СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников), формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи.

Просмотр содержимого документа
«Электив 8 класс»

Пояснительная записка

Современное общество ставит перед школой цель – формирование и развитие умений и навыков обучающихся, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества. Программа по русскому языку 5-9 кл. ориентирована на овладение основными умениями и навыками орфографического и пунктуационного письма. Изучению же основ стилистики и культуры речи, а также умению глубоко проникать в текст уделяется недостаточно внимания.

Практическое назначение курса «Язык. Речь. Культура» является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы. Программа курса рассчитана как элективный курс для 8 класса. Предложенная программа призвана способствовать формированию общей культуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных задач.


Цель: развитие коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников), формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи.


Задачи: 1) расширять знания о разделе «Стилистика», о понятиях «текст», «функциональные стили речи», «культура речи»;

2) дать основы стилистической грамотности;

3) формировать умения анализировать текст, «конструировать» (создавать) текст по образцу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести диалог, полилог, умение оппонировать и др.;

4) воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;

5) совершенствовать речевую культуру;

6) способствовать овладению системой норм русского литературного языка.


Содержание курса

1. Введение. Понятие о культуре речи и стилистике.

Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык – основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка.

Форма подведения итогов: анализ текста (правильность, нормативность).

2. Культура речи и формы существования национального языка.

Диалекты. Жаргоны. Просторечие. Кодификация – закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языковой норме. Виды норм ( языковая и речевая).

Форма подведения итогов: анализ текста ( выявление ненормативных и речевых недочетов и ошибок).

3. Секреты стилистики.

Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Понятие о полисемии.

Форма подведения итогов: контрольная работа.



В результате усвоения программы обучающиеся должны

знать:

- основные понятия курса, предметную терминологию;

- основные функциональные стили речи;

- виды языковой и речевой норм;

- основные приемы анализа текста с позиций курса.

уметь:

- выявлять речевые и языковые ошибки и недочёты в тексте;

- различать тексты разных жанров;

- составлять мини-тексты заданной стилистической направленности.



Тематическое планирование курса


Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

провед.

1

Введение. Понятие о культуре речи.

1


2

Введение. Понятие о стилистике.

1


3

«Правильная» речь. Что это такое?

1


4

Правила «правильной» речи.

1


5

Наблюдаем, замечаем, оцениваем…

1


6

Понятие о литературном языке.

1


7

Анализ текстов разных стилей.

1


8

Язык художественной литературы.

1


9

Язык документов. Публицистика.

1


10

Разговорная речь. Язык науки.

1


11

Обобщение: пять функциональных стилей.

1


12

Языковая и речевая нормы.

1


13

Лексические и орфоэпические нормы.

1


14

Речевая культура.

1


15

Речевая избыточность.

1


16

Речевая недостаточность.

1


17

Контрольная работа. Анализ текста.

1







Формы и методы работы:

- наблюдение;

- анализ;

- проектная деятельность;

- оппонирование и защита;

- творческие работы.


Уровни результативности курса:

- умение различать тексты разных стилей;

- умение выделять ненормированную лексику;

- определение стилистической окраски слова;

- умение различать книжную и разговорную лексику;

- умение различать языковую и речевую нормы.


Литература

Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М., 1997

Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М.,

Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет.- М., 2002.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1996.