СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный метод обучения учащихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей рос­сийского начального общего образования. В Федеральном ком­поненте государственного стандарта подчеркивается необходи­мость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный метод обучения учащихся в начальной школе»



Деятельностный метод

обучения учащихся

в начальной школе


( из выступления на заседании МО

учителей начальных классов от 6.11.2008 года)









Руководитель МО: Тимошок Г.А.


За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей рос­сийского начального общего образования. В Федеральном ком­поненте государственного стандарта подчеркивается необходи­мость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление лич­ности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных воз­можностей. Развитие личностных качеств и способностей млад­ших школьников опирается на приобретение ими опыта разно­образной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вводятся новые учебные предметы и модули.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важ­нейшим приоритетом начального общего образования становит­ся формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успеш­ность всего последующего обучения. Учителя начальных клас­сов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений пла­нировать, анализировать, делать обобщения.

Широкое распространение в начальной школе получают личностно ориентированные педагогические технологии. Ухо­дит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и груп­повые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается ав­торитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, аде­кватные возрастным особенностям младшего школьника. Разра­батываются критерии оценивания учебных достижений учащих­ся в условиях безотметочного обучения.

Результатом кардинальных изменений в начальном образо­вании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на сво­боду их выбора и использование в практической деятельности (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»).

Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения, в частности деятельностной. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностнсго метода обучения», раз­работанная педагогическим коллективом под руководством док­тора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон. При этом новая технология, новый способ организации обучения не раз­рушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовы­вает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых обра­зовательных целей.



МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

урока введения нового знания

1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ

В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Объяснительно-иллюстративный

Компоненты учебной деятельности

Деятельностный

1

2

3

Задается педаго­гом

Цель - предполагае­мый результат

В процессе проблематизации обеспечивается внут­реннее принятие цели

Используются внешние мотивы

Мотивы - побудите­ли к деятельности

Опора на внутренние мотивы

Выбираются педа­гогом

Средства - способы осуществления дея­тельности

Совместный с учащимися выбор

Инвариантные,

Действия - основной

Вариативные, возможность

предусмотренные

элемент деятельности

индивидуального

учителем


выбора

Уровень усвоения

Результат – конечный продукт

Позитивные внутренние

знаний


личностные изменения

Сравнение резуль-

Оценка - критерий

Самооценка на основе

тативности с эта-

достижения цели

применения индивидуальных

лонами


эталонов достижения


2. УРОК ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ


Цель: формирование новых понятий.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личности значимом уровне.

«Хочу, потому что смогу».

• 1-2 минуты;

• у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приемы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»)

- самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

. 4—5 минут;

• возникновение проблемной ситуации.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруд­нения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

• 4—5 минут;

•методы постановки учебной задачи: побуж­дающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта вы­хода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.

• 7-8 минут;

• способы: диалог, групповая или парная работа;

• методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опор­ного сигнала.

• 4—5 минут;

• способы: фронтальная работа, работа в парах;

• средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• выполняется письменно;

• методы: самоконтроль, самооценка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повто­рение.

• 7-8 минут;

• сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или но­вое понятие;

• затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельно­сти), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты; •вопросы:

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать еще?

- Где можно применить новое знание?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?



3. ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ


Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) поло­жениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения уче­ников вопросом или практиче­ским заданием


Между житей­ским представле­нием учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопро­сом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

С затруднением

Между необхо­димостью и не­возможностью выполнить зада­ние учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено



4. ПРИМЕРЫ ПРИЕМОВ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ


  1. Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».


Учитель

Ученики

- В словах, записанных на доске, выделите корень.

- Все согласны?

Ученица у доски в слове «мухо­ловка» выделяет один корень.

- Нет. В слове «мухоловка» два корня: -мух- и -лов-.



  1. Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов тре­угольника».


Учитель

Ученики

- Постройте треугольник с угла­ми 90°, 120°, 60°

Оказываются в затруднении.


  1. Урок русского языка в исключения» в 4 классе

по теме «Глаголы-исключения».


Учитель

Ученики

- Какую тему проходили на про-

- Спряжение глаголов.

шлом уроке?


- Поупражняемся в определении

Выполняют задание.

спряжения глаголов (даются глаголы).


- А теперь определите спряжение


глаголов «смотреть» и «стелить».

- Смотреть - глагол первого

- Давайте проверим. Я проспрягала

спряжения, стелить - второго.

эти глаголы на доске. Что вы заме-

Смотреть - глагол второго

тили?

спряжения, а стелить - первого.


  1. Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий».


Учитель

Ученики

- Прочитайте столбики слов:

- Это родственные слова. В первом

редкий редко

столбике прилагательные, а во втором – наречия.

мягкий мягко


легкий легко


- Что можете о них сказать?

Ученица у доски выделяет в наре-

- Разберите по составу слова ка-

чиях окончание - о.

ждого столбика.


- Проверим. Слова второго стол-

- Неизменяемая часть речи.

бика - наречия. Вспомните, что


такое наречие


- Но тогда чего не может быть

- Окончания.

у наречий?



  1. Урок математики во 2 классе по теме «Умножение дву­значного числа на однозначное».


Учитель

Ученики

- На доске дан ряд чисел. Что это

- Однозначные и двузначные.

за числа?


- Выпишите в столбик однознач-

Выполняют.

ные числа и умножьте их на 7.


- Выпишите в другой столбик

Испытывают затруднение.

двузначные числа и тоже ум-


ножьте их на 7.



  1. Урок русского языка в 3 классе по теме «Непроизно­симые согласные в корне слова».


Учитель

Ученики

- Прочитайте слова: весть, извес­тие, вестник, известный, известно. - Что хотите сказать?

Читают.



5. ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ


Урок математики в 3 классе

по теме «Сумма углов треугольника».


Учитель (прием 4)

Ученики

- Вы выполнили мое задание?

- А почему? В чем затруднение? (Побуждение к осознанию проти­воречия.)

- Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

-Нет.

- Не получается. Такой треуголь­ник не строится (осознание за­труднения).

- Почему не строится треугольник? (Учебная проблема как вопрос.)











Урок русского языка в4 классе

по теме «Глаголы-исключения».


Учитель (прием 6)

Ученики

- Итак, что вы хотели сделать?

- Какое правило применили?

- Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию проти­воречия.)

- Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

- Определить спряжение глаголов.

- Правило о спряжении.

- Нет, не получилось (осознание неприменимости известного пра­вила).

- Глаголы-исключения (учебная проблема как тема урока).

Урок русского языка в 3 классе

по теме «Образование наречий».



Учитель (прием 3)

Ученики

- Итак, что вы сначала думали по поводу «о»? - А что оказалось потом? (Побуж­дение к осознанию противоречия.)

- Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

- Сначала мы думали, что «о» -это окончание.

- «о» не является окончанием (осознание противоречия).

- Что же такое «о» в наречиях? (Учебная проблема как вопрос.)



Урок математики во 2 классе

по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».


Учитель (прием 5)

Ученики

- Вы смогли выполнить мое задание?

- Почему же это задание не полу­чилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Какова же будет тема нашего урока? (Побуждение к формулиро­ванию проблемы.)

- Нет, не смогли.

- В первом случае мы умножали однозначные на однозначные чис­ла, здесь надо умножать двузнач­ные числа на однозначные, а мы этого еще не умеем (осознание за­труднения).

- Умножение двузначного числа на однозначное (учебная пробле­ма как тема урока).



Урок русского языка в 3 классе

по теме «Непроизно­симые согласные в корне слова».


Учитель (прием 1)

Ученики

- Что можете сказать об этих сло­вах? Что интересного вы замети­ли? (Побуждение к осознанию противоречия.

- Какой возникает вопрос? (По­буждение к формулированию проблемы.)

- Какой будет тема урока сегодня?

- Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в дру­гих нет (осознание противоречия).

- Почему в некоторых словах «т» не произносится?

- Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема).

6. МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.



Побуждение к созданию противоречия

Побуждение к формулиро­ванию учебной проблемы

Прием 1 . О фактах: Что вас удивило? Что интерес­ного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3 . Вы сначала как думали?

Прием 4. Вы смогли выполнить зада­ние? В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить зада­ние? Почему не получается? Чем это за­дание не похоже на предыдущие?

Прием 6 . Что вы хотели сделать? Ка­кие знания применили? Задание выпол­нено?

Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока?

Подводящий к теме диалог.

• Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

• Не требует создания проблемной ситуации, хорошо вы­страивается «от повторения».


Урок русского языка в 3 классе

по теме «Безударные гласные в приставках»


Учитель

Ученики

1

2

- Спишите из упражнения слова:

Записывают слова.

долетел, забежал, надписал и др.


- Поставьте ударение.

Ставят ударение.

- Подчеркните безударные гласные.

Подчеркивают.

- В каких частях слова находятся

- В корне и приставке.

безударные гласные?


- Обозначьте их.

Обозначают.

- Какое правило о безударных

- О безударной гласной в корне.

гласных мы уже знаем?


- А какого правила о безударных

- Наверное, о безударных гласных

гласных еще не учили?

в приставках.

- Значит, какая сегодня тема урока

- Безударные гласные в приставках


(тема).










Мотивирующие приемы.

Яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художест­венной литературы, случаи из истории науки, культуры и повсе­дневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

Актуальность: обнаружение смысла, значимости пред­лагаемой темы урока для самих учащихся.



Урок чтения в 3 классе по теме «Пьеса»


Зачитывается фрагмент текста учебника, сквозным героем которого является девочка Настя.

Настя с папой побывали в детском театре, где они посмотре­ли спектакль «Тили-бом» по пьесе-сказке С. Я. Маршака «Кош­кин дом». Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась веселая и счастливая. По дороге домой она рас­сказала папе, что они в классе решили поставить к новогоднему празднику спектакль, и, наверное, это будет сказка.

- Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? - спроси­ла Настя.

- Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.

- А что это значит - «как пьеса»?

Учитель. Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса (сообщение темы).



Урок математики в 1 классе по теме «Числовой отрезок»

Учитель.

- В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перену­меровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты по­строишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, кото­рый называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».


7. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ


Побуждающий к гипотезам диалог.


Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез





устной

практической

Общее побуждение

К любым гипотезам: - Какие есть гипоте­зы? Догадки? Пред­положения?

-- Согласны с этой гипоте­зой? Мыслью? Почему?

К плану про­верки: - Как можно проверить гипо­тезу?

Подсказка

Решающей гипотезы (учителем приво­дится довод за или против гипотезы)

Учитель сам сообщает ар­гумент или контраргумент

Плана провер­ки

Сообщение

Решающей гипотезы

Учитель сообща­ет аргумент или контраргумент

Плана провер­ки



Подводящий к открытию знания диалог.


Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»


Учитель

Ученики

1

2

Использует подводящий диалог

Формулируют вопрос: сколько корней в слове «мухоловка?

- Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. Почему птичка так называется? - Запишите «ловит мух».

- Она ловит мух.

- Подберите и запишите одноко-


рснные слова к слову «муха». Вы-


делите корень.


- Подберите однокоренные слова


к слову «ловит». Выделите в них


корень.


- Есть ли корни -мух- и -лов-

- Да, есть.

в слове «мухоловка»?


- Так сколько же корней в слове

- Два корня.

«мухоловка»?


- Такие слова называются сложны-

- Сложными называются слова

ми. Сформулируйте определение.

с двумя корнями (открытие нового


знания).



8. ВИДЫ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ



Типы продуктивных заданий

Особенности применения

На формулирование вопросов те­мы урока

Сразу после введения знаний: - если учебная проблема появи­лась как вопрос; - если новое знание открыто с помощью подводящего без про­блемы диалога. В конце этого или начале следую­щего урока. («Задайте друг другу вопросы по новому материалу».)

На создание опорного сигнала: символ, схема, таблица, опорные слова

В классе или дома, если опорный сигнал не составляется учителем при введении знания

На создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение

Дома по желанию


Примеры заданий к изучению темы «Скобки».

Метафора: скобки - это регулировщик, показывающий, кому ехать первым.

Загадка: в примерах бывает, первое действие называет. Стихотворение: Скобки найдем,

Остальное потом.







9. СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Результат взаимодействия


1

2

3

4


Самоопределение к деятельности

1. С помощью какого приема концентрируется внимание?

2. Сообщено ли содержа­тельное направление? Каким способом?

Каковы действия де­тей?

Наблюдается ли готовность к учебной деятельности?



2

3

4

Постановка проблемы

1. Какова выбрана форма об­суждения (подводящий, по­буждающий диалог и т. д.)? 2. Какие вопросы задавал учитель? Какой из них на­правлен на выявление суще­ственного признака?

Каковы ответы детей на вопросы учителя?

1. Выявлен ли существен­ный признак нового алго­ритма (понятия)? 2. Указали ли дети самстоя-тельно, где и почему воз­никло затруднение? 3. Всегда ли учитель выпол­няет роль организатора (а не участника) коммуни­кации? 4. Зафиксирована ли тема урока?

«Открытие» нового знания

1. Какие вопросы задавал учитель для выявления мето­да решения проблемы? 2. Какие вопросы задавал учитель в процессе «откры­тия» нового знания? 3. В какой форме организова­но фиксирование нового спо­соба действий в языке (устно, знаково, модельно и т. д.)?

1. Каковы ответы детей на этапе выбора метода решения проблемы? 2. Каковы ответы детей на этапе «открытия»? 3. Каковы действия детей при фиксировании ново­го алгоритма (понятия)?

I. Выбран ли метод решения проблемы детьми самостоя­тельно? 2. Предложено ли решение проблемы самими детьми? 3. Не нарушена ли учителем роль организатора (а не уча­стника) коммуникации? 4. Достаточно ли четко за­фиксирован новый способ действий?

Актуализация знаний

1. Какие задания пред­ложены? Какие темы повторены?

2. Содержат ли задания развивающие компонен­ты?

3. Какое задание плани­руется для постановки проблемы?

1. Каковы ответы де­тей?

2. Каковы формы рабо­ты (в группах, фрон­тальная и т. д.)?

3. Каковы действия детей при наличии раз­вивающих компонент?

1. Соответствуют ли задания со­держательной установке урока?

2. Свободно ли владеют дети предложенным содержанием?

3. Какая часть детей включена в работу?

4. Выявляются ли причины ошибок?

5. Является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации?

6. Зафиксировано ли самими деть­ми запланированное затруднение?

7. Соблюдается ли временной режим?


Первичное закрепление

1. Какие выбраны задания?

2. Какой выбран вариант ком­ментирования?

Каковы действия детей?

1. Успешно ли дети справи­лись с предложенным зада­нием?

2. Предоставлена ли детям возможность самостоятель­ного комментирования?

3. Согласованы ли процесс решения задания и его ком­ментирования?

4. Грамотная ли речь?


Самостоятельная работа с само­проверкой

1. Какие задания предложены для самостоятельной работы?

2. Какая предложена форма проверки самостоятельной работы?

3. Какова форма фиксации результата проверки?

1. Как дети выполняли задания самостоятельной работы (спокойно, уве­ренно и т. д.)?

2. Как выполняли про­верку своей работы?

3. Как фиксировали вы­полнение и невыполне­ние задания?

1. Самостоятельно ли дети проверяли свою работу?

2. Какая часть детей верно выполнила свою работу? Выявлены ли ошибки?

3. Создана ли ситуация ус­пеха для детей, верно вы­полнивших задание?

4. Организована ли коррек­тировка знаний для детей, не справившихся с работой?









Повторение

1. Какие задания предложе­ны? Какие в них понятия по­вторялись?

2. С какими из заданий согла­суется изученный на уроке способ действия?

3. Какие формы работы ис­пользовались?

1. Какие формы работы применялись?

2. Каковы действия де­тей?

1. Какая часть детей включена в самостоя­тельное решение задач на повторение?

2. Реализованы ли в про­цессе выполнения зада­ний запланированные цели повторения?

Итог урока

1. Какие вопросы задавались? 2. Каковы ответы детей?

3. Предложено ли домашнее задание? Если да, то в какой форме?

Каковы действия детей?

1. Правильно ли зафикси­ровали дети полученное на уроке новое знание?

2. Создана ли ситуация успеха деятельности на уроке для каждого учени­ка и класса в целом?

3. Есть ли творческий элемент, элемент выбора? 4. Какова реакция детей на предложенное домаш­нее задание (если оно есть)?