ДНЕВНИК
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
НАБЛЮДЕНИЙ
_____________________________________________________________
Фамилия, имя
учащегося ____ класса ГБОУ ЛНР «АСОШ №12»
классный руководитель______________________________
Автор: ассистент учителя инклюзивного класса
Лукинова Наталья Владимировна
2017-2018 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный дневник предназначен для работы учителей или ассистентов в коррекционных классах. С его помощью педагог сможет прослеживать развитие детей по определённому предмету, используя методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, а также психологические методы для своевременной коррекции мыслительного процесса учащихся.
Коррекционный дневник позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогами.
Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия.
Цель: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
Задачи:
ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях
развитие мотивации учебной деятельности
развитие функции самоконтроля
повышение работоспособности и самостоятельности
формирование адекватной самооценки
формирование и развитие логического мышления
развитие навыков планирования собственной деятельности
развитие внимания и памяти
развитие навыков контроля и словесного отчёта
Предмет коррекции: развитие мыслительных процессов у учащихся.
Объект коррекции: дети с задержкой психического развития.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ФИО ученика (цы)
______________________________________________________________________
Класс _______________
Дата (число, месяц, год) и место рождения
_______________________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Семья ребенка:__________________________________________________________
Мать_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Отец______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Группа здоровья ребенка, заболевания:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ПМПК ______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Параметры | Мнение ученика | Мнение родителей | Мнение учителя |
Предметы, изучаемые с удовольствием | | | |
Предметы, вызывающие трудности | | | |
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧАЩЕГОСЯ
Нравственное воспитание | Да (+) | Нет (-) |
Сквернословит | | |
Грубит | | |
Дисциплинирован | | |
Уважает старших | | |
Курит | | |
Соблюдает правила школы | | |
Помогает одноклассникам | | |
Вежлив | | |
Следит за внешним видом | | |
Проявляет самостоятельность | | |
Соблюдает личную гигиену | | |
Критичен | | |
Любит животных | | |
Учебная деятельность | | |
Учится хорошо | | |
Учится с желанием | | |
Выполняет домашние задания | | |
Содержит в порядке учеб. принадлежности | | |
Активен на уроках | | |
Опаздывает | | |
Прогуливает | | |
Соблюдает дисциплину на уроках | | |
Отношение к труду | | |
Любит уроки труда | | |
Готов помочь | | |
Легко овладевает трудовыми навыками | | |
Аккуратен в работе | | |
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
№ | Содержание наблюдений | Не наблюдается | Иногда | Часто |
1 | Учебная деятельность: | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
2 | Взаимоотношения со сверстниками. Положение в классе: | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Отношение к другим детям: | | | |
| | | |
| | | |
3 | Взаимоотношения со взрослыми. С учителями: | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
С родителями: | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
4 | Проведение свободного времени: | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | | |
5 | Отношения к труду, профессиональная ориентация. Выбор профессии (для старшеклассников): | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Отношение к труду: | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
6 | Поведение и поступки. В школе: | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
В семье: | | | |
| | | |
| | | |
Противоправные поступки: | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
ТАБЛИЦА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ
Заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой:
Деятельность ребенка | Делает + Делает не всегда +- Делает, но редко -+ Не делает - |
| Сентябрь | Декабрь | Май |
Маршрутная деятельность | | | |
Знает, где раздевалка; приходя в школу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку | | | |
Берет свой портфель и идет в свой класс | | | |
В классе находит свое место; достает из портфеля необходимые вещи, в соответствии с уроком; портфель помещает на соответствующее место | | | |
В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответствии с указаниями учителя | | | |
После урока меняет учебники и тетради для следующего урока | | | |
Во время перемены вместе с другими учениками под руководством учителя выходит из класса, гуляет в рекреации или идет в столовую, в спортзал, в другие классы, после уроков – в раздевалку | | | |
После уроков собирает все вещи в портфель | | | |
Другое | | | |
Витальная деятельность (навыки самообслуживания) | | | |
Во время урока (или на перемене) может попроситься в туалет | | | |
Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены | | | |
Моет руки перед едой и после туалета | | | |
Находясь в столовой, ест | | | |
Другое | | | |
Коммуникативная деятельность | | | |
Выполняет инструкции учителя | | | |
Может повторять действия за учителем | | | |
Смотрит на учителя | | | |
Задает вопросы | | | |
Отвечает на вопросы | | | |
Поднимает руку, когда знает ответ | | | |
Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски | | | |
Копирует то, что делают другие ученики, если не успел за учителем | | | |
На перемене общается со сверстниками | | | |
Другое | | | |
Учебная деятельность | | | |
Может самостоятельно писать | | | |
Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном месте | | | |
Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием | | | |
Рисует | | | |
Пользуется красками, фломастерами, мелками | | | |
Другое | | | |
Этика отношений | | | |
Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией | | | |
Обращается к учителям на «вы», к сверстникам – на «ты» | | | |
Ждет, когда надо ждать всех | | | |
Помогает другим, по просьбе | | | |
Помогает другим, без просьбы, по ситуации | | | |
Поздравляет, выражает радость успеху других | | | |
Переживает за других в случае грустной ситуации | | | |
Другое | | | |
Осознавание себя и смысла учебы | | | |
Радуется похвале | | | |
Понимает и серьезен, когда его действия критикуют | | | |
Стремится исправить свое поведение или оценку | | | |
Выражает разную степень интереса к темам и урокам | | | |
Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать) | | | |
Другое | | | |
ДАННЫЕ НА УЧАЩИХСЯ ПО УРОВНЮ ОВЛАДЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМИ НАВЫКАМИ
Дневник состоит из двух разделов, которые соответствуют тем задачам, которые он выполняет. В первом отмечают степень овладения жизненными навыками учеником. Наиболее полные знания об этом имеют классные руководители, воспитатели, а также, по ряду навыков, школьные логопеды и психологи. При необходимости, к этой работе можно привлечь и других специалистов, работающих с ребенком, а также родителей, выяснив необходимую информацию с помощью бесед, анкет, тестов и т.п. При этом рассматриваются все необходимые условия, обеспечивающие полноценное владение навыком, что позволяет более точно проводить работу по его формированию.
Рекомендуется пользоваться следующими критериями при характеристике уровня овладения ребенком каждым элементом навыка:
оценка | критерии |
0 | никогда не проявляется/не сформировано |
1 | редко проявляется/начинает формироваться (овладевает) |
2 | часто проявляется/сформировано (овладение) недостаточно |
3 | всегда проявляется/сформировано(владеет) в пределах возрастной нормы |
Оценки выставляются в начале учебного года и по его окончании (в таблице: «н» - начало года, «к» - конец года).
Кроме этой таблицы, на каждого ребенка заполняется еще одна, в которой представлена информация по факторам, чаще всего мешающим овладению жизненными навыками (таблица 2).
Жизненные навыки | Необходимые условия овладения навыком | Оценка сформированности |
н | к |
Навыки межличностного общения | стремится общаться со сверстниками | | |
стремится общаться со взрослыми | | |
хорошо владеет диалогической речью | | |
Навыки ведения переговоров/отказа | знает основные признаки конфликтной ситуации | | |
знает основные способы выхода из конфликтной ситуации | | |
использование навыка в практике поведения | | |
Навык сопереживания | знает стандартные ситуации, при которых люди нуждаются в поддержке | | |
знает возможные формы поддержки | | |
При необходимости оказывает возможную помощь | | |
знает стандартные ситуации, при которых можно радоваться успехам кого-то | | |
знает возможные формы проявления радости | | |
При необходимости сопереживает | | |
Сотрудничество и коллективная/групповая работа | хорошо работает в коллективе/группе | | |
переоценивает свои возможности при работе в группе/коллективе | | |
Навыки принятия решения/ решение проблем | знает основные формы сбора информации | | |
При необходимости способен собрать нужную информацию | | |
понимает последствия совершаемых действий(для себя/других) | | |
умеет находить несколько вариантов решения | | |
умеет выделять наиболее оптимальные варианты решения проблемы | | |
Навыки увеличения уверенностии способностей самоконтроля, принятия ответственности, изменения или достижения изменений | имеет чувство собственного достоинства | | |
уверен в своих возможностях | | |
понимает свои сильные и слабые стороны | | |
учитывает свои сильные и слабые стороны при решении жизненных задач | | |
способен принимать на себя ответственность | | |
Навыки управления чувствами/эмоциями | умеет осознавать появление чувства гнева, злости, обиды, горя, тревоги | | |
знает способы управления чувствами гнева, злости, обиды, горя, тревоги | | |
способен регулировать у себя чувства гнева, злости, обиды, горя, тревоги | | |
Навыки управления стрессом | умеет планировать свое время, эффективно его распределять (контроль времени) | | |
решая жизненные задачи, исходит из понятий добра, милосердия, любви и т.п. (позитивное мышление) | | |
знает способы, как снять напряжение (элементы методик релаксации) | | |
в случае необходимости может снять напряжение | | |
Навыки пропаганды/защиты интересов (9-12 кл.) | знает основные способы влияния на навыки и убеждения | | |
способен влиять на навыки и убеждения | | |
может отстаивать собственные интересы | | |
Навыки критического мышления (9-12 кл.) | знает основные признаки конфликтной ситуации | | |
знает основные способы выхода из конфликтной ситуации | | |
Правильно выходит из конфликтной ситуации | | |
Факторы, мешающие овладению жизненным навыком | н | к |
наблюдаются тревожные состояния | | |
наблюдаются проявления агрессии | | |
наблюдается враждебное отношение к окружающим | | |
бывает частая смена настроения | | |
плаксивость | | |
замкнутость | | |
излишняя обидчивость | | |
протестные реакции | | |
неуверенное поведение | | |
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ
Дата | Наблюдение | Меры |
| | |
| | |
| | |
Дата | Наблюдение | Меры |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |