Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса «Биохимия» для 10 класса составлена на основе:
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
На основе программы «Биохимия» авторов А. С. Коничев и А. П. Коничева (сборник программ «Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 класс. Профильное обучение»/авт.-сост. В. И. Сивоглазов, В. В. Пасечник – М.: Дрофа, 2006. Допущено Министерством образования и науки РФ
Программа рассчитана на 70 часов обучения (1 учебный час в неделю) в 10-11 классах: 35 часов - в 10 классе, 35 часов - в 11 классе. Нормативный срок освоения программы - 2 года. Данный курс является отметочным.
Планируемые результаты обучения:
Деятельность учителя в обучении биохимии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской
идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; формирование навыков экспериментальной и исследовательской деятельности; участие в публичном представлении результатов самостоятельной познавательной деятельности; участие в профильных олимпиадах различных уровней в соответствии с желаемыми результатами и адекватной самооценкой;
в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ; соблюдение правил техники безопасности при работе с веществами, материалами и процессами в учебной (научной) лаборатории и на производстве.
1. Метапредметные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы курса биохимии:
-использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-овладение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;
- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения химической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
д
еятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение языковыми средствами, в том числе и языком химии,
умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
На предметном уровне в результате освоения курса «Биохимия» обучающиеся получат возможность научиться:
Знать и понимать характерных признаков важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, химическая связь (ковалентная полярная и неполярная, ионная, водородная), электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, катализаторы и катализ, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия (структурная и пространственная) и гомология, основные типы, виды (гидрирования и дегидрирования, гидратации и дегидратации, полимеризации и деполимеризации, поликонденсации и изомеризации, каталитические и некаталитические, гомогенные и гетерогенные) и разновидности (ферментативные, горения, этерификации, крекинга, риформинга) реакций в органической химии, полимеры, биологически активные соединения;
выявлять взаимосвязи химических понятий для объяснения состава, строения, свойств
отдельных химических объектов и явлений;
применять основные положения химических теорий: теории строения атома и
химической связи, теории строения органических соединений,
уметь классифицировать неорганические и органические вещества по различным
основаниям;
установливать взаимосвязь между составом, строением, свойствами, практическим
применением и получением важнейших веществ;
знать основы химической номенклатуры (тривиальной и международной) и умение
назвать неорганические и органические соединения по формуле и наоборот;
определять: валентности, степени окисления химических элементов, зарядов ионов; видов химических связей в соединениях и типов кристаллических решеток; пространственного строения молекул принадлежности веществ к различным классам органических соединений; гомологов и изомеров; типов, видов и разновидностей химических реакций в неорганической и органической химии;
объяснять: зависимости свойств органических веществ от их состава и строения; механизмов протекания реакций между органическими и неорганическими веществами;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; проводить химический эксперимент (лабораторные и практические работы) с соблюдением требований к правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
2. Метапредметные, личностные и предметные результаты освоения учебного курса «Биохимия» (10-11 классы).
Личностными результатами изучения элективного курса «Биохимия» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни.
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
применять биохимические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества
Метапредметными результатами освоения выпускниками программы по биохимии являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умения работать с разными источниками биологической и химической информации: находить необходимую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических и химических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе
Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах)
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
объяснение роли биохимии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов и химических веществ в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, сравнение биологических объектов
и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете химии; соблюдение правил работы с приборами и оборудованием.
3. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса:
Раздел | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Раздел 1.Введение (3 ч) Предмет биохимии. Статическая биохимия: изучение химического состава и строения веществ, содержащихся в живых организмах. Динамическая биохимия: изучение обменных процессов как основы деятельности живых организмов. Основные методы биохимии. Работы выдающихся учёных биохимиков. Работы М.В.Ломоносова, А.Лавуазье, Ф.Вёлера, Л.Пастера, Н.Н.Зинина, М.Бертло, А.М.Бутлерова, Э.Фишера, Л.Полинга, А.Я.Данилевского и др. Биохимия и здоровье, определение биохимии, задачи биохимии, области исследования. Биохимия и другие биологические науки. Общий экспериментальный подход, используемый в биохимии. Основные достижения биохимии. Качественный анализ состава органических веществ. | Фронтальная; Групповая; Парная; Индивидуальная. Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия. | Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): индивидуальная работа с текстом учебника; мини-дискуссия; составление схем, таблиц; решение задач |
Раздел 2. Основные положения цитологии. Химический состав живых организмов - 8 ч. Элементы теории клеточного строения. Клеточные органеллы их строение и функции: ядро, цитоплазма (митохондрии, лизосомы, эндоплазматическая сеть, гиалоплазма), клеточная мембрана. Сравнение клеток представителей разных царств живых организмов. Роль, воды в жизнедеятельности клетки. Элементный состав организма: макро- и микроэлементы. Понятие о главных биогенных элементах. Закономерности распространения элементов в живой природе. Потребности организмов в химических элементах. Основные типы соединений, входящих в состав живых организмов: органические и неорганические соединения. Химическая организация клетки. Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы. Элементы - биогены. | Фронтальная; Групповая; Парная; Индивидуальная. Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия. | Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): индивидуальная работа с текстом учебника; мини-дискуссия; составление схем, таблиц; решение задач |
Раздел 3: Аминокислоты и белки - 10 ч. Органические вещества клетки. Аминокислоты строение и классификация, методы анализа. Химические свойства аминокислот. Синтез белка. Первичная структура белков. Химические свойства и методы определения первичной структуры белков. Внутри- и межмолекулярные взаимодействия, определяющие пространственную структуру белков. Структуры (конформации) белковых молекул. Классификация белков. Функции белков. | Фронтальная; Групповая; Парная; Индивидуальная. Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия. | Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): составление схем; решение проблемных ситуаций; исследовательская деятельность; проектная деятельность; |
Раздел 4: Ферменты и витамины - 14 ч. Биомедицинское значение ферментов. Номенклатура и классификация ферментов. Структура и каталитические свойства ферментов. Принципы действия ферментов. Количественное определение ферментативной активности. Влияние температуры, рН, концентраций фермента и субстрата: на скорости ферментативных реакций. Регуляция активности ферментов: аллостерический контроль, конкурентное и неконкурентное ингибирование, ковалентная модификация и генетический контроль. Коферменты и кофакторы. Витамины: определение и классификация. Строение витаминов и их роль в ферментативных реакциях и в обменных процессах. Жирорастворимые витамины: витамин А и Д: строение и свойства. Водорастворимые витамины: С, РР, В. Качественные реакции на водорастворимые витамины. Ингибиторы ферментов как лекарственные средства. | Фронтальная; Групповая; Парная; Индивидуальная. Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия. | Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): индивидуальная работа с текстом учебника; мини-дискуссия; составление схем, таблиц; решение задач |
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2021/2022
Общее количество часов: 35
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата/ план | Дата/факт |
Раздел 1: Введение - 3 ч |
1. | Предмет биохимии. | 1 | | |
2. | Основные методы биохимии | 1 | | |
3. | Практическая работа №1 «Качественный анализ органических веществ». | 1 | | |
Раздел 2: Основные положения цитологии. Химический состав живых организмов - 8 ч |
1. | Основные положения цитологии. История открытия клетки. | 1 | | |
2. | Клеточная теория. | 1 | | |
3. | Общий план строения клетки. Прокариотическая клетка | 1 | | |
4. | Эукариотическая клетка. | 1 | | |
5. | Практическая работа №2 «Рассматривание клеток организмов под микроскопом» | 1 | | |
6. | Сравнение строения клеток представителей разных царств живых организмов. | 1 | | |
7. | Элементарный химический состав живых организмов. | 1 | | |
8. | Роль воды в жизнедеятельности клетки | 1 | | |
Раздел 3: Аминокислоты и белки - 10 ч |
1. | Аминокислоты строение и классификация | 1 | | |
2. | Химические свойства аминокислот. Лабораторный опыт «Химические свойства глицина». | 1 | | |
3. | Строение белков. Структуры белка. Классификация белков. | 1 | | |
4. | Физико-химические свойства белков. Химические свойства белков. | 1 | | |
5. | Практическая работа №3: «Определение первичной структуры белка» | 1 | | |
6. | Практическая работа №4: «Качественные реакции на белки» | 1 | | |
7. | Функции белков. | 1 | | |
8. | Синтез белка. | 1 | | |
9. | Решение задач по молекулярной биологии. | 1 | | |
10. | Обобщающее занятие по теме: Белки и аминокислоты. | 1 | | |
Раздел 4: Ферменты и витамины - 14 ч |
1. | Ферменты. Механизм их действия. Биомедицинское значение ферментов. | 1 | | |
2. | Номенклатура и классификация ферментов. | 1 | | |
3. | Влияние температуры, рН, концентраций фермента и субстрата на скорость ферментативных реакций. | 1 | | |
4. | Практическая работа №5 «Действие фермента каталазы». | 1 | | |
5. | Витамины. | 1 | | |
6. | Жирорастворимые витамины: витамин А – строение и свойства. | 1 | | |
7. | Качественные реакции на витамин А | 1 | | |
8. | Жирорастворимые витамины: Д – строение и свойства. Качественные реакции на витамин Д | 1 | | |
9. | Водорастворимые витамины: С, РР. Качественные реакции на витамин С. | 1 | | |
10. | Водорастворимые витамины: группы В. Качественные реакции на витамин РР, группы В». | 1 | | |
11. | Витаминоподобные вещества. | 1 | | |
12. | Практическая работа №6 «Определение наличия витаминов». | 1 | | |
13. | Обобщение и повторение знаний по теме «Ферменты и витамины». | 1 | | |
14. | Зачет по теме «Ферменты и витамины». | 1 | | |