СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2023 Январь Биология Вариант 10

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 23212 

Рассмотрите таблицу «Пути эволюции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Пути эволюции Примеры признаков у организмов
Ароморфоз Появление головного мозга у рыб
  Отсутствие конечностей у змей

2. Тип 2 № 49926 

Экспериментатор исследовал влияние разных условий на жизнедеятельность комнатных растений.

Как изменилась интенсивность фотосинтеза и дыхания при перемещении растения в тёмную комнату?

 

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1)  увеличилась

2)  не изменилась

3)  уменьшилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Интенсивность фотосинтеза Интенсивность дыхания

 

3. Тип 3 № 22258 

Сколько нуклеотидов кодируют фрагмент полипептида, состоящий из 257 аминокислот? В ответе запишите только число.

4. Тип 4 № 22926 

Определите соотношение генотипов у потомков при скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение генотипов, в порядке их убывания.

5. Тип 5 № 45792 

Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, в которую наиболее удобно проводить кариотипирование (цитогенетическое исследование)?

 

 

Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.

 

Первое деление мейоза

Второе деление мейоза

6. Тип 6 № 45793 

Установите соответствие между признаками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме второго деления мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАКИ

 

А)  Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости

Б)  Начинает формироваться веретено деления

В)  Происходит цитокинез и кариокинез

Г)  Укорачиваются нити веретена деления

Д)  Набор хромосом и число молекул ДНК в клетке 1n1c

Е)  Расхождение хроматид

 

 

 

ФАЗЫ МЕЙОЗА

 

1)  (5)

2)  (6)

3)  (7)

4)  (8)

 

 

Запишите в ответ цифры 1-4 из столбца ФАЗЫ МЕЙОЗА, соответствующие номерам на схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

 

7. Тип 7 № 50826 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания, генных мутаций?

 

1)  замена нуклеотида

2)  происходит в пределах гена

3)  приводит к возникновению трисомии

4)  обмен участками негомологичными хромосомами

5)  в результате происходит замена аминокислоты в пептиде

6)  выпадение нескольких генов

8. Тип 8 № 50471 

Установите последовательность событий при синтезе белка в эукариотической клетке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  транскрипция

2)  создание пептидных связей

3)  соединение иРНК с рибосомой

4)  процессинг (созревание) иРНК

5)  высвобождение полипептидной цепи

9. Тип 9 № 52095 

Каким номером на рисунке обозначен стадия жизненного цикла, которая сформировалась в результате мейоза?

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.

 

10. Тип 10 № 52096 

Рассмотрите схему жизненного цикла мха. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Оплодотворение

Б)  Многолетний зелёный побег

В)  Появляется в результате деления клеток споры

Г)  Клетки, формирующиеся в спорангиях

Д)  Бесполое поколение

Е)  Имеет спорангии

 

 

 

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

5)  5

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

 

11. Тип 11 № 52135 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение корня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  зона деления

2)  зона всасывания воды

3)  зона роста клеток

4)  корневой чехлик

5)  корневой волосок

6)  боковой корень

12. Тип 12 № 16678 

Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наибольшей.

 

1)  Беличьи

2)  Хордовые

3)  Грызуны

4)  Млекопитающие

5)  Белка

6)  Обыкновенная белка

13. Тип 13 № 52167 

Какой цифрой на рисунке обозначена железа, выделяющая панкреатический сок?

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.

 

14. Тип 14 № 52177 

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Кислая среда

Б)  Начало пищеварения

В)  Расщепление белков до пептидов

Г)  Всасывание питательных веществ

Д)  Механическое измельчение пищи

Е)  Наличие складок и ворсинок

 

 

 

СТРУКТУРЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

 

15. Тип 15 № 13883 

Какие процессы происходят в печени человека?

 

1)  выработка желчи

2)  выработка гормона инсулина

3)  обеззараживание ядовитых соединений крови

4)  синтез витамина С

5)  превращение глюкозы в запасный углевод  — гликоген

6)  всасывание водных растворов органических веществ в лимфу

16. Тип 16 № 42072 

Установите последовательность процессов, происходящих при дыхании человека, начиная с момента сокращения дыхательных мышц. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  опускание диафрагмы

2)  уменьшение давления в лёгких

3)  поступление воздуха в лёгкие

4)  расширение альвеол

5)  увеличение объёма грудной клетки

17. Тип 17 № 41048 

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Песец обыкновенный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1)Песец  — единственный представитель семейства Псовые, у которого зимой окраска шерсти становится иной, бурая шерсть сменяется на белую. (2) Благодаря наличию густой шерсти и способности накапливать толстый слой подкожного жира песцы выдерживают морозные зимы. (3)Они едят любую живность, которая попадается на их территории. (4)Самка приносит 10–20 детёнышей, но лишь в условиях обилия пищевых ресурсов большинство щенков имеет шанс стать взрослыми. (5)Продолжительность жизни песцов 6–10 лет. (6)Но многие особи погибают гораздо раньше, так как песцов поедают более крупные хищники, такие как волки и росомахи.

18. Тип 18 № 21625 

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки говорят об устойчивости биогеоценоза?

 

1)  видовое разнообразие

2)  рельеф

3)  климат

4)  замкнутость круговорота

5)  разветвлённые пищевые цепи

6)  количество источников энергии

19. Тип 19 № 12273 

Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами.

 

 

 

ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ

 

А)  производят органическое вещество

Б)  потребители органического вещества

В)  разлагают органические соединения

Г)  выполняют «санитарную» функцию

 

 

 

КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

 

1)  продуценты

2)  редуценты

3)  консументы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В Г

20. Тип 20 № 10818 

Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.

 

1)  проникновение спермиев в зародышевый мешок

2)  перенос пыльцы на рыльце пестика

3)  слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия  — со вторичным ядром зародышевого мешка

4)  образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки

5)  прорастание пыльцевой трубки в семязачаток

21. Тип 21 № 47384 

Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите вид естественного отбора, характеристику и пример этого вида отбора. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке.

Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

 

 

Вид отбора Характеристика Пример
___________ (А) ___________ (Б) ___________ (В)

 

Список терминов и понятий

1)  сокращается генетическое разнообразие особей

2)  выживают особи со средним значением признака

3)  преимущественно выживают особи с более выраженным признаком

4)  существование реликтовых видов рыб латимерий

5)  формирование устойчивости к противоблошиному шампуню у блох

6)  появление бескрылых мух в лабораторной линии дрозофил

7)  дизруптивный

8)  движущий

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В

22. Тип 22 № 20617 

Проанализируйте данные таблицы: «Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания».

 

Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания

 

 

Сроки голодания Число инфузорий

в 1 мм2

До голодания 1266
1-й день голодания 536
2-й день голодания 128

 

3-й день голодания 33
4-й день голодания 8

 

Выберите верные утверждения:

1)  Чем дольше голодает животное, тем меньше инфузорий содержится в его желудке

2)  При голодании животного инфузориям остается не изменным

3)  Инфузории и бактерии помогают переварить клетчатку растений

4)  Инфузории становятся дополнительной белковой пищей для животного

5)  На второй день голодания количество инфузорий уменьшилось почти вчетверо по сравнению с первым днем

23. Тип 23 № 52352 

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? К каким биологически активным веществам, влияющим на рост и развитие, относится экдизон? Как называется процесс перехода гусеницы в куколку, инициированный экдизоном?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

 

Экспериментатор решил изучить процесс влияния экдизона на гусениц. Для этого он брал по 20 гусениц в последней стадии развития, вводил им в брюшко различное количество экдизона, и считал гусениц, сформировавших куколку в течение 3 часов. Результаты эксперимента приведены в таблице.

 

 

Количество введённого экдизона (нМ) 10 15 20 25 30
Число окуклившихся особей 0 0 20 19 20

24. Тип 24 № 52282 

Как влияет колхицин на деление клеток домовой мыши? На какие структуры клетки действует колхицин? Как используется колхицин в биотехнологии растений?

 

Экспериментатор решил изучить деление клеток, выделенных из организма домовой мыши. Для этого он измерял количество клеток в культуре с добавлением вещества колхицина. Результаты эксперимента представлены на графике.

25. Тип 25 № 21570 

Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Дайте обоснованный ответ.

26. Тип 26 № 23054 

Какое значение имеет каждый тип перьев в жизни птиц? Приведите не менее четырёх значений. Ответ поясните.

27. Тип 27 № 11148 

Каковы основные факторы-ограничители для растений, для животных, микроорганизмов?

28. Тип 28 № 22743 

Какое количество хромосом (n) содержится в половых клетках и гладких мышечных клетках человека? Из каких клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

29. Тип 29 № 31648 

Группа крови (I) и резус-фактор (R) – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. В браке женщины с первой группой крови, положительным резус-фактором и мужчины с третьей группой крови, положительным резус-фактором родился ребёнок с отрицательным резус−фактором. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства. Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с отрицательным резус-фактором?

Показать полностью


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя