Формирование финансовой грамотность у учащихся на уроках обществознания.
Учитель истории и обществознания:
Кузнецова Екатерина Владимировна.
Можно ли отказаться от использования денег в экономике? Имеют ли деньги цену? Кому выгоден кредит? Куда вкладывать деньги? Что такое инвестиции? Что такое кэшбэк? Как его копить? Новые времена ставят перед нами новые задачи. Для российского общества, с приходом рыночной экономики, стало необходимостью повышение финансовой грамотности. Рано или поздно любой человек задается вопросом, как же ему правильно обращаться с финансами, как увеличить его благосостояние? Почему у одних людей получается не только достойно зарабатывать, но и приумножить свои доходы, а у других любая сумма уходит, как вода в песок. Что нужно знать о деньгах и как правильно ими распоряжаться, чтобы их всегда и на всё хватало.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.
К сожалению, в настоящее время в России финансовая грамотность находится на низком уровне, большинство граждан не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу; не умеют грамотно обращаться с активами; плохо осведомлены о потребительском и ипотечном кредитах, рынке ценных бумаг российских компаний; банковские карты держатели используют, в основном, для снятия наличных денег и т.д.
Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, история, но особая роль принадлежит «Обществознанию». Преподавание предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования является обязательным с 6 по 9 класс, в некоторых образовательных учреждениях начинается с 5 класса.
В «Методических рекомендациях для работников общеобразовательных учреждений по вопросам формирования финансовой грамотности у обучающихся», разработаны АППО СПБ в 2019 году, предлагают оптимальный способ конструирования содержательной линии по основам финансовой грамотности для школьников, ВЫ МОЖЕТЕ УВИДИТЬ ИХ НА СЛАЙДАХ.
Проблема формирования финансовой грамотности на уроках обществознания заключается в том, что с понятием блок «Экономика» школьники знакомятся только в 7-ом классе, а не в 5-ом, и продолжают изучение блока «Экономика» до11-го класса, и полученных знаний не всегда достаточно для грамотного пользования финансовыми услугами в развивающемся экономическом обществе.
В нашей школе курс обществознания начинается вести с 6-го класса, отдельных тем для изучения финансовой грамотности не предусмотрено. Возможно внедрение в уроки заданий, направленных на формирования этих навыков.
Я расскажу вам о способах ее формирования, о тех способах которые я реализовала на своих уроках.
В теме урока «Потребности и способности человека», мы можем начать изучать деньги их функции и виды. А также затронуть распоряжение деньгами, исходя из потребностей человека. Обучающимся были предложены следующие задания:
Задание 1.
Задание 2.
Данные задания формируют компетенции:
- -понимать общие принципы управления финансами;
- уметь давать оценку потребностям;
Закрепить работу с этими заданиями мы можем в теме «Мир увлечений» выполняя задания.
В 7-ом классе обучающиеся начинают изучать главу «Человек в экономический отношениях», практической базы для формирования финансовой граммотности в данной теме нет. Для этого в рамках изучения данной главы рекомендуется использовать контекстные задачи, квесты, сюжетно-ролевые игры.
Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным), задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.
Для примера рассмотрим задание на урока «Обмен, торговля, реклама»:
Контекстная задача:
Семья Петровых решила купить новый холодильник. Они обратились в магазин «ТехДом», продавец-консультант предложил два холодильника.
Помоги выбрать холодильник для Петровых, используя данные в таблице технические и экономические параметры двух холодильников:
Показатели | Холодильники |
«СТИНОЛ» | «Атлант» АКЦИЯ!!! |
Технические: |
объём камеры, л | 200 | 250 |
срок службы, лет | 17 | 15 |
энергопотребление, квт:час/год | 230 | 200 |
стабильность температуры, баллы | 7 | 8 |
дизайн, баллы | 7 | 6 |
гарантийный срок работы без ремонта,лет | 2 | 3 |
Экономические: |
розничная цена | 250 | 300 |
стоимость доставки | 10 | 15 |
затраты на ремонт | 150 | 150 |
затраты на электроэнергию | 100 | 80 |
Какой холодильник лучше выбрать? __________________________________________________________________
Почему ты так считаешь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача направлена на понимание их финансовых сбережений и формирование принципов грамотного расхода своих денежных средств.
Закреплять изученные темы в 7 классе в блоке «Экономика» лучше ролевыми играми или написанием проекта. Изучив тему «Экономика семьи», предлагается провести сюжетно-ролевую игру – «Формирование семейного бюджета». Направленная не только на формирование основ финансовой грамотности обучающихся, ни и на закрепление знания о структуре семейного бюджета, составление баланса доходов и расходов. Проходит она в 4 этапа:
1-й этап Дети: Составляют характеристику семьи, обсуждая вместе игровое имя, возраст, профессию, заработную плату (пособия, стипендия, пенсия) каждого члена семьи, возможные источники других доходов, итоговую сумму доходов всей семьи. Все эти данные заносятся в таблицу. Представляют свою семью.
2-й этап. Необходимо спланировать близко к реальной жизни предстоящие расходы за один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Данные вносят в таблицу.
3-й этап. Каждая «семья» получает индивидуальную ситуацию. Необходимо принять решение и изыскать дополнительные доходы. «Семьи», обсуждая, принимают решения и рассказывают о них.
4-й этап. Подведение итогов и рефлексия. Высказывается «глава семьи» о поведении каждого «члена семьи». Обсуждают игру и проводят мониторинг игры.
Игра направленна на формирование основ финансовой грамотности, основ эффективного управления личным и семейным бюджетом. В рамках игры школьники начинают осваивать практические навыки составления семейного бюджета, постановки и достижения финансовых целей. А также сформируется понимание терминов «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономия», «накопления», «финансовые услуги»
В закреплении изучения темы «Виды и формы бизнеса», предлагаю дать домашнее задание: «Мой Start-up»:
Домашнее задание по теме «Виды и формы бизнеса»
«Мой Start-up».
1. Нужно написать бизнес-проект своего start-up по критериям.
Start-up - это только что созданная молодая компания, фирма или проект, которая имеет уникальную идею или продукт и благодаря привлечению денег инвесторов желает заработать большую прибыль.
Что нужно рассказать о своем проекте:
- актуальность для территории (нет похожим бизнесов\фирм и т.д.)
- конкретные цели, задачи и результат
- разработанная схема реализации (можно пофантазировать)
- смета проекта (можно пофантазировать)
- трудности для реализации.
Данная работа познакомит обучающихся с основами создания бизнеса, позволит разработать конкретную смету для своего «бизнес-проекта, а также понимать общие принципы управления финансами, различать обязательные и дополнительные расходы.
В 8-9 классах – можно использовать, кейс-технологию. Например, тема «Инфляция и семейная экономика»
Кейс «Семейный совет по смене работы одного из родителей»
Задача: Что делать в такой ситуации? Представим, что на вашем семейном совете предстоит обсудить, стоит ли маме переходить на новую работу. Дело в том, что она работает в одной фирме уже три года и получает зарплату 20 тыс. р. в месяц. Сейчас ей предложили такую же работу с такой же зарплатой, но пообещали ежегодно её увеличивать на процент инфляции. Теперь на семейном совете предстоит решить, стоит ли менять работу ради не очень понятного повышения зарплаты.
Термины: заработная плата, индексация заработной платы, уровень инфляции, уровень цен.
Дополнительные условия: изменение транспортных расходов, смена коллектива, изменение времени проезда до работы, уровень инфляции.
Это задание начинает формировать следующие компетенции:
определять ресурсы, которые могут приносить доход, и находить способы увеличения доходов семьи;
грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых потерь.
оптимизировать расходы семейного бюджета;
оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей семьи;
Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности на уроках обществознания является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. А значит, финансовая грамотность школьников – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.