СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика межличностных отношений Социометрия 4 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОЦИОМЕТРИЯ         

    Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. 

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Цель: а) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии; где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».

 

Обследование проводилось: 10.11.2014

Объект исследования: Учащиеся 4 «А» класса

Образовательное учреждение: МОУ  «Центр образования»,  г. Певек

Кол-во учащихся в классе – 23;

Кол-во отсутствующих –0

Кл.руководитель:  Ломака Ирина Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социометрическое обследование имеет 2 варианта:

  • Первый вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов.

С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

Ваш класс расформировывают.

1.

Выбери одного из учащихся, кого ты хотел бы взять с собой? Напиши.

2.

Этого учащегося не удалось перевести в новый класс, сделай еще один выбор.

3.

Этого учащегося не удалось перевести в новый класс, сделай еще один выбор.

 

Обработка результатов

Лидеры (10 и более выборов) - 4%:

 

 

Предпочитаемые (3-9выборов)- 43%:

 

 

 

 

ГРУППА РИСКА:

 

Пренебрегаемые (1-2 выбора) - 39%

 

 

 

Отверженные (0 баллов)- 14 %

 

       Уровень благополучия взаимоотношений группы может быть высоким, если «лидеров» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «отверженных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («лидеры» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

Уровень благополучия взаимоотношений группы:

 

«лидеры» + «предпочитаемые» -  43%+4% = 47%

 «пренебрегаемые»+ «отвергнутые » - 39%+14%=53%

 

      Группы находятся в примерном равенстве, что говорит о среднем уровне благополучия группы