СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Финансовая грамотность на урока обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад Финансовая грамотность на урока обществознания»

Формирование финансовой грамотность у учащихся на уроках обществознания.

Учитель истории и обществознания:

Кузнецова Екатерина Владимировна.


Можно ли отказаться от использования денег в экономике? Имеют ли деньги цену? Кому выгоден кредит? Куда вкладывать деньги? Что такое инвестиции? Что такое кэшбэк? Как его копить? Новые времена ставят перед нами новые задачи. Для российского общества, с приходом рыночной экономики, стало необходимостью повышение финансовой грамотности. Рано или поздно любой человек задается вопросом, как же ему правильно обращаться с финансами, как увеличить его благосостояние? Почему у одних людей получается не только достойно зарабатывать, но и приумножить свои доходы, а у других любая сумма уходит, как вода в песок. Что нужно знать о деньгах и как правильно ими распоряжаться, чтобы их всегда и на всё хватало.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.

К сожалению, в настоящее время в России финансовая грамотность находится на низком уровне, большинство граждан не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу; не умеют грамотно обращаться с активами; плохо осведомлены о потребительском и ипотечном кредитах, рынке ценных бумаг российских компаний; банковские карты держатели используют, в основном, для снятия наличных денег и т.д.

Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, история, но особая роль принадлежит «Обществознанию». Преподавание предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования является обязательным с 6 по 9 класс, в некоторых образовательных учреждениях начинается с 5 класса.

В «Методических рекомендациях для работников общеобразовательных учреждений по вопросам формирования финансовой грамотности у обучающихся», разработаны АППО СПБ в 2019 году, предлагают оптимальный способ конструирования содержательной линии по основам финансовой грамотности для школьников, ВЫ МОЖЕТЕ УВИДИТЬ ИХ НА СЛАЙДАХ.

Проблема формирования финансовой грамотности на уроках обществознания заключается в том, что с понятием блок «Экономика» школьники знакомятся только в 7-ом классе, а не в 5-ом, и продолжают изучение блока «Экономика» до11-го класса, и полученных знаний не всегда достаточно для грамотного пользования финансовыми услугами в развивающемся экономическом обществе.

В нашей школе курс обществознания начинается вести с 6-го класса, отдельных тем для изучения финансовой грамотности не предусмотрено. Возможно внедрение в уроки заданий, направленных на формирования этих навыков.

Я расскажу вам о способах ее формирования, о тех способах которые я реализовала на своих уроках.

В теме урока «Потребности и способности человека», мы можем начать изучать деньги их функции и виды. А также затронуть распоряжение деньгами, исходя из потребностей человека. Обучающимся были предложены следующие задания:

Задание 1.

Задание 2.

Данные задания формируют компетенции:

- -понимать общие принципы управления финансами;

- уметь давать оценку потребностям;

Закрепить работу с этими заданиями мы можем в теме «Мир увлечений» выполняя задания.

В 7-ом классе обучающиеся начинают изучать главу «Человек в экономический отношениях», практической базы для формирования финансовой граммотности в данной теме нет. Для этого в рамках изучения данной главы рекомендуется использовать контекстные задачи, квесты, сюжетно-ролевые игры.

Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным), задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.

Для примера рассмотрим задание на урока «Обмен, торговля, реклама»:

Контекстная задача:

Семья Петровых решила купить новый холодильник. Они обратились в магазин «ТехДом», продавец-консультант предложил два холодильника.

Помоги выбрать холодильник для Петровых, используя данные в таблице технические и экономические параметры двух холодильников:


Показатели

Холодильники

«СТИНОЛ»

«Атлант» АКЦИЯ!!!

Технические:

объём камеры, л

200

250

срок службы, лет

17

15

энергопотребление, квт:час/год

230

200

стабильность температуры, баллы

7

8

дизайн, баллы

7

6

гарантийный срок работы без ремонта,лет

2

3

Экономические:

розничная цена

250

300

стоимость доставки

10

15

затраты на ремонт

150

150

затраты на электроэнергию

100

80

Какой холодильник лучше выбрать? __________________________________________________________________

Почему ты так считаешь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача направлена на понимание их финансовых сбережений и формирование принципов грамотного расхода своих денежных средств.

Закреплять изученные темы в 7 классе в блоке «Экономика» лучше ролевыми играми или написанием проекта. Изучив тему «Экономика семьи», предлагается провести сюжетно-ролевую игру – «Формирование семейного бюджета». Направленная не только на формирование основ финансовой грамотности обучающихся, ни и на закрепление знания о структуре семейного бюджета, составление баланса доходов и расходов. Проходит она в 4 этапа:

  • 1-й этап Дети: Составляют характеристику семьи, обсуждая вместе игровое имя, возраст, профессию, заработную плату (пособия, стипендия, пенсия) каждого члена семьи, возможные источники других доходов, итоговую сумму доходов всей семьи. Все эти данные заносятся в таблицу. Представляют свою семью.

  • 2-й этап. Необходимо спланировать близко к реальной жизни предстоящие расходы за один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Данные вносят в таблицу.

  • 3-й этап. Каждая «семья» получает индивидуальную ситуацию. Необходимо принять решение и изыскать дополнительные доходы. «Семьи», обсуждая, принимают решения и рассказывают о них.

  • 4-й этап. Подведение итогов и рефлексия. Высказывается «глава семьи» о поведении каждого «члена семьи». Обсуждают игру и проводят мониторинг игры.

Игра направленна на формирование основ финансовой грамотности, основ эффективного управления личным и семейным бюджетом. В рамках игры школьники начинают осваивать практические навыки составления семейного бюджета, постановки и достижения финансовых целей. А также сформируется понимание терминов «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономия», «накопления», «финансовые услуги»

В закреплении изучения темы «Виды и формы бизнеса», предлагаю дать домашнее задание: «Мой Start-up»:

Домашнее задание по теме «Виды и формы бизнеса»

«Мой Start-up».

1. Нужно написать бизнес-проект своего start-up по критериям.

Start-up - это только что созданная молодая компания, фирма или проект, которая имеет уникальную идею или продукт и благодаря привлечению денег инвесторов желает заработать большую прибыль.

Что нужно рассказать о своем проекте:

- актуальность для территории (нет похожим бизнесов\фирм и т.д.)

- конкретные цели, задачи и результат

- разработанная схема реализации (можно пофантазировать)

- смета проекта (можно пофантазировать)

- трудности для реализации.

Данная работа познакомит обучающихся с основами создания бизнеса, позволит разработать конкретную смету для своего «бизнес-проекта, а также понимать общие принципы управления финансами, различать обязательные и дополнительные расходы.

В 8-9 классах – можно использовать, кейс-технологию. Например, тема «Инфляция и семейная экономика»

Кейс «Семейный совет по смене работы одного из родителей»

Задача: Что делать в такой ситуации? Представим, что на вашем семейном совете предстоит обсудить, стоит ли маме переходить на новую работу. Дело в том, что она работает в одной фирме уже три года и получает зарплату 20 тыс. р. в месяц. Сейчас ей предложили такую же работу с такой же зарплатой, но пообещали ежегодно её увеличивать на процент инфляции. Теперь на семейном совете предстоит решить, стоит ли менять работу ради не очень понятного повышения зарплаты.

Термины: заработная плата, индексация заработной платы, уровень инфляции, уровень цен.

Дополнительные условия: изменение транспортных расходов, смена коллектива, изменение времени проезда до работы, уровень инфляции.

Это задание начинает формировать следующие компетенции:

  • определять ресурсы, которые могут приносить доход, и находить способы увеличения доходов семьи;

  • грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых потерь.

  • оптимизировать расходы семейного бюджета;

  • оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей семьи;

Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности на уроках обществознания является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. А значит, финансовая грамотность школьников – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.