СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход в обучении английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении английскому языку»

Дифференцированный подход в обучении

английскому языку


Что такое дифференциация и почему она необходима современной школе?


(слайд 2)

Дифференциация в переводе с латинского «differentia» обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

(слайд 3)

Дифференцированный подход- это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

(слайд 4)

Цель дифференцированного обучения- обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и их интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Задача дифференцированного обучения: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Дифференцированное обучение английскому языку- это подход, при котором преподаватель адаптирует учебный процесс, учитывая индивидуальные потребности, способности и интересы учащихся. Этот метод особенно полезен в разноуровневых группах, где уровень владения английским языком у учеников может значительно различаться.


(слайд 5)

Определяют основные принципы дифференцированного обучения:

1. Разделение учащихся по уровню: Различные уровни владения языком предполагают разные задания и материалы. Например, для учеников с базовым уровнем подбираются простые упражнения на грамматику и лексику, тогда как для продвинутых- более сложные тексты и задания на критическое мышление.

2. Гибкость в методах и стратегиях обучения:

Визуальные и аудиальные образы (слайды, видео), другие-аудиоматериалы (аудиокниги и т.п.). Использование разных видов контента помогает адаптировать уроки под индивидуальные потребности. Одни ученики могут выполнять простые задания, другие-проекты, включающие анализ текста, дебаты и обсуждения.

3. Дифференцированные цели:

У каждого ученика может быть своя цель, в зависимости от уровня и скорости освоения материала. Например: Один ученик может стремиться понять базовую грамматику, а другой -научиться писать эссе.

4. Поддержка и расширение:

Поддержка для слабых учеников:

Дополнительные материалы и задания помогают тем, кому трудно понять основной материал, лучше освоить его. Задания для сильных учеников. Более сложные задачи и проекты позволяют продвинутым учащимся углубить свои знания и навыки.

5. Группировка по интересам и стилям обучения. Например, для тех, кто увлекается музыкой, можно вводить задания на изучения текстов песен, анализ лексики и фраз, часто встречающиеся в песнях.

Примеры дифференцированных заданий:

Лексика и грамматика: Предложить задания на изучение слов в различных форматах: карточки, онлайн-игры, составление предложений, ролевые игры.

Чтение и аудирование:

Подобрать тексты и аудиозаписи, соответствующие уровням учащимся, а также предложить разный уровень вопросов для обсуждения: простые вопросы для начинающих и критические вопросы для продвинутых.


(слайд 6)

Преимущества дифференцированного подхода:

-мотивирует учеников. Учащиеся работают с тем, что им интересно и по силам что повышает их мотивацию и желание изучать язык

-повышает эффективность обучения: поскольку каждый работает в комфортном для себя темпе и формате и достигает лучших результатов.

- формирует уверенность: ученики видят, что справляются с задачами, и постепенно начинают чувствовать себя уверенно на занятиях.


(слайд 7)

Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи:

1. обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений;

2. стимулировать развитие познавательной самостоятельности школьников;

3. содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.


(слайд 8)

Дифференцированные задания по курсу изучаемого предмета целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания, т.е. на всех этапах изучения темы.

В базовый уровень входят задания для учащихся со средним и низким уровнем обученности, в продвинутый, соответственно, - задания для сильных учеников. В базовом уровне задания для групп учеников с разным уровнем обученности рекомендуется показывать различным шрифтом: для слабых - курсивом, для средних - обычным.

Учащиеся сильной группы выполняют задание без всякой помощи со стороны учителя. Они сами отбирают источники знаний и определяют логику выполнения задания. Средняя группа пользуется типовым планом характеристики. Для слабой группы заготавливаются карточки с вопросами в соответствии с логикой эвристической беседы, жёстко направляющей всё рассуждение от первого этапа до последнего.

Для яркого проявления личности каждого ученика в обладании речевыми навыками очень продуктивна проектная методика обучения. Так, при изучении темы: «English-speaking countries» обсуждается как лучше и интереснее организовать работу над ней, сделать что-то необычное, использовать карту, выйти за рамки учебника, привлечь к активному участию каждого ученика, мотивируя каждого к желанию высказаться по тому или другому вопросу.

Естественно, оптимальным решением явился полилог, где предлагались такие вопросы для обсуждения:

1. выбрать цель путешествия;

2. выбрать вид транспорта;

3. покупка сувениров;

4. посещение магазинов;

5. упаковка чемоданов.

При работе с текстом по данной теме также можно индивидуализировать задания.

Учащимся с высоким уровнем обученности предлагаются тексты из газет и журналов под рубриками «Это интересно», «Знаете ли вы, что...».

Ученики средних способностей читают и выполняют задания к текстам под названием «Вдоль по Темзе».

Слабым предлагаются эти же тексты со следующими заданиями:

1. составить план: что стоит посмотреть и посетить в том или другом городе;

2. закончи предложение по принципу текста;

3. посоветовать посетить тот или другой город, опираясь на опору-подсказку.

УМК “Spotlight” содержат алгоритмы для оптимального подхода к дифференциации и индивидуализации заданий. В них содержатся различные опоры (вербальные, схематические, изобразительные), которые помогают в обучении всем видам речевой деятельности на уроках английского языка, как в младших, так и в старших классах.

Следует создавать не только разные условия для выполнения заданий, но и «дозировать» помощь учителя сильным и слабым по- разному, отводить различное время на выполнение заданий, различные методы контроля.

Так, работая с текстом на уроке, можно предложить школьникам такие разноуровневые задания:

1. сильным – пересказ;

2. средним – выделить и передать основную информацию по ключевым словам;

3. слабым – ответить на вопросы.

Успешно используются карточки и раздаточный материал при работе и с грамматическим материалом, например, в употреблении Past Simple. Можно взять картинку c

изображением семьи на пикнике и предложить такие задания:

1. сильные ученики: «Расскажи, чем занимались дети в прошлые выходные» (глаголы в неопределенной форме выписаны на доске).

2. средние: составляют предложения по карточкам: вставьте нужный вспомогательный глагол в нужной форме;

3. слабые: карточки, где надо поставить глагол во второй форме (глаголы даются в конце предложения.

В итоге получается, что все работали по одной же картине, но в то же время выполняли разные задания. Вывод: отрабатывая, таким образом, грамматические явления, ученики усваивают их на доступном им уровне.


(слайд 9)

Следует отметить и недостатки, которыми страдает дифференцированный подход (в сравнении, с индивидуализацией обучения).

1. В большинстве случаев он применяется уже после выявления пробелов в знаниях учащегося, и его функция заключается в их «коррекции»;

2. Дифференцированный подход на уроке направлен очень часто на выявлении слабых сторон в знаниях учащихся, в то время как истинный индивидуальный подход должен служить главным образом выявлению и развитию сильных сторон индивидуальности;

3. Дифференциация практически исключает сотрудничество между учениками. Каждому ученику приходится «учиться иноязычному общению вне общения, т.е. изолированно от своих товарищей».


(слайд 10)

Проблема ликвидации разрыва между сильными, средними и слабыми учащимися может быть решена только при организации сочетания и правильного использования индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы.

1. При презентации нового грамматического материала правило выводят ученики со слабой способностью к общению функциональных признаков грамматического явления;

2. Целенаправленное использование опор различного типа: смысловых, вербальных, иллюстративных, схематических правильно подобранная опора поможет слабому ученику осознать новое грамматическое явление, при усвоении лексики поможет догадаться о значении слова, при обучении монологическому высказыванию - изложить мысли;

3. Очередность опроса. Слабые выигрывают тем, что получают образец –правильный ответ сильных учеников. Однако, последовательность «сильный – средний - слабый» не дана раз и навсегда. Скажем, на уроке формирования логических навыков слабые получают карточки с готовым микротекстом, где подчеркнута ключевая фраза, при проверке понимания прослушанного микротекста можно сначала обратиться к ним: «А как ты думаешь?»

4. Варьирование времени на подготовку ответа: слабые получают тройную порцию времени;

5. Использование упрощенных заданий. Применяется, главным образом, в домашних заданиях. Например, после урока совершенствования навыков говорения, слабые должны выполнить задание на основе разговорного текста; средние- на основе опыта, но с опорами, а сильные – без опоры;

6. Использовать дополнительный внепрограммный материал (для сильных и средних).

7. Более частый опрос учащихся со слабыми способностями. Это активизирует учеников, развивает их способность, приучает работать весь урок.

Нельзя считать, что слабые должны работать меньше. Их способности развиваются, а успех приходит в деятельности.

Ведь основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение познавательных потребностей и сильных и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.