СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Избирательное право"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в форме деловой игры помогает сформировать у учащихся представление о необходимости сознательного участия в политической  жизни государства; развивает познавательную активность и творческое мышление учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Избирательное право"»

Деловая игра. Избирательное право.

Цель урока:


1.Сформировать у учащихся представление о необходимости сознательного участия в политической жизни государства;

2.Развивать познавательную активность и творческое мышление;

3.Совершенствовать навыки групповой работы;


Форма урока: - деловая игра.

Оборудование: презентация, видеофильм «Выборы 2021», таблички с названиями команд, оценочные листы для жюри, листы конкурса «Рассыпное лото» и «Избирательный процесс».


Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Наша встреча посвящена избирательному праву. Мы посмотрим видеоролик о предстоящих выборах в мире и нашей стране в 2021 году. Какие виды выборов будут проходить в мире и нашей стране?

Сегодня от активной гражданской позиции молодежи и взрослых людей, от отношения каждого к своей стране зависит настоящее и будущее нашей Родины.


Продолжу наш урок притчей.

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

-Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

-Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. Но вместе с  тем  мы неумело пользуемся ее плодами. Итак, наша цель пополнить свои знания по избирательному праву.


В игре участвуют 5 команд. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает команда, набравшая в ходе игры наибольшее количество баллов.

Жюри:

Председатель территориальной избирательной комиссии, директор школы, ученик 10 класса.


Учитель: Капитаны, представьте свои команды.

Избиратели. Девиз – Вместе - мы сила.

Мы молодые избиратели. Девиз- Будущее страны за нами.

Россияне. Девиз - Кто если не мы.

Наше дело. Девиз - Будущее России в наших руках.

Мудрецы. Девиз - Гражданином быть обязан.


Первый конкурс. Разминка. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.


1.Как называются люди, выбранные в Государственную Думу? (Депутаты).

2.Имеет ли право наблюдатель выдавать избирательный документ? (Нет).

3.На какой срок избирается Президент РФ? (на 6 лет).

4.Во сколько лет человек может стать избирателем? (18 лет).

5.Допустимо ли присутствие двух, трёх человек в одной кабинке? (Нет).

6.За сколько дней разрешается досрочное голосование? (За 15 дней).

7.Какой законодательный акт является основой избирательного права в России? (Конституция РФ).

8.Исполнительная власть в РФ принадлежит (Правительству РФ).

9.Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).

10.Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).

11.Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).

12.Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).

13.Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).

14.Главный избирательный орган страны. (Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК).

15.Основные символы государственной власти. (Флаг, герб, гимн).

16.Пассивным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится (18 и 21 год).

17.Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится (18 лет).

18.Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее… (25 лет).

19.Тип избирательной системы, при котором голосование проходит по партийным спискам? (пропорциональная)

20.Тип избирательной системы, при котором победителем становится набравший большинство голосов?(мажоритарная)


Второй конкурс. Четвертый лишний:

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1.выборы, власть, партия, гимн

2.депутат, мандат, пакт, электорат

3. «Единая Россия», КПРФ, СНГ, ЛДПР

4. Конституция РФ, Декларация прав человека, Уголовный кодекс, Конвенция о правах ребенка

5.1993 год, 2020 год, 2024 год, 1918 год


Третий конкурс. Черный ящик.

За правильный ответ команда получает 1 балл.

1.Это выдают гражданам на избирательном участке;

Это избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.

Что за предмет находится в черном ящике? (избирательный бюллетень.)

2. «День рождения в декабре, Необходима всей стране! Роль народа закрепляет Принципы выборов определяет!»”.(Конституция РФ)

3.В Греции жеребьевку всех должностных лиц вел архонт. В его распоряжении имелось два сосуда: в одном находились таблички с именами кандидатов на должности, а в другом - требуемое количество предметов находящихся в черном ящике .Что являлось предметом для жеребьевки ,что находится в черном ящике?
Правильный ответ: Танаис был греческим городом, система управления была заимствована из Афин. Процедура голосования проходила с помощью белых и черных бобов. Белый - за; черный - против. (В черном ящике черный и белый боб).

4. Петр Акимович Александров, выдающийся адвокат, однажды сказал, что русский человек состоит из трех элементов: души, тела и… Назовите третью составную часть, которой лет 80 назад многие русские не имели (паспорт).

5. Документ был принят ООН в 1989 году и говорит о правах лиц, не достигших возраста 18 лет.( Конвенция о правах ребенка)


Четвертый конкурс. Рассыпное лото.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, учитывается время.

Команды должны соотнести термин с его определением. Победит та команда, которая сделает это быстрее и правильнее.

1.Действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти

( политическое участие).

2.Палата Федерального Собрания, состоящая из депутатов, избираемых по территориальным округам, главная задача которой – принятие федеральных законов (Государственная Дума)

3.Наличие в обществе двух или более партий (многопартийность).

4.Область, специалисты которой с помощью рекламы, создают привлекательный для избирателей имидж кандидата в депутаты (политический маркетинг).

5.Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов ( избирательный участок).

6.Устанавливаемое Конституцией или избирательным законом условие для получения или осуществления избирательного права (избирательный ценз).

7.Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом

( избиратель).

8.Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата

( избирательная квота).

9.Избираемый представитель населения в органах государственной власти и местного самоуправления ( депутат).

10.Всенародное голосование с целью принятия наиболее важных решений (референдум).


Пятый конкурс. Избирательный процесс.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Задание: необходимо построить пирамиду. Это необычная пирамида. Она состоит из стадий избирательного процесса. Необходимо вписать эти стадии на плакат с изображением пирамиды. Побеждает команда, которая быстрее и правильно заполнит пирамиду.

В пирамиду должны быть вписаны следующие стадии:

1.Назначение даты выборов

2.Выдвижение кандидатов,

3.Регистрация кандидатов,

4. Предвыборная агитация,

5. Голосование и подведение итогов выборов


 Шестой конкурс.  «Как ты знаешь паспорт?»


Сколько страниц в паспорте? (19.)

С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)

Сколько цифр в номере и серии паспорта? (10.)

В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)


Седьмой конкурс. Игра до первой ошибки.

За каждый правильный ответ – 1 балл.


1.Главный избирательный орган страны? (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации)

2.С какого возраста вы можете стать депутатом Государственной Думы? (С 21 года)

3.Как называется период, когда кандидаты встречаются с избирателями, знакомят их со своими программами? (Предвыборная агитация).

4.Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).

5.Что считается началом избирательной кампании (решение о назначении выборов)

6.Кто побеждает на выборах при мажоритарной системе абсолютного большинства? (Кандидат набравший большинство голосов)

7.Как называется избирательный округ, в котором избирается один депутат? (Одномандатный)

8.Может ли проводить предвыборную агитацию за кандидата в депутаты гражданин, не являясь его доверенным лицом? (Да)

9.Когда прекращается предвыборная агитация? (В 24 часа по местному времени за сутки до дня голосования).

10.Исполнительную власть в РФ осуществляет? (Правительство РФ)

11.С какого возраста можно стать кандидатом на пост Президента РФ? (С 35 лет)

12.Где обычно располагаются избирательные участки? (В общественных зданиях, чаще всего школах)

13.С какого времени кандидаты могут начать предвыборную агитацию? (После регистрации)

14.Кто получает право иметь места в парламенте при пропорциональной избирательной системе? (Партии, прошедшие избирательный барьер, т.е. набравшие более 5 % голосов избирателей)

15.Может ли проводить предвыборную агитацию за кандидата в депутаты гражданин, не достигший 18-летнего возраста? (Нет)

16.Как называется округ, в котором избирается несколько депутатов? (Многомандатный)

17.Как называется документ, в котором пронумерованы все избиратели, проживающие на территории избирательного участка? (Список избирателей)

18.Может ли кандидат использовать псевдоним на выборах? (Нет)

19.Может ли кандидат обеспечить доставку избирателя для участия в голосовании? (Нет)

20.Может ли избиратель, не включенный в список избирателей, но проживающий на данном избирательном участке, проголосовать? (Да)

21.Может ли кандидат использовать в агитационных материалах фото своих несовершеннолетних детей? (Да)

22.Что означает пассивное избирательное право? (быть избранным)

23.Можно ли голосовать по водительскому удостоверению? (Нет)

24.Может ли урна для голосования быть электронной? (Да)

25.Могут ли проголосовать граждане РФ, живущие за границей (да, в посольстве)

26.Что означает активное избирательное право (избирать)


27.Как называется лицо, избранное в представительный орган государственной власти? (Депутат)

28.Как называется гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом? (Избиратель)

29.Если вас нет в списках избирателей для голосования, но в день выборов вам исполнилось 18 лет, можете ли вы попросить выдать вам бюллетень для голосования? (Да)

30.Что такое абсентеизм? (уклонение или нежелание участвовать в выборах)

31.Является ли действительным бюллетень, если в квадрате напротив фамилии кандидата написано вместо галочки любое слово? (Да)

32.Может ли избиратель, не имея при себе паспорта или заменяющего его документа, проголосовать? (Нет)

33.Назовите численность депутатов Государственной Думы (450 депутатов)

34.Можно ли проголосовать не на своём избирательном участке? (Да)

35.Указывается ли в избирательном бюллетене семейное положение кандидата? (Нет)

36.Можно ли объявить выборы в праздничный день? (Нет)

37.Где заполняется бюллетень избирателем? (В специально оборудованной кабине)

38.Что делают с неиспользованными бюллетенями после окончания времени голосования? (Подсчитывают и погашают)

39.Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершили ошибку, может ли он получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного? (Да)

40.Как осуществляется погашение избирательного бюллетеня? (Отрезается левый нижний угол)

41.Срок полномочий Государственной Думы? (5лет)

43.Можно ли проголосовать человеку без гражданства, если он давно проживает в нашей стране? (Нет)

44.Можно ли проголосовать за соседа? (Нет)

45.Нумеруются ли избирательные бюллетени? (Нет)

46.Какой день в РФ объявлен единым днём голосования? (Второе воскресенье сентября)


Восьмой конкурс. Найди ошибки 

(по 1 баллу):

1. Ситуация

Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования. Иванов: -Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович. Член избирательной комиссии: -Здравствуйте, Ваш паспорт, пожалуйста.

Иванов протягивает паспорт, расписывается, член избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов: За кого все голосуют?

Член избирательной комиссии: Я советую Вам голосовать за Петрова, у него реальная предвыборная программа (на стене висит плакат «Голосуйте за Шишкина И.П. и его партию».

Иванов: - Ну, здесь же у вас на плакате написано, что надо голосовать за Шишкина. Ладно, вот Вам мой бюллетень, проголосуйте сами. Иванов уходит.

Какие нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?

ОШИБКИ:

1.Иванов ставит подпись, после этого получает бюллетень.

2.Член ИК советует за кого голосовать, это запрещено.

3. На стене должна быть размещена информация не об одном кандидате, а обо всех.

4. Эта информация не должна содержать призывов к голосованию (агитации)

5.Члены комиссии не могут взять бюллетень у Иванова и проголосовать за него.


2. В избирательной кампании России имеют право принимать участие иностранцы, которые одобряют политику государства. (Не имеют права)

3. Предвыборную агитацию можно начать со дня регистрации кандидата или избирательного объединения и вести до объявления результатов выборов.

( До нуля часов дня, предшествующего дню выборов)

4. Определите, какой принцип избирательного права нарушен в следующих случаях:

А) Выборы депутатов Государственной Думы будут многоступенчатые.

 (Принцип прямого избирательного права)
Б) Мужчины на выборах имеют 2 голоса, а женщины - 1.

(Принцип равного избирательного права)
В) Лица нерусской национальности, проживающие в области, не имеют права принимать участия в выборах. (Принцип всеобщего избирательного права)
Г) Каждый избиратель накануне выборов получает бюллетень, заполняет его дома, а в день выборов приносит бюллетень на избирательный участок. (Тайное голосование)


Жюри подводит итоги.


Вопросы исторического характера, требующие сообразительности.

Вопрос 1: Выборы первого Патриарха после почти 200-летнего отсутствия патриаршества прошли 05.11.1917 г. в московском храме Христа Спасителя. Три записки с именами самых достойных епископов лежали в ларце. Вытянул записку с именем патриарха затворник Зосимовой пустыни близь Троице-Сергиевой лавры инок Алексий. Какая особенность, присущая Алексию, позволила доверить столь ответственный выбор именно ему? Ответ: Слепота.

Вопрос 2: Курьезный случай произошел в Анголе на первых всеобщих выборах в 1992 году. В первый же день выборов,29 сентября, в г. Сауримо беременная женщина, ожидавшая своей очереди проголо совать, родила прямо на избирательном участке. Появившегося на свет мальчика родители назвали Воту. Переведите это имя с португальского на русский язык.

Ответ: Голос.


Слово жюри.

Учитель: Спасибо нашим гостям и участникам деловой игры. Думаю, что наша встреча не прошла бесследно. Чтобы сделать правильный выбор, нужно знать свои права. Сегодняшний урок показал, что вы знаете основы избирательного права.


Завершить наш урок я хотела бы притчей.

В стародавние времена в одном городе жили 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. В назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли мудрецы. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках? Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, скроется из виду. В любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»

И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.

Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что став избирателями, вы сделаете мир лучше и разумнее.