СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на методическом объединении учителей начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательных УУД

на уроках русского языка в начальной школе

      Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на методическом объединении учителей начальных классов.»


Формирование познавательных УУД

на уроках русского языка в начальной школе

      Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

      В составе основных видов универсальных учебных действий  можно выделить четыре блока:1) личностный; 2)регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Обратим внимание только на 3 группу: познавательные  УУД.

Познавательные  универсальные  действия включают:  общеучебные, логические, а также постановку и решение  проблемы.

Общеучебные  универсальные действия:

        самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

        поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

        структурирование знаний;

        осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

        смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

        постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных  универсальных  действий  составляют знаково-символические действия:

        моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая  или  знаково – символическая);

        преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

        анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

        синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

        выбор оснований и критериев для сравнения. сериации, классификации объектов;

        подведение под понятия, выведение следствий;

        установление причинно-следственных связей;

        построение логической цепи рассуждений;

        доказательство;

        выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем:

        формирование проблемы;

        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

         При анализе содержания учебников русского языка можно заметить,  что внутренняя структура каждого параграфа учебника включает в себя такие элементы, которые в той или иной степени направлены на формирование всех групп универсальных учебных действий. Но задания и упражнения, способствующие эффективному развитию учебной деятельности и логических приёмов мышления наиболее  частотны. Так же я использую в работе и дополнительные источники: контрольно-измерительные материалы, итоговые диагностические работы по ФГОС, тетради  творческих работ, тетради комплексных работ.  Но, конечно, есть много заданий, которые  я подбираю сама и предлагаю детям. Главное, чтобы работа проводилась в системе, по спирали от простого к сложному. Хочу рассказать о некоторых видах познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках. Данные задания и приёмы позволят: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей, контролировать дисциплину.

  Упражнения и задания для развития общеучебных универсальных действий:


Составь слово”. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс  в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.

Ответ: ВЕСНА.


Развиваем логику”   По определению назови слово:

  хрустящий, зелёный, пупырчатый;

  маленькая, пугливая, компьютерная;

  интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера.


Закодированное слово” или  «Зашифрованное слово»

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.


Какография”

Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, перепутана последовательность действий и т. д.

Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.



«Напиши как  можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы».

М…………… в……….. с………… п……………. г………… .

Мы всей семьёй пошли гулять.

В……………. у……………… в………………. м…………. .

М……………. с………………. г……………….. б……………. .

 


 Редактирование текста.
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Самая умная из моих собак -это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.



Например, словарный диктант, когда учащимся предлагается текст с пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова.

Не велик…. да краснеет нос. (Мороз)

….любит чистоту. (Посуда)

Чужбина – калина, родина -…. (Малина)

…. человек добро помнит. (Русский)

    





  

Пример.

Дается цепочка слов:

Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.

1. Можно ли эти слова объединить в две группы?

2. Если можно, то по какому принципу?

3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы

а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?

4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?

Пример.

Прочитай текст. Найди в нём существительное с такой характеристикой: неодушевленное, нарицательное, среднего рода, стоит в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является подлежащим.

    Байкал находится на востоке России. Люди называют его голубым оком Сибири. По количеству пресной воды это озеро занимает первое место на Земле. В Байкале живут тысячи видов редких животных и растений.

Пример.

I. В каждой группе найди «лишнее» слово, обоснуй свой выбор:

1) море, кофе, солнце, растение

2) соль, пыль, ремень, пристань

3) камень, конь, лань, огонь.

II. Объедини глаголы в группы по значению: 1) начало действия; 2) окончание действия; 3) неполное действие:

приподнять, заговорить, доиграть, приболеть, отнести, взлететь, поплыть, придержать, выкопать.

Систематическая деятельность учителя по созданию проблемных ситуаций в процессе решения проблемных заданий на уроках русского языка приводит к тому, что ученики имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, постепенно овладевая познавательными универсальными учебными действиями.

  Заключение.

        Познавательные УУД формируются постепенно с 1-4 классы. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты. Использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

         Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. В качестве диагностики  выявления  уровня  сформированности  познавательных УУД использую комплексные диагностические работы (входная, промежуточная, итоговая). Таким образом, формируя  познавательные УУД,  я  осуществляю развитие  компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.