сегодня на уроке вы представите нам некоторые из его рассказов.  

3.Целеполагание:

Каждая команда проговорит свою цель:

Пожелаем участникам достойной победы!

Система оценивания будет следующая:

Команда получает жетоны:

2 жетона, если ответ правильный, полный.

1 жетон, если ответ дан с помощью команды.

0 жетонов, если не ответили.

4 Давайте, вспомним литературные определения в мини-конкурсе «Теория литературы»

Что такое тема?

Что такое сюжет?

Главная мысль?

Юмористический рассказ?

Сатира? Ирония?

Тема – объект художественного отражения.

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность.

Главная мысль, или идея, произведения - это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан.

Юмористический рассказ - небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображена какая – либо смешная ситуация (или кажущаяся смешной с точки зрения автора).

Сатира - острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее недостатки людей. Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше.

Ирония – это скрытая насмешка.

Микровывод: мы к этим определениям еще вернемся при анализе произведения.

5 Конкурс «Страна Олимпиады»

Загадки и карточки с заданиями.

См.приложение

6.Физ.минутка.

7.Работа по теме урока

  • Конкурс рассказчиков.

Краткий пересказ текста.

Участвуют группы: «Галоша», «Елка», «Золотые слова», «Встреча»

Ученик, который представляет в группе рассказчика, пересказывает текст. Его товарищи, если есть необходимость,  дополняют, уточняют.  

После каждого пересказа беседа по смысловому содержанию.

В беседе участвуют все дети.

- О чем этот рассказ?

- Чему он учит?

- Какой вывод можно сделать?

- Кто из героев понравился больше?

- Есть ли у других групп вопросы к выступавшим?

Подведение итогов.

- Чей пересказ был интереснее?

- Какие приемы для этого использовал рассказчик?

(прямую речь героев, текст автора, рассказ был эмоционально окрашен и т.п)

(микровывод)



  • Конкурс художников.

«Художник-оформитель» представляет иллюстрации к произведению, которые рисовали все участники группы, дает пояснения, к какому фрагменту рассказа они относятся.

По ходу его выступления оформляется выставка.

Подведение итогов.

- Чьи иллюстрации более полно передают содержание рассказа?

- Какие приемы для этого использовали «художники»?

(обязательно отметить детей, которые заранее договорились о том, кто что будет рисовать.

(микровывод)

  • Конкурс знатоков.

В начале урока каждой команде дается рабочая карточка с вопросами по содержанию. «Знатоки» готовятся к ответам.

Перед началом третьего конкурса, дается время, если «знатоку» необходимо посоветоваться с командой.

 Затем «знатоки» отвечают на вопросы викторины.

Словарная работа ( инд.в каждой группе по одному ученику), например:

Бюрократия- чрезмерное усложнение канцелярских процедур, затягивание канцелярских решений.

Объяснение значений ключевых слов, загаданных ведущим+ их аргументация, (а также понимание того, какое слово расскрывает значение рассказа.



Рабочий лист группы «Золотые слова в приложении»

Группа «Встреча» получают задание по оформлению рабочего листа, составить вопросы или диалог по рабочему листу.

(микровывод)

8 Закрепление материала

  1. Подведение итогов.

Что объединяет все прослушанные сегодня рассказы?

- О чем писал в своих рассказах Михаил Зощенко?

- Чему он хотел научить своих читателей?

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.

Подсчет жетонов.

Заполнение итоговой таблицы.

  • Эмоциональный отклик.

- Что понравилось?

- Что было сложно?

- Какой рассказ захотелось прочитать самим?

- Кто был незаменим в каждой группе?

- Какое настроение осталось от урока? Заполнение таблицы. 

  1. Домашнее задание.

Написать свой юмористический рассказ: «Однажды в моей семье…» или «Вдвоем с моей сестренкой (братом)…»