СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая культура школьников: из опыта работы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие можно провести в рамках экологической акции "День Земли"

Просмотр содержимого документа
«Экологическая культура школьников: из опыта работы»



ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Маткурбанова А.Ю

МБОУ Маниловская СОШ

Процесс формирования экологической культуры должен быть непрерывным, начинаясь в раннем детстве и на протяжении всей последующей жизни человека. Формированию экологической культуры детей отведено большое значение в ФГТ и ФГОС. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в государственных документах, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса, в том числе и экологического образования дошкольников и младших школьников.  Преемственность в работе детского сада и школы – залог успешного обучения, воспитания и развития личности ребёнка. Это убедительно доказывают отечественные исследования по организации общего экологического образования и формирования экологической культуры у детей (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, И.Т. Суравегина, И.В. Цветкова и др.).     При такой стратегии развития планируются общие рамки совместной деятельности, создание команды единомышленников, объединённых общими целями и задачами. В результате анализа состояния экологического образования выявлены следующие проблемы: имеющийся опыт дошкольного учреждения и школы слабо учитывается при разработке и реализации образовательных программ. Школа и детский сад не координируют свою деятельность в области экологического образования, действуют автономно, в результате чего нарушается единство и непрерывность образовательного процесса.

  Обозначив и осознав данную проблему, коллектив школы и детского сада готовы начать сотрудничество, в ходе которого будут решены следующие задачи:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов экологического образования;

  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей. У нас в селе после капитального ремонта был открыт детский сад и силами родителей , детей , администрации начата работа по озеленению и благоустройству прилегающей территории- были сделаны клумбы для цветов и различные поделки из подручных средств.

  • Формирование экологической культуры учащихся ведется через различные формы и методы работы. Мы исходим из того, что интеллект и нравственность развиваются в гармонии тогда, когда ведется целенаправленная работа по освоению содержания образования повышенного уровня и используются адекватные содержанию формы, методы. В этих целях в школе организованы-  факультативы, кружки. Учащиеся включаются в тематические экологические практики в каникулярное время, участие в научно-практических конференциях. Принимаем участие в акциях: « Чистая улица», Чистый двор», « Покормите птиц зимой».Наше село не раз занимало призовые места в номинациях « Чистая Улица» , « Чистый двор».

  Формы экологической работы  различные :

1. Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучения состояния  воздуха, воды, почвы и др.);

2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, , проведение экологических олимпиад и др.);

3. Игровые (эко – случай, эко – бумеранг и др.);

4. Познавательные (уроки-лекции,  уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций).

Развитию экологического мировоззрения очень способствует проектная деятельность школьников. Проектная деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи. Таким образом, благодаря выполнению проекта у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы, формируется определённая система взглядов и убеждений, то есть мировоззрение.

Темы проектной деятельности школьников чаще всего связаны с изучением богатств природы, растительного, животного мира, человека, проблемой охраны природа и человеческого здоровья в неблагоприятных экологических условиях .Цель проектных работ с экологической точки зрения: формирование у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Экологическая культура в свою очередь включает в себя: систему экологических знаний и умений как основу экологической грамотности, систему ценностей как нравственную основу поведения, систему экологически оправданных поступков в природе. Таким образом, проектная деятельность обеспечивает расширение кругозора учащихся, способствует проявлению активности и инициативности ребят, даёт возможность продемонстрировать свои способности. Через проектную деятельность происходит формирование экологического мировоззрения учащихся.

Наиболее эффективно формированию интеллектуально-нравственной культуры личности учащихся   способствует деятельный подход  к обучению, когда ребенок ведет поиск  информации и выступает в роли исследователя, а не пассивного слушателя. Самостоятельно изучая выбранный объект, или проблему, учащийся приобретает интерес не только к предмету исследования, но и к самому процессу познания. Выбирая объект для исследовательской работы, мы   обратили внимание на такое сообщество как  озеро, которое имеет не только важное экологическое значение, но и историческую и эстетическую ценность; а также практическую значимость для настоящего и будущих поколений. Кроме того, это будет частицей малой Родины получая поддержку и советы сверстников. К важным результатам такой работы следует отнести формирование  коммуникативных качеств, необходимых умений и навыков  социального поведения, умение слушать собеседника,  не конфликтовать, быть подчиненным и организатором, рационально распределять работу между членами коллектива. ребят, что-то близкое и родное, то, к чему их сердца не останутся равнодушными. Работа в микроколлективе позволяет ученикам легче и быстрее освоить исследовательскую деятельность .Было определено несколько направлений исследовательской деятельности: изучение флористического и фауностического состава озера, антропогенное воздействие; наблюдения в природе; статистическая обработка результатов, изучение истории создания озера. Современное состояние этой территории оставляет желать лучшего.

Колхоза не стало следить за озером некому, весенние паводки размыли платину и с каждым годам все больше и больше ,население пыталось что-то восстановить своими силами, но здесь нужна другая техника и другие затраты.Для выявления значимости озера, как культурного  ландшафта, учащиеся провели социальный опрос, касающийся  потребности населения  в данном природном комплексе, была составлена анкета, включающая  вопросы о целях  посещения озера. В ходе анкетирования было опрошено 56селян, озеро является излюбленным местом отдыха горожан или прогулок с детьми. Озеро силами всех было восстановлено.Сейчас мы также продолжаем следить за чистотой озера , каждый год осенью всей школой мы организуем турпоходы, разжигаем костер, варим уху, играем в подвижные игры на свежем воздухе.

Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся.  Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Практика показала, что в школе разумно сочетание разных форм исследовательской деятельности школьников.  Наиболее значимыми из них являются: наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функции организма; опытно – практическая работа на пришкольном участке; изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе; фенологические наблюдения; изготовление наглядных пособий по различным разделам; разработка тематических сценариев игр, утренников, вечеров.У нас в школе есть небольшой пришкольный участок на котором мы выращиваем овощи- морковь , свеклу ,лук, капусту. Запущена в действие школьная теплица в которой мы выращиваем томаты. Все выращенные овощи мы используем в своей столовой для питания учащихся.На участке проводим опытническую работу, участвуем в научно- практических конференциях в районе , занимаем призовые места. участвовали в окружной конференции « Исследователь природы» В целях укрепления здоровья учащиеся нашей школы принимают активное участие в спортивных соревнованиях в районе по различным видам спорта и не только дети , но и учителя соревнуются между коллективами, что поднимает командный дух, веру в себя. Проводятся различные конкурсы, викторины по теме « Вредные привычки и здоровье». С командой школьников участвовали в акции « Живи Байкал».

Формирование экологической культуры личности становится важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса. Экологическое образование становится обязательным для всех, как овладение письмом. Экологические знания необходимы каждому человеку. Формировать экологическую культуру личности ученика, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана школа.



Литература.

1.     Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 2002г.

2.     Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся//Исследовательская работа школьников. 2002. №1 с 24.

3.     Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования.-Методист,2008. №2 с 28.

4.     Алексеев, С.В. Практикум по экологии: Учебное пособие [для углубленного изучении я школьного курса экологии] С.В. Алексеева, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев [общ. ред. С.В. Алексеева]./М.:АОМДС,2006

5.     Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Практикум по экологии. М.:Просвещение, 2008. -  85с.

6. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход.//Стандарты и мониторинг в образовании,2006, №3, с. 12.

7. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся.– Инновации в образовании,2005, №2, с.66.

.