СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дифференциация звуков с-з. Различение глухих и звонких звуков. Зима.»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уточнение, расширение и активизация словаря предметов, признаков и действий по теме «Зима»; закрепление навыков правильного звукопроизношения звуков С и З.

Просмотр содержимого документа
««Дифференциация звуков с-з. Различение глухих и звонких звуков. Зима.»»


«Дифференциация звуков с-з. Различение глухих и звонких звуков. Зима.»





Цели коррекционно-образовательные:

-уточнение, расширение и активизация словаря предметов, признаков и действий по теме «Зима»; закрепление навыков правильного звукопроизношения звуков С и З;

-образование родственных слов;

-учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Цели коррекционно-развивающие:

-развитие ритмического слуха;

-развитие артикуляционной, мимической моторики;

-развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти;

-формирование навыков саморегуляции, речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Цели коррекционно-воспитательные:

-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности.


Оборудование: презентация Power Point, интерактивные программы и игры, предметные и сюжетные картинки, сигнальные карточки, звуковые линейки, буквы с и з, профиль артикуляции звуков, «Волшебный мешочек» с буквами, снежинки из бумаги и ватные комочки, раскраски, зеркала.


Ход урока

1.Оргмомент. Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии. Сядет тот, кого я тихо назову по имени. (Ученики внимательно слушают, услышав своё имя тихо садятся.) Слайды №2,3.

Громко прозвенел звонок. Начинается урок.

Наши ушки- на макушке, глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

. Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре, Очень чётко говорим, никуда мы не спешим.

2. Упражнения на зрительное внимание. Слайды №4,5.

3.Пальчикова игра. Снежинки. У сестрёнки, у Маринки(Провести указательным пальцем от центра ладони На ладошке две снежинки. – к кончику каждого пальчика.) Всем хотела показать, (Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.) Глядь – снежинок не видать! (Покрутить кистями рук.) Кто же взял снежинки (Руки в стороны, пожать плечами.) У моей Маринки?

Массаж биологически активных зон «Неболейка» (Для профилактики простудных заболеваний.) Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (дети поглаживают ладонями шею сверху вниз) Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа) Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»). Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами). Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирают обе ладони.)

4. Упражнения для тренировки сильного выдоха: «Согрей руки»(Ручки замёрзли? Подуем на них. Дыханием тёплым согреем мы их.), «Сдуй снежинку с ладони» (Снежинка кружится, снежинка летит. Ко мне на ладошки снежинка спешит. Е.Г.Карельская), «Сугроб»(Все снежинки соберём в сугроб. Чтоб не разлетались, накроем ручкой: хлоп!)

5.Артикуляционная гимнастика. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:- Слайды №6,7.

6.Сообщение темы урока через вопросы и загадки логопеда. О чём говорят «Светит, не не греет?» Да, зимой нам очень не хватает солнышка и его тепла. Сегодня оно заглянуло к нам в класс. Слайд № 8. Протянуло солнышко нам свои ладошки, Нас позвало солнышко к сказочным дорожкам, С солнцем мы покружимся, со звуками подружимся!

На какой планете мы живём? (Земля) А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды) Какое время года сейчас? (Зима) Расскажите мне про зиму. Какая она? (Ответы детей.) Ребята, придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? или  что? Наступает (что?) - … (Зима).  Лежит (что?)-…(Снег). Валит (что?)- …(Снег). Кружатся (что?)-…(снежинки). Дети катаются (на чём? – на санках.) Лепят (кого?) - …(Снеговика). Съежились (кто?)- …(снегири).

–Вспомните, что мы делаем с вами на уроках? Чем занимаемся? (ответы детей.) Слайд №9.. Логопед: - Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С) - С какого звука начинаются слова звёзды, земля, зима? (З) - Сегодня на уроке мы будем говорить об этих звуках и учится их различать, не путать.

7.Игра «Волшебный мешочек». Определить на ощупь, какую букву взял в руки. Дети дают характеристику звукам. Чем похожа артикуляция и чем отличается. Вспомнить различие звуков и букв. 8.Анализ и сравнение характеристик звуков . Слайд №10. Давайте дадим характеристики нашим звукам. С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат). З - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый (есть мягкий брат). А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем? Только повторим правило: Если сомневаешься, какой звук – не спеши, руку ты на горлышко положи! Логопед чётко и громко произносит загадку, дети произносят отгадку, начинающиеся на звуки С, З - свиристель, синица, сорока, снегирь, снеговик, снег. Забавы, заносы, зима. Слайды №11,12.

Помнишь, как-то раз зимой В лес ходили мы с тобой? По тропинке шли – вдруг раз! Снег посыпался на нас: На заснеженную ель Села птица ... (свиристель).


Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)



Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

Много этого добра возле нашего двора, А рукою не возьмёшь и домой не принесёшь. (Снег. К.И Чуковский.)

Сосать сосульку, -вот беда! Нам строго воспрещается. Но почему она тогда сосулькой называется? (А.Шибаев)

.… Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке – с –?
(Согласный, глухой, твердый)
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке – з –?
Логопед: - Какая разница между звуками?
(Звук – с – глухой, а звук – з – звонкий)
Логопед: - А чем они похожи?
(Оба звука согласные, оба твердые) Голосовые упражнения.
Логопед: - Тренируемся слушать эти звуки. Игра на внимание «Лишний слог»

9.Дифференциация звуков в слогах

Логопед: - Нужно выделить лишний слог и запомнить его.
СА – СА – СА – ЗА (Лишний слог ЗА)
СО – ЗО – СО – СО (Лишний слог ЗО)
ЗЫ – СЫ – СЫ – СЫ (Лишний слог ЗЫ)
Логопед: - Кто вспомнит и назовет все слоги?
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Слушаем дальше.
ЗА – ЗА – ЗА – СА (Лишний слог СА)
СО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО (Лишний слог СО)
ЗЫ – ЗЫ – СЫ – ЗЫ (Лишний слог СЫ)
Логопед: - Кто вспомнит и назовет все слоги?
(СА, СО, СЫ)
Логопед: - Назовите слоги со звонким согласным звуком.
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Назовите слоги с глухим согласным звуком.
(СА, СО, СЫ)



Работа со звуковыми линейками. Слайды №14,15. Вспомнить слова со звуками С и З и определить их место в слове.

10.Физкультминутка Слайд №16 Хлопья белые летят, (легкий бег на месте)
Холоднее стало, (приседания)
Только, зимушка, ребят (наклоны туловища влево-вправо)
Ты не испугала. (прыжки на месте)
Нет! Нет! Ты не испугала.

11. Выполнение интерактивных заданий по теме.

12.Составление рассказа о зиме по алгоритму. Слайд №17. Погода. Одежда. Труд взрослых. Птицы. Животные. Зимние забавы.


Упражнение «Без чего не бывает зимы?» Вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без …(снега, сугробов, сосулек, санок, снежинок).


Упражнение «Посчитай» с мячом

Один сугроб- два сугроба- пять сугробов

Одна снежинка –две снежинки – пять снежинок

Один снеговик – два снеговика – пять снеговиков


Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


«Назови ласково»

Сугроб - сугробик

Зима – зимушка

Санки – саночки

Солнце – солнышко


Образование множественного числа существительных

«Один — много»

Заяц - зайцы

Сугроб - сугробы

Снежинка - снежинки

Сосулька - сосульки

Снегопад - снегопады

Я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Сегодня снег блестит, а вчера снег …

Сегодня снег падает, а вчера …

Сегодня снег сверкает, а вчера …

13.Физкультминутка.

Под весёлые напевы, повернёмся вправо-влево

Руки вверх, руки вниз, вверх и снова вниз

Вправо шаг, на месте стой, топни правою ногой

Влево шаг, на месте стой, топни левою ногой

Повернёмся мы друг к другу

Правую дам руку другу.



14.Домашнее задание. Раскраски зимней тематики, артикуляционная гимнастика для свистящих звуков, выучить стихотворение: Полетят снежинки тихо над землёй, кружится снежинок белый рой.(Дети бегают на носках, кружатся.) В сугроб собрался белый рой, стал белою горой. (Дети собираются в «сугроб») Снег на землю упал, на дорожке полежал. (Дети приседают плавно.) Быстро снег закружился, в снеговика превратился. (Дети «замирают», встав прямо, руки на поясе.)

15.Итог занятия: Чем занимались сегодня на уроке? Что вам понравилось и запомнилось больше всего? Чем похожи и чем отличаются звуки С и З? Дайте им характеристику. Вы хорошо работали на уроке и солнышко радуется вашим успехам, светит ярче и теплее. Слайд №18.

Молодцы! Хорошо поработали.