Пояснительная записка
Современное общество ставит перед школой цель – формирование и развитие умений и навыков обучающихся, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества. Программа по русскому языку 5-9 кл. ориентирована на овладение основными умениями и навыками орфографического и пунктуационного письма. Изучению же основ стилистики и культуры речи, а также умению глубоко проникать в текст уделяется недостаточно внимания.
Практическое назначение курса «Язык. Речь. Культура» является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы. Программа курса рассчитана как элективный курс для 8 класса. Предложенная программа призвана способствовать формированию общей культуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных задач.
Цель: развитие коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников), формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи.
Задачи: 1) расширять знания о разделе «Стилистика», о понятиях «текст», «функциональные стили речи», «культура речи»;
2) дать основы стилистической грамотности;
3) формировать умения анализировать текст, «конструировать» (создавать) текст по образцу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести диалог, полилог, умение оппонировать и др.;
4) воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;
5) совершенствовать речевую культуру;
6) способствовать овладению системой норм русского литературного языка.
Содержание курса
1. Введение. Понятие о культуре речи и стилистике.
Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык – основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка.
Форма подведения итогов: анализ текста (правильность, нормативность).
2. Культура речи и формы существования национального языка.
Диалекты. Жаргоны. Просторечие. Кодификация – закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языковой норме. Виды норм ( языковая и речевая).
Форма подведения итогов: анализ текста ( выявление ненормативных и речевых недочетов и ошибок).
3. Секреты стилистики.
Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Понятие о полисемии.
Форма подведения итогов: контрольная работа.
В результате усвоения программы обучающиеся должны
знать:
- основные понятия курса, предметную терминологию;
- основные функциональные стили речи;
- виды языковой и речевой норм;
- основные приемы анализа текста с позиций курса.
уметь:
- выявлять речевые и языковые ошибки и недочёты в тексте;
- различать тексты разных жанров;
- составлять мини-тексты заданной стилистической направленности.
Тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата провед. |
1 | Введение. Понятие о культуре речи. | 1 | |
2 | Введение. Понятие о стилистике. | 1 | |
3 | «Правильная» речь. Что это такое? | 1 | |
4 | Правила «правильной» речи. | 1 | |
5 | Наблюдаем, замечаем, оцениваем… | 1 | |
6 | Понятие о литературном языке. | 1 | |
7 | Анализ текстов разных стилей. | 1 | |
8 | Язык художественной литературы. | 1 | |
9 | Язык документов. Публицистика. | 1 | |
10 | Разговорная речь. Язык науки. | 1 | |
11 | Обобщение: пять функциональных стилей. | 1 | |
12 | Языковая и речевая нормы. | 1 | |
13 | Лексические и орфоэпические нормы. | 1 | |
14 | Речевая культура. | 1 | |
15 | Речевая избыточность. | 1 | |
16 | Речевая недостаточность. | 1 | |
17 | Контрольная работа. Анализ текста. | 1 | |
Формы и методы работы:
- наблюдение;
- анализ;
- проектная деятельность;
- оппонирование и защита;
- творческие работы.
Уровни результативности курса:
- умение различать тексты разных стилей;
- умение выделять ненормированную лексику;
- определение стилистической окраски слова;
- умение различать книжную и разговорную лексику;
- умение различать языковую и речевую нормы.
Литература
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М., 1997
Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М.,
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет.- М., 2002.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1996.