Доклад « Цифровые образовательные ресурсы»
Хочется начать нашу кафедру со стихотворении:
Компьютеры детям и взрослым нужны.
В отпуск билеты где нам купить?
Родственникам новость как сообщить?
Все это можно свершить в Интернете
И обо многом узнать “все на свете”.
В игры забавные можешь поиграть,
Ум, память, логику будешь развивать.
Word, Power Point, Excel, Photoshop
Каждый учитель с ними знаком.
Однако в ученье помогут всегда
ЦОРы, освоенные учителем. Да!
Чтобы шагать нам в ногу со временем
И технологии применять лишь новейшие
Возможности ЦОРов не отрицай,
Учись, совершенствуйся, твори и дерзай!
–Кто из вас сможет объяснить все компьютерные термины? Я думаю кроме учителя информатики никто, зачастую ученики больше знают терминов, чем мы –педагоги и сразу
приходят на ум слова Сократа: “Я знаю только то, что ничего не знаю”.
Их можно отнести к проблеме использования компьютера и цифровых образовательных ресурсов в образовательном и воспитательном процессе.
Причин для размышления можно назвать несколько:
Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы стали вводиться цифровые образовательные ресурсы.
Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Информатизация общества – это реальность наших дней. Причина тому повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации воспитательного процесса.
К ЦОР относят:
-цифровая фотография,
-видеофрагменты,
-статические и динамические модели,
-звукозаписи,
-символьные объекты и деловая графика,
-текстовые документы,
-презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного и воспитательного процесса.
В последние годы интернет все больше и больше входит в нашу жизнь. В век информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. А образование должно шагать в ногу со временем.
По-этому современные подходы к воспитанию в начальной школе предполагают, что учащиеся должны владеть не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а еще при этом приобретать некоторую совокупность компетенций, которые им дальше понадобятся в практической деятельности и повседневной жизни.
А задача учителя заключается в том, что бы не только научить школьника учиться, но и воспитать в нем личность, ориентированную на саморазвитие, в этом и помогут цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и образовательные интернет-ресурсы.
Практика показала, что при использовании ЦОРов значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень воспитания. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.
ЦОР могут стать мощным техническим средством воспитания, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения.
Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к мероприятиию, делает классные часы, праздники, собрания нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.
Теперь перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного и воспитательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:
создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступление с аудио- и видео-сопровождением и графическим сопровождением)
получение информации различными способами (поиск в сети Internet, работа в библиотеке и др.)
проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;
создание материальных объектов, в том числе произведений искусства;
обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.
Практически на любом школьном мероприятии, кл. часе можно применить компьютерные технологии.
С принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить разумному и эффективному использованию его учащимися.
Зачем нужно применение ЦОР учителю в воспитательном процессе?
экономия времени на уроке;
глубина погружения в материал;
повышенная мотивация обучения;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЦОР ученику?
1. позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
2. формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
3. способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
4. делает занятия интересными и развивает мотивацию.
5. учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
активизации познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации;
углубления межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации;
усиления практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
закрепления знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;
формирования устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
осуществления индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развития способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.
Классные часы, мероприятия с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к мероприятию, кл. часу массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске
Использование цифровых образовательных ресурсов – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.
Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то наш учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Сегодня не возможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер.
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:
• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).
Одно из направлений применения ЦОР в реализации воспитательной системы класса – проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ЦОР позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из проведённых уроков и мероприятий, но насколько интересно на них детям.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Как показывает практика, без новых цифровых образовательных ресурсов уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ЦОР становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
Достоинства ЦОР
1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
8. Повышают качество педагогического труда.
9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.
Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
Разве можно представить сегодня внеурочную деятельность без цифровых ресурсов? Ее специфика связана с тем, что такая деятельность чаще всего зависит от собственного выбора школьника. Процесс информатизации внеурочного времени должен быть ориентирован на развитие 15сл интеллектуального потенциала ученика, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации является одним из важнейших составляющих федеральных государственных образовательных стандартов.
Для внедрения ЦОР в учебно-воспитательный процесс осуществляется их использование в различных направлениях деятельности
1. Внеклассная работа с учащимися
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций (представление)Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации.
Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности.
Использование ЦОР внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий). К такой деятельности относятся классные, информационные часы «Это интересно» с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо учащимися, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций.
2.Метод проектов, научно-исследовательская работа
Выпускные презентации на тему: «Какими мы были», «Наш класс», «Наши выпускники» Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов, к примеру, проекты «Мой любимый город» «Моя семья», «Вред и польза попкорна», «Сотовый телефон- друг или враг?»,«Моё имя», «Школа будущего».
3.Выпуск информационных буклетов, газета «Вега -13».
Подготовка музыкального сопровождения всех школьных мероприятий происходит через компьютер (День учителя, Новый год, 8 марта, день Победы, выпускной в 4 классе – видео, фрагменты к песне)
Художественный руководитель вокальной студии работает на компьютере с фонограммами.
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.
Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.
А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей в лагере разнообразным, интересным и полезным (.
При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, но и сами включаются в поиск информации. Так появляются творческие и исследовательские работы детей: «Диеты и здоровье человека», «Сотовый телефон: благо или вред?» и другие.
Проведение подобных мероприятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла
показ образцов мероприятий
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что занятия, мероприятия, включающие слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом
4. Работа с родителями
Общешкольные родительские собрания с использованием презентаций.
Привлечение родителей к созданию презентаций, видео-метериала, съемкам.
ИспользованиеЦОР в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей школе значительно повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в конкурсах и проектах.
Каждый год наши ребята принимают участие в ряде районных и городских конкурсах с применением ЦОР .
Можно подвести итог и сделать вывод, что в воспитательной работе ОУ
1 ни одно школьное мероприятие не обходится без применения ЦОР;
2 классные руководители используют ЦОР в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;
3классные руководители участвуют в районных, воспитательных мероприятиях с использованием ЦОР;
4 каждый классный руководитель работает над созданием методической копилки.
Таким образом, внеурочная деятельность с использованием ЦОР обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности.
Таким образом, использование ЦОР позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Учителю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса .
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ЦОР становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.
Я считаю, что использование ЦОР в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения воспитания увлекательным, интересным и запоминающимся, формируют положительную мотивацию к обучению и активность во внеклассной работе.
Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru
Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей.
Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.
10