Деятельностный метод
обучения учащихся
в начальной школе
( из выступления на заседании МО
учителей начальных классов от 6.11.2008 года)
Руководитель МО: Тимошок Г.А.
За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вводятся новые учебные предметы и модули.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»).
Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения, в частности деятельностной. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностнсго метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
урока введения нового знания
1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ
В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Объяснительно-иллюстративный | Компоненты учебной деятельности | Деятельностный |
1 | 2 | 3 |
Задается педагогом | Цель - предполагаемый результат | В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели |
Используются внешние мотивы | Мотивы - побудители к деятельности | Опора на внутренние мотивы |
Выбираются педагогом | Средства - способы осуществления деятельности | Совместный с учащимися выбор |
Инвариантные, | Действия - основной | Вариативные, возможность |
предусмотренные | элемент деятельности | индивидуального |
учителем | | выбора |
Уровень усвоения | Результат – конечный продукт | Позитивные внутренние |
знаний | | личностные изменения |
Сравнение резуль- | Оценка - критерий | Самооценка на основе |
тативности с эта- | достижения цели | применения индивидуальных |
лонами | | эталонов достижения |
2. УРОК ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Цель: формирование новых понятий.
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личности значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу».
• 1-2 минуты;
• у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приемы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»)
- самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
. 4—5 минут;
• возникновение проблемной ситуации.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4—5 минут;
•методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.
• 7-8 минут;
• способы: диалог, групповая или парная работа;
• методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4—5 минут;
• способы: фронтальная работа, работа в парах;
• средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• выполняется письменно;
• методы: самоконтроль, самооценка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты; •вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать еще?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
3. ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации |
С удивлением | Между двумя (или более) положениями | 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием |
| Между житейским представлением учащихся и научным фактом | 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью |
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено |
4. ПРИМЕРЫ ПРИЕМОВ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».
Учитель | Ученики |
- В словах, записанных на доске, выделите корень. - Все согласны? | Ученица у доски в слове «мухоловка» выделяет один корень. - Нет. В слове «мухоловка» два корня: -мух- и -лов-. |
Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника».
Учитель | Ученики |
- Постройте треугольник с углами 90°, 120°, 60° | Оказываются в затруднении. |
Урок русского языка в исключения» в 4 классе
по теме «Глаголы-исключения».
Учитель | Ученики |
- Какую тему проходили на про- | - Спряжение глаголов. |
шлом уроке? | |
- Поупражняемся в определении | Выполняют задание. |
спряжения глаголов (даются глаголы). | |
- А теперь определите спряжение | |
глаголов «смотреть» и «стелить». | - Смотреть - глагол первого |
- Давайте проверим. Я проспрягала | спряжения, стелить - второго. |
эти глаголы на доске. Что вы заме- | Смотреть - глагол второго |
тили? | спряжения, а стелить - первого. |
Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий».
Учитель | Ученики |
- Прочитайте столбики слов: | - Это родственные слова. В первом |
редкий редко | столбике прилагательные, а во втором – наречия. |
мягкий мягко | |
легкий легко | |
- Что можете о них сказать? | Ученица у доски выделяет в наре- |
- Разберите по составу слова ка- | чиях окончание - о. |
ждого столбика. | |
- Проверим. Слова второго стол- | - Неизменяемая часть речи. |
бика - наречия. Вспомните, что | |
такое наречие | |
- Но тогда чего не может быть | - Окончания. |
у наречий? | |
Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».
Учитель | Ученики |
- На доске дан ряд чисел. Что это | - Однозначные и двузначные. |
за числа? | |
- Выпишите в столбик однознач- | Выполняют. |
ные числа и умножьте их на 7. | |
- Выпишите в другой столбик | Испытывают затруднение. |
двузначные числа и тоже ум- | |
ножьте их на 7. | |
Урок русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».
Учитель | Ученики |
- Прочитайте слова: весть, известие, вестник, известный, известно. - Что хотите сказать? | Читают. |
5. ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Урок математики в 3 классе
по теме «Сумма углов треугольника».
Учитель (прием 4) | Ученики |
- Вы выполнили мое задание? - А почему? В чем затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) | -Нет. - Не получается. Такой треугольник не строится (осознание затруднения). - Почему не строится треугольник? (Учебная проблема как вопрос.) |
Урок русского языка в4 классе
по теме «Глаголы-исключения».
Учитель (прием 6) | Ученики |
- Итак, что вы хотели сделать? - Какое правило применили? - Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) | - Определить спряжение глаголов. - Правило о спряжении. - Нет, не получилось (осознание неприменимости известного правила). - Глаголы-исключения (учебная проблема как тема урока). |
Урок русского языка в 3 классе
по теме «Образование наречий».
Учитель (прием 3) | Ученики |
- Итак, что вы сначала думали по поводу «о»? - А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) | - Сначала мы думали, что «о» -это окончание. - «о» не является окончанием (осознание противоречия). - Что же такое «о» в наречиях? (Учебная проблема как вопрос.) |
Урок математики во 2 классе
по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».
Учитель (прием 5) | Ученики |
- Вы смогли выполнить мое задание? - Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какова же будет тема нашего урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) | - Нет, не смогли. - В первом случае мы умножали однозначные на однозначные числа, здесь надо умножать двузначные числа на однозначные, а мы этого еще не умеем (осознание затруднения). - Умножение двузначного числа на однозначное (учебная проблема как тема урока). |
Урок русского языка в 3 классе
по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».
Учитель (прием 1) | Ученики |
- Что можете сказать об этих словах? Что интересного вы заметили? (Побуждение к осознанию противоречия. - Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) - Какой будет тема урока сегодня? | - Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия). - Почему в некоторых словах «т» не произносится? - Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема). |
6. МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Побуждение к созданию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
Прием 1 . О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений? Прием 3 . Вы сначала как думали? Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Прием 6 . Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? | Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? |
Подводящий к теме диалог.
• Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
• Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
Урок русского языка в 3 классе
по теме «Безударные гласные в приставках»
Учитель | Ученики |
1 | 2 |
- Спишите из упражнения слова: | Записывают слова. |
долетел, забежал, надписал и др. | |
- Поставьте ударение. | Ставят ударение. |
- Подчеркните безударные гласные. | Подчеркивают. |
- В каких частях слова находятся | - В корне и приставке. |
безударные гласные? | |
- Обозначьте их. | Обозначают. |
- Какое правило о безударных | - О безударной гласной в корне. |
гласных мы уже знаем? | |
- А какого правила о безударных | - Наверное, о безударных гласных |
гласных еще не учили? | в приставках. |
- Значит, какая сегодня тема урока | - Безударные гласные в приставках |
| (тема). |
Мотивирующие приемы.
Яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
Актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Урок чтения в 3 классе по теме «Пьеса»
Зачитывается фрагмент текста учебника, сквозным героем которого является девочка Настя.
Настя с папой побывали в детском театре, где они посмотрели спектакль «Тили-бом» по пьесе-сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом». Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась веселая и счастливая. По дороге домой она рассказала папе, что они в классе решили поставить к новогоднему празднику спектакль, и, наверное, это будет сказка.
- Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? - спросила Настя.
- Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.
- А что это значит - «как пьеса»?
Учитель. Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса (сообщение темы).
Урок математики в 1 классе по теме «Числовой отрезок»
Учитель.
- В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».
7. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Побуждающий к гипотезам диалог.
Структура | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез |
| | устной | практической |
Общее побуждение | К любым гипотезам: - Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения? | -- Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему? | К плану проверки: - Как можно проверить гипотезу? |
Подсказка | Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы) | Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент | Плана проверки |
Сообщение | Решающей гипотезы | Учитель сообщает аргумент или контраргумент | Плана проверки |
Подводящий к открытию знания диалог.
Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»
Учитель | Ученики |
1 | 2 |
Использует подводящий диалог | Формулируют вопрос: сколько корней в слове «мухоловка? |
- Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. Почему птичка так называется? - Запишите «ловит мух». | - Она ловит мух. |
- Подберите и запишите одноко- | |
рснные слова к слову «муха». Вы- | |
делите корень. | |
- Подберите однокоренные слова | |
к слову «ловит». Выделите в них | |
корень. | |
- Есть ли корни -мух- и -лов- | - Да, есть. |
в слове «мухоловка»? | |
- Так сколько же корней в слове | - Два корня. |
«мухоловка»? | |
- Такие слова называются сложны- | - Сложными называются слова |
ми. Сформулируйте определение. | с двумя корнями (открытие нового |
| знания). |
8. ВИДЫ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ
Типы продуктивных заданий | Особенности применения |
На формулирование вопросов темы урока | Сразу после введения знаний: - если учебная проблема появилась как вопрос; - если новое знание открыто с помощью подводящего без проблемы диалога. В конце этого или начале следующего урока. («Задайте друг другу вопросы по новому материалу».) |
На создание опорного сигнала: символ, схема, таблица, опорные слова | В классе или дома, если опорный сигнал не составляется учителем при введении знания |
На создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение | Дома по желанию |
Примеры заданий к изучению темы «Скобки».
Метафора: скобки - это регулировщик, показывающий, кому ехать первым.
Загадка: в примерах бывает, первое действие называет. Стихотворение: Скобки найдем,
Остальное потом.
9. СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Результат взаимодействия |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Самоопределение к деятельности | 1. С помощью какого приема концентрируется внимание? 2. Сообщено ли содержательное направление? Каким способом? | Каковы действия детей? | Наблюдается ли готовность к учебной деятельности? |
| | 2 | 3 | 4 | Постановка проблемы | 1. Какова выбрана форма обсуждения (подводящий, побуждающий диалог и т. д.)? 2. Какие вопросы задавал учитель? Какой из них направлен на выявление существенного признака? | Каковы ответы детей на вопросы учителя? | 1. Выявлен ли существенный признак нового алгоритма (понятия)? 2. Указали ли дети самстоя-тельно, где и почему возникло затруднение? 3. Всегда ли учитель выполняет роль организатора (а не участника) коммуникации? 4. Зафиксирована ли тема урока? | «Открытие» нового знания | 1. Какие вопросы задавал учитель для выявления метода решения проблемы? 2. Какие вопросы задавал учитель в процессе «открытия» нового знания? 3. В какой форме организовано фиксирование нового способа действий в языке (устно, знаково, модельно и т. д.)? | 1. Каковы ответы детей на этапе выбора метода решения проблемы? 2. Каковы ответы детей на этапе «открытия»? 3. Каковы действия детей при фиксировании нового алгоритма (понятия)? | I. Выбран ли метод решения проблемы детьми самостоятельно? 2. Предложено ли решение проблемы самими детьми? 3. Не нарушена ли учителем роль организатора (а не участника) коммуникации? 4. Достаточно ли четко зафиксирован новый способ действий? | Актуализация знаний | 1. Какие задания предложены? Какие темы повторены? 2. Содержат ли задания развивающие компоненты? 3. Какое задание планируется для постановки проблемы? | 1. Каковы ответы детей? 2. Каковы формы работы (в группах, фронтальная и т. д.)? 3. Каковы действия детей при наличии развивающих компонент? | 1. Соответствуют ли задания содержательной установке урока? 2. Свободно ли владеют дети предложенным содержанием? 3. Какая часть детей включена в работу? 4. Выявляются ли причины ошибок? 5. Является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации? 6. Зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение? 7. Соблюдается ли временной режим? |
| Первичное закрепление | 1. Какие выбраны задания? 2. Какой выбран вариант комментирования? | Каковы действия детей? | 1. Успешно ли дети справились с предложенным заданием? 2. Предоставлена ли детям возможность самостоятельного комментирования? 3. Согласованы ли процесс решения задания и его комментирования? 4. Грамотная ли речь? |
| Самостоятельная работа с самопроверкой | 1. Какие задания предложены для самостоятельной работы? 2. Какая предложена форма проверки самостоятельной работы? 3. Какова форма фиксации результата проверки? | 1. Как дети выполняли задания самостоятельной работы (спокойно, уверенно и т. д.)? 2. Как выполняли проверку своей работы? 3. Как фиксировали выполнение и невыполнение задания? | 1. Самостоятельно ли дети проверяли свою работу? 2. Какая часть детей верно выполнила свою работу? Выявлены ли ошибки? 3. Создана ли ситуация успеха для детей, верно выполнивших задание? 4. Организована ли корректировка знаний для детей, не справившихся с работой? |
| | | |
| | | |
Повторение | 1. Какие задания предложены? Какие в них понятия повторялись? 2. С какими из заданий согласуется изученный на уроке способ действия? 3. Какие формы работы использовались? | 1. Какие формы работы применялись? 2. Каковы действия детей? | 1. Какая часть детей включена в самостоятельное решение задач на повторение? 2. Реализованы ли в процессе выполнения заданий запланированные цели повторения? |
Итог урока | 1. Какие вопросы задавались? 2. Каковы ответы детей? 3. Предложено ли домашнее задание? Если да, то в какой форме? | Каковы действия детей? | 1. Правильно ли зафиксировали дети полученное на уроке новое знание? 2. Создана ли ситуация успеха деятельности на уроке для каждого ученика и класса в целом? 3. Есть ли творческий элемент, элемент выбора? 4. Какова реакция детей на предложенное домашнее задание (если оно есть)? |