Дата проведения | |
Ответственный | |
Предмет: | Внеклассное мероприятие |
Тема | День школьных библиотек |
Форма проведения | Классный час – презентация, викторина |
Класс | 6 класс |
Цели мероприятия | Повышение уровня информационной и литературной культуры учащихся, расширение знаний о школьной библиотеке, о работе библиотекаря; расширение кругозора обучающихся. |
Задачи мероприятия | Образовательные: познакомить обучающихся с историей возникновения Международного дня школьных библиотек; повысить познавательный интерес к литературе; способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности. Развивающие: развивать познавательные интересы; способствовать развитию мыслительных процессов; развивать память, устойчивое внимание. Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, умения прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную; воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия, умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; воспитание гражданственности личности, любви к чтению, эмоционально-нравственной отзывчивости уважение к нравственному богатству народа. |
Планируемые результаты (УУД). | Личностные : Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; желание развивать свои навыки и приобретать новые знания. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, прививать любовь к чтению. Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, находить ответы на вопросы. Регулятивные : определять цель учебной деятельности, оценка своего задания, коррекция. |
Оборудование и материалы | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «День школьных библиотек», карточки с пословицами, тексты вопросов викторины. |
Этапы мероприятия | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Актуализация знаний | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Приветствует учащихся. Инициирует познавательную активность учащихся. Создает условия для интереса в представленном материале с помощью вопросов: Любите ли вы читать? -Назовите свою любимую книгу? --Автора? Жанр? -Какова тема нашего классного часа? Называет тему День школьных библиотек. | Осознают потребность открытия нового, Отвечают на вопросы учителя Определяют тему классного часа как беседа о книгах. | Личностные: понимают значение знаний для человека, сохраняют мотивацию к учебной деятельности Регулятивные: определяют цель учебной деятельности |
Расширение новых знаний. | Презентация «День школьных библиотек» с расширенными комментариями учителя. (см. Приложение) | Я спросила про книги не просто так, сегодня наш классный час будет посвящен школьным библиотекам. Включает презентацию, комментирует слайды. | Смотрят видео, слушают учителя Делятся на команды | Личностные : Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; воспитание российской гражданской идентичности. Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. |
| Блиц – опрос (см Приложение) | Для каждой команды по очереди будут задаваться вопросы. За правильный ответ 1 бал. Первый произнесенный вариант ответа сразу принимается, если ответ неверный, то право ответить на этот вопрос передается другой команде. | Отвечают на вопросы. |
| Задание – Пословицы (см. Приложение) | Предлагает выбрать конверт с началом пословиц, задача правильно найти ее окончание. Раздаёт конверты с началом пословиц и выдаёт все варианты окончаний. За правильный ответ – 1 бал. | Команды собирают пословицы, отвечают, исправляют ошибки. |
| Помоги библиотекарю. (см. Приложение) | Труд библиотекаря очень кропотливый, нужно знать на какой полке стоит книга, следит, чтобы книги стояли по алфавиту, чтобы их вовремя вернули читатели. Библиотекарь поможет нам выбрать жанр, автора и произведение. Но вот один библиотекарь запутался в книгах, и все перепутал в читательских карточках. Ребята, ваша задача исправить ошибки в названиях произведений. За каждое правильное произведение 1 бал. | Команды получают карточки и дают правильные ответы. |
Рефлексия | Обобщение полученных в ходе мероприятия сведений Слайд № 19 Стихотворение В. Бокова | Предлагает высказать - что нового узнали? -что было полезным для вас? -какое место занимает книга в вашей жизни? -трудно ли быть библиотекарем? Книга – учитель, Книга – наставница, Книга – близкий товарищ и друг, Ум, как ручей, высыхает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук. Книга – советчик, Книга – разведчик, Книга – нетленная память и вечность, Книга – активный борец и боец, Спутник планеты Земля, наконец. Книга не просто красивая мебель, Не приложенье дубовых шкафов, Книга – волшебник, умеющий небыль В быль превращать и в основу основ | Отвечают на вопросы, рассуждают, делятся впечатлением. Обучающиеся читают вслух | Личностные: воспитание негативного отношения к насилию, чувств толерантности и сострадания, воспитания силы духа, сочувствия воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма. |
В переводе слово «библиотека» означает «книгохранилище» (от греческого «biblion» - книга и «teke» - хранилище).
Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, найденное в храме вавилонского города Ниппур, приблизительно в 2500 году до н. э.
Первая библиотека на Руси появилась при Ярославе Мудром. О ней упоминается в «Повести временных лет».
В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам».
Судьба библиотеки Ярослава остается исторической загадкой. Через двести лет Киев разграбили монголо-татары, но никто из свидетелей не говорит о гибели библиотеки. Возможно, она и по сей день хранится в подземельях киевского собора.Его книжное собрание, как утверждают, насчитывало до тысячи рукописных томов.
Книги в ту пору имели не только духовную, но и материальную ценность. Их переплеты изготавливались из сафьяновой кожи, украшались золотом, серебром со вставками из алмазов, изумрудов и жемчугов.
Писали книги специально обученные переписчики или очень грамотные и образованные люди. Это считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке.
Ученые очень дорожат древними рукописными книгами. Организуются экспедиции по старинным деревням и монастырям в поисках интересных находок.
Школьные библиотеки в России возникли в начале XVIII века и являются одним из старейших типов библиотек нашей страны.
Учительская, фото 19 века.
В настоящее время самой крупной библиотекой в Европе является Российская государственная библиотека, её фонд насчитывает 43 млн. единиц.
Международный день школьных библиотек появился в реестре праздников в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. С тех пор его ежегодно отмечали каждый четвертый понедельник октября. С этого дня прошло 20 лет.
Но в 2008 году на смену одному праздничному дню пришел Месячник школьных библиотек. В этом же году впервые этот день стал отмечаться и в России. По календарю 2022 года мероприятие приходится на 24 октября.
Выберите конверт с началом пословиц, ваша задача правильно найти ее окончание. Раздать конверты с началом пословиц и выдать все варианты окончаний. За правильный ответ – 1 бал.