Эффективные методы работы с обучающимися с отклонениями в поведении
Очень важно уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и педагогов, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом правильно построить работу с ребенком.
С точки зрения учителя-дефектолога дети с РАС, на мой взгляд, являются яркими представителями поведенческих отклонений (нарушений), на которые влияют, в большей степени, медико-биологические факторы, т.е тяжелое нарушение психического здоровья.
И не зная специфику работы с такими детьми, педагог может не только не помочь ребенку, а может еще больше усугубить ситуацию, сделать хуже.
Особенности поведения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Синдром аутизма представляет собой тяжелое нарушение психического развития, при котором имеются изменения во всех сферах-перцептивной, интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой, поведенческой.
Поведенческие нарушения детей с аутизмом характеризуются достаточно жесткой:
-Стереотипностью моторной гиперактивности (многократное повторение элементарных движений): потряхивание руками, хлопки в ладоши, подпрыгивание на месте, бег по кабинету и др.
А также
Приступами гнева, агрессии;
Криками, истериками;
Самоповреждениями;
Н
егативизмом (отказ совершать требуемое)
Сенсорная перегрузка
Как справиться с сенсорной перегрузкой
Сенсорные перегрузки — частый спутник человека, страдающего нарушениями сенсорной интеграции (это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию (к ним относится, в том числе, аутизм). Перегрузка возникает в ситуации, когда ребенок подвергается чересчур сильному воздействию какого-либо сенсорного стимула, и не может с этим справиться. Такое состояние можно сравнить с перегрузкой компьютерной системы, (флешки) пытающейся обработать больше информации, чем вмещает ее оперативная память. Но помочь такому ребенку, переживающему сенсорную перегрузку, не так уж сложно.
Шаги
1. Понять, что ребенок перегружен
Признаки сенсорной перегрузки для каждого ребенка будут индивидуальны. Кто-то внезапно почувствует приступ паники, кто-то станет «гиперактивным», кто-то замкнется в себе, а кто-то ударится в истерику. Если педагог знает, что у ребенка есть нарушения сенсорной интеграции, можно предположить что внезапное изменение настроения или всплеск нежелательного поведения могут быть вызваны сенсорной перегрузкой. Если ребенок неожиданно теряет привычные навыки, например, перестает говорить и отвечать на вопросы, это может быть сигналом сильнейшей перегрузки. Когда ребенок хорошо знаком, понять, что он перегружен, бывает проще, т.к. признаки сенсорной перегрузки будут уже известны. У многих детей с РАС в момент перегрузки появляются особые ритуалы, не свойственные им, когда они спокойны. К примеру, ребенок может раскачиваться, когда ему хорошо и он спокоен, а в момент перегрузки вдруг начать резко хлопать в ладоши.
2. Помочь справиться с шумом. Громкие звуки. Страхи.
Если вы находитесь в шумном месте, и видите, что ребенок перегружен, помогите ему поскорее перебраться туда, где не так шумно. Сенсорная перегрузка замедляет процессы обработки информации, поэтому дайте ему дополнительное время, чтобы «переварить» ваш вопрос и сформулировать ответ. Если педагог сможет снизить уровень шума, например, убавить громкость музыки, обязательно надо это сделать.
3. Не трогать ребенка лишний раз. Повышенная сенсорная чувствительность, которая проявляется в болезненном реагировании на прикосновение, даже с близкими.
Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции с трудом переносят, когда к ним прикасаются. Чужое прикосновение, даже мысль о том, что кто-то может до них дотронуться, может спровоцировать перегрузку.
4. Не говорить слишком много. Нарушения коммуникации. Избегание зрительного контакта.
Если для того, чтобы оказать ребенку помощь, нужно что-то от него узнать — можно спрашивать, но не стоит пытаться его подбодрить, утешить, или поговорить с ним на отвлеченную тему. Речь — мощный сенсорный стимул и можно невольно усилить перегрузку. Кроме того, в состоянии перегрузки ребенку, может быть, трудно говорить, и поддержание беседы потребует от него дополнительных серьезных усилий.
5. Если у ребенка есть с собой куртка, возможно, он захочет ее надеть и надвинуть на лоб капюшон (тяжелое одеяло)
Капюшон и тяжелая ткань куртки на плечах поможет ослабить воздействие сенсорной стимуляции и успокоиться. Если куртка не под рукой, можно предложить ее принести. Тем, у кого нет куртки, можно предложить укрыться тяжелым плотным одеялом.
6. Не отвечать на агрессию
Некоторые дети в момент перегрузки могут проявлять физическую или вербальную агрессию. Не следует принимать это на свой счет, в такой момент ребенок просто не может себя контролировать. Ну и конечно не следует паниковать. Основная цель ребенка, переживающего перегрузку, как можно скорее покинуть травмирующую его обстановку, а вовсе не причинить серьезный вред. Вспышку агрессии может спровоцировать попытка дотронуться до него, успокоить, или помешать ему уйти.
7. Когда ребенок, наконец, справится с перегрузкой, то надо быть готовой к тому, что долгое время он может чувствовать себя очень усталым, и сильнее чем обычно реагировать на раздражители
Такое состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней, пока он полностью не восстановится после перегрузки. Если есть такая возможность, то надо постараться в этот период оградить ребенка от дальнейшего стресса.
8. Слушать
Если ребенок в состоянии сообщить или показать, как ему можно помочь, когда он перегружен, то нужно отнестись к этому с вниманием. Способ «успокоения» может выглядеть немного необычно, например ребенок может начать раскачиваться, глядя на блестящие предметы, или делать что-то не менее странное. Постараться не вмешиваться. Он не причинит себе вреда. Часто педагоги из лучших побуждений, пытаясь помочь, мешают ребенку в момент сенсорной перегрузки самостоятельно отрегулировать свое состояние.
Обнимательная машина» для детей с РАС (успокаивает, хотя человеческие объятия эти дети не терпят) Изобретение принадлежит Темпл Грандин- знаменитой американской женщине-профессору с аутизмом. Благодаря неутомимой вере родных, друзей и учителей, Темпл преодолела почти безнадежные внутренние и внешние барьеры, сделала блестящую научную карьеру, написала множество работ по психологии , воплотив свои знания в целый ряд изобретений, получивших широкое использование. Характерно для детей с РАС
1.Острый интерес к одной теме
2.Нарушения коммуникации. Избегание зрительного контакта. 3.Отсутствие эмоциональных реакций. Непонимание чужих эмоций. Непонимание переносного смысла выражений.
4.Стереотипное поведение. Соблюдение ритуалов. Теребит волосы. Приверженность строгому распорядку, неизменяющемуся ритуалу, например в меню-пудинги, желе.
5.Повышенная сенсорная чувствительность, которая проявляется в болезненном реагировании на прикосновение.
6. Искажение картины мира. Мыслят чертежными изображениями, соединяя их друг с другом.
7. Громкие звуки. Страхи. Работает люстра, рыбки в аквариуме.
8. Феноменальная черта. Отличное от других мышление (визуальное фотореалистическое) и уникальные способности.
Игры, направленные на снижение эмоционального напряжения.
Игровое упражнение «Стряхни!» (1 минута).
Цель: стряхнуть все негативное, ненужное и мешающее.
Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Например, педагог слышит от ребенка : «Опять у меня не получилось, я не умею….. я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать, примерно, то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места.
Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки.
Потом отряхните свои ноги от носков до бедер.
А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки.
Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот.
Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30 – 60 секунд.)
Игровое упражнение «Достижение цели».
Цель: настроить на успех.
Инструкция:
1. Подумайте, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться?
2. Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе, чему вы хотите научиться.
3. Показать собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, что им хотели показать.
Игра «Датский бокс»
Цель: научить отстаивать интересы, сохраняя хорошие отношения с партнером.
Инструкция: С помощью большого пальца руки можно провести с детьми хороший спор. 1. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки.
2. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному, ваш средний - к его среднему, ваш указательный – к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу.
3. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх, начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду.
Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение игры.