Формирование познавательных УУД
на уроках русского языка в начальной школе
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:1) личностный; 2)регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Обратим внимание только на 3 группу: познавательные УУД.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково – символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения. сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем:
формирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
При анализе содержания учебников русского языка можно заметить, что внутренняя структура каждого параграфа учебника включает в себя такие элементы, которые в той или иной степени направлены на формирование всех групп универсальных учебных действий. Но задания и упражнения, способствующие эффективному развитию учебной деятельности и логических приёмов мышления наиболее частотны. Так же я использую в работе и дополнительные источники: контрольно-измерительные материалы, итоговые диагностические работы по ФГОС, тетради творческих работ, тетради комплексных работ. Но, конечно, есть много заданий, которые я подбираю сама и предлагаю детям. Главное, чтобы работа проводилась в системе, по спирали от простого к сложному. Хочу рассказать о некоторых видах познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках. Данные задания и приёмы позволят: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей, контролировать дисциплину.
Упражнения и задания для развития общеучебных универсальных действий:
“Составь слово”. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.
“Развиваем логику” По определению назови слово:
хрустящий, зелёный, пупырчатый;
маленькая, пугливая, компьютерная;
интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
“Закодированное слово” или «Зашифрованное слово»
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
“Какография”
Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
«Напиши как можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы».
М…………… в……….. с………… п……………. г………… .
Мы всей семьёй пошли гулять.
В……………. у……………… в………………. м…………. .
М……………. с………………. г……………….. б……………. .
Редактирование текста.
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.
Самая умная из моих собак -это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
Например, словарный диктант, когда учащимся предлагается текст с пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова.
Не велик…. да краснеет нос. (Мороз)
….любит чистоту. (Посуда)
Чужбина – калина, родина -…. (Малина)
…. человек добро помнит. (Русский)
Пример.
Дается цепочка слов:
Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.
1. Можно ли эти слова объединить в две группы?
2. Если можно, то по какому принципу?
3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы
а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?
4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?
Пример.
Прочитай текст. Найди в нём существительное с такой характеристикой: неодушевленное, нарицательное, среднего рода, стоит в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является подлежащим.
Байкал находится на востоке России. Люди называют его голубым оком Сибири. По количеству пресной воды это озеро занимает первое место на Земле. В Байкале живут тысячи видов редких животных и растений.
Пример.
I. В каждой группе найди «лишнее» слово, обоснуй свой выбор:
1) море, кофе, солнце, растение
2) соль, пыль, ремень, пристань
3) камень, конь, лань, огонь.
II. Объедини глаголы в группы по значению: 1) начало действия; 2) окончание действия; 3) неполное действие:
приподнять, заговорить, доиграть, приболеть, отнести, взлететь, поплыть, придержать, выкопать.
Систематическая деятельность учителя по созданию проблемных ситуаций в процессе решения проблемных заданий на уроках русского языка приводит к тому, что ученики имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, постепенно овладевая познавательными универсальными учебными действиями.
Заключение.
Познавательные УУД формируются постепенно с 1-4 классы. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты. Использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. В качестве диагностики выявления уровня сформированности познавательных УУД использую комплексные диагностические работы (входная, промежуточная, итоговая). Таким образом, формируя познавательные УУД, я осуществляю развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.