Дети с особыми образовательными потребностями
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ОВЗ); Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями; В РФ официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах обучаются дети: - дети- инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие; - глухонемые дети; - слепые и слабовидящие дети; - дети с нарушениями речи, в частности заикающиеся дети; - дети, имеющие проблемы в физическом и психическом развитии (с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами); - дети с СДВГ и ЗПР; - умственно отсталые дети. Дети с особыми образовательными потребностями Обучающийся с ОВЗ- это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ: городская ПМПК,ДОУ с различными формами интеграции детей с ОВЗ,школы, реализующие интегративную практику , специальная коррекционная школа VIII вида.Что значит сопровождать? «Сопровождать- значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»;Создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития( в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) Задачи сопровождения 1. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка; 2.Создание образовательной и развивающей среды; 3. Психологическое обеспечение образовательных программ; 4. Сохранение и укрепление здоровья; 5. Обеспечение сопровождения семьи ребенка; 6. Формирование психолого-педагогической компетентности; 7. Учёт специфики задач сопровождения на каждом возрастном этапе развития ребенка. Принципы процесса сопровождения 1. Принцип системности. Выявляет имеющиеся сложности, затем определяет потенциальные возможности, сильные и слабые стороны образовательной деятельности, определяет актуальные задачи и моделирует 2. Принцип непрерывности. Осуществление психолого- педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения; Отражает необходимость ранней диагностики 3. Принцип комплексности. Оказывается комплексная помощь ребенку педагогом, психологом, социальными службами и родителями. Предполагает обхват всех сторон личности ребенка: коммуникативной, личностной, познавательной.. Комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи; 4.Принцип фасилитации(т.е постепенное уменьшение первоначально значительной помощи и поддержки по мере освоения учащимся необходимых компетенций) 5. Принцип интегративности. Предполагает интеграцию разных методов, подходов, методик, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную); 6. Приоритет особых потребностей ребенка. )– выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);
Направления психолого-педагогического сопровождения: профилактика; диагностика; консультирование; развивающая работа; коррекционная работа; психологическое просвещение и образование; экспертиза(образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений) КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения целесообразно вводить в штатное расписание ставки педагогических работников (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога).
-Сопровождение тьютора; --Дополнительные занятия (индивидуальные /групповые) с педагогом:
- с дефектологом (сурдопедагогом,тифлопедагогом,олигофренопедагогом),
- логопедом , психологом; социальным педагогом; - Занятия ЛФК, ритмикой; - Динамическая оценка состояния ребенка на ПМПконсилиумах
Для чего нужен консилиум?Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), регулирующий процесс сопровождения и обеспечивающий комплексность процесса сопровождения. - Для организации деятельности образовательного учреждения (ее специалистов) по сопровождению образовательного процесса ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную практику. - Для организации взаимодействия с городской ПМПК и другими «внешними» учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка». - Для поддержания разумного баланса между обеспечением образовательных прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОУ (группе, классе). - Для минимизации конфликтных ситуаций в ОУ. - Для защиты своего образовательного учреждения.
ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ОУ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ С ОВЗ - Разработка Индивидуального Образовательного Плана (ИОП); - Динамическая оценка эффективности реализации ИОП (индивидуализированного образовательного маршрута и коррекционных программ в рамках психолого-педагогического сопровождения); - Изменение образовательной траектории ребенка в ОУ; - Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям
Индивидуальный образовательный план (индивидуальная программа развития)-документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и педагогов в организации психолого-педагогического сопровождения и индивидуализации образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (заключение ПМПК) в рамках школы/детского сада на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка. Сопровождение в дошкольном возрасте. Социальное включение через ведущий вид деятельности – игру. Ранний возраст-закладка базовых основ сопровождения. Сопровождение в начальной школе. Адаптация к школьным условиям; Развитие интереса к учению; Разработка АОП и обучение; Формирование самостоятельности, активности; Развитие творческих способностей; Коррекционно-развивающая работа Сопровождение в основной школе Сопровождение перехода в основную школу; Поддержка в решении задач личностного и жизненно-смыслового самоопределения; Профилактика неврозов, девиантного поведения, наркозависимости; Ориентация в мире профессий; Помощь в построении конструктивных отношений с родителями, сверстниками.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ! Сопровождение как создание адекватных условий
Учебные программы 1. Разработка индивидуального образовательного плана; 2. Сокращение числа и объёма учебных заданий; 3. Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий; 4. Предоставление выбора объекта изучения в рамках одной темы (например: выучить большое или маленькое стихотворение); 5. Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям. Условия для учебной работы 1.Наличие кабинета для индивидуальной работы (специальное оборудование под ребенка, расположение мебели); 2. Наличие индивидуальных правил работы для учащегося; 3. Поддержание тишины во время интенсивной работы; 4. Обеспечение персональным компьютером; 5. Предоставление дополнительного времени; 6.Использование невербальных средств . Все, что только можно, представьте ребенку наглядно».Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы… 7. Наличие магнитной доски. 8. «Якорь»Условный знак, для того, чтобы ребенок вернулся в учебный процесс. У всех специалистов, работающих с тем или иным ребенком, он должен быть один. Это может быть бубен, колокольчик или просто хлопок. Способы контроля и оценки знаний 1. Использование индивидуальной шкалы оценок; 2. Ежедневный анализ и оценивание; 3. Акцентирование внимания на достижениях ученика, поощрение и стимулирование активности ребенка; 4. Разрешение переделать задание, с которым не справился (неограниченное время для выполнения заданий); 5. Объяснение сущности контрольного задания в доступной для них форме; 6. Выбор контрольного задания; 7. Разрешение выполнить упражнение/ тест дома или с использованием учебника; ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ Наблюдение профильного врача; Гибкий режим учебных и/или эмоциональных нагрузок; Гибкий режим взаимодействия с нормативно развивающимися сверстниками в ОУ; Сроки повторного обследования на ПМПК Взаимодействие с родителями Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности, так как для большинства семей рождение ребенка с нарушением, является огромной трагедией. У таких семей наблюдается: Нарушение взаимодействия с социумом; Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка; Длительный стресс приводит к появлению повышенной раздражительности, ухудшению супружеских отношений в целом… Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Коррекционные технологии в сопровождении детей с ОВЗ
Псаммотерапия (песочная терапия). Успокаивает нервную систему. Прекрасно подходит для детей гиперактивных (постоянно на столе находится ящик с песком), и для детей с РАС, при условии, если у него нет отторжения при ощущении песка. Изотерапия. Стабилизация эмоционально-волевой сферы, преодоление фобий. Никаких целевых установок. Лучше рисовать акварелью. Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.
Литотерапия. Положительно влияет на организм. Ребенок слушает материал и в это время перебирает камни. Драгоценные камни отдают энергию на 100%, полудрагоценные- на 70 %, поделочные камни- на 50 %.
АроматерапияИспользуется только в том случае, если у ребенка нет аллергии.Запахи, успокаивающие нервную систему:ивы, хмеля, мелиссы, хвои и др.Запахи, возбуждающие нервную систему:апельсина, розы, бергамота, жасмина, тысячелистника и др.Использовать любой запах 1 минуту.
Скульптотерапия Цель: снятие агрессии.Для работы нужны:доска,соленое тесто или глина .Упражнение для снятия агрессии:«Рубим колбаски»
Театротерапия (куклотерапия, теневой театр). Дети любят смотреть театральные постановки, любят сами рассказывать и показывать известные им сказки, для этого хорошо подойдет теневой театр.Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:
Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри- и межперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заиканием, нарушениями поведения и т.п.
Лекотека-это библиотека игрушек, пособий, имеющих коррекционное направление, которые родители могут взять домой для работы с детьми. Это место для встречи детей с ОВЗ и их родителей, а также родителей обычных детей. Родители обмениваются информацией, игрушками, пособиями.
Уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены- ваши усилия не пропадут даром.