СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективного курса «Биохимия»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективного курса «Биохимия»»



Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа элективного курса «Биохимия» для 10 класса составлена на основе:

Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

На основе программы «Биохимия» авторов А. С. Коничев и А. П. Коничева (сборник программ «Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 класс. Профильное обучение»/авт.-сост. В. И. Сивоглазов, В. В. Пасечник – М.: Дрофа, 2006. Допущено Министерством образования и науки РФ

Программа рассчитана на 70 часов обучения (1 учебный час в неделю) в 10-11 классах: 35 часов - в 10 классе, 35 часов - в 11 классе. Нормативный срок освоения программы - 2 года. Данный курс является отметочным.

Планируемые результаты обучения:

Деятельность учителя в обучении биохимии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской

идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;

в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной

траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей

познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; формирование навыков экспериментальной и исследовательской деятельности; участие в публичном представлении результатов самостоятельной познавательной деятельности; участие в профильных олимпиадах различных уровней в соответствии с желаемыми результатами и адекватной самооценкой;

в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ; соблюдение правил техники безопасности при работе с веществами, материалами и процессами в учебной (научной) лаборатории и на производстве.

1. Метапредметные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы курса биохимии:

-использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-овладение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;

- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения химической информации,

понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной

д еятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение языковыми средствами, в том числе и языком химии,

умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные

языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

На предметном уровне в результате освоения курса «Биохимия» обучающиеся получат возможность научиться:

Знать и понимать характерных признаков важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, химическая связь (ковалентная полярная и неполярная, ионная, водородная), электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, катализаторы и катализ, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия (структурная и пространственная) и гомология, основные типы, виды (гидрирования и дегидрирования, гидратации и дегидратации, полимеризации и деполимеризации, поликонденсации и изомеризации, каталитические и некаталитические, гомогенные и гетерогенные) и разновидности (ферментативные, горения, этерификации, крекинга, риформинга) реакций в органической химии, полимеры, биологически активные соединения;

выявлять взаимосвязи химических понятий для объяснения состава, строения, свойств

отдельных химических объектов и явлений;

применять основные положения химических теорий: теории строения атома и

химической связи, теории строения органических соединений,

уметь классифицировать неорганические и органические вещества по различным

основаниям;

установливать взаимосвязь между составом, строением, свойствами, практическим

применением и получением важнейших веществ;

знать основы химической номенклатуры (тривиальной и международной) и умение

назвать неорганические и органические соединения по формуле и наоборот;

определять: валентности, степени окисления химических элементов, зарядов ионов; видов химических связей в соединениях и типов кристаллических решеток; пространственного строения молекул принадлежности веществ к различным классам органических соединений; гомологов и изомеров; типов, видов и разновидностей химических реакций в неорганической и органической химии;

объяснять: зависимости свойств органических веществ от их состава и строения; механизмов протекания реакций между органическими и неорганическими веществами;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; проводить химический эксперимент (лабораторные и практические работы) с соблюдением требований к правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

2. Метапредметные, личностные и предметные результаты освоения учебного курса «Биохимия» (10-11 классы).

Личностными результатами изучения элективного курса «Биохимия» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни.

  1. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  2. применять биохимические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества

Метапредметными результатами освоения выпускниками программы по биохимии являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  1. умения работать с разными источниками биологической и химической информации: находить необходимую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических и химических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  2. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  3. умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  4. находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков

живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах) приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к

определенной систематической группе;

объяснение роли биохимии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов и химических веществ в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, сравнение биологических объектов

и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете химии; соблюдение правил работы с приборами и оборудованием.

3. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Содержание курса:


Раздел

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Раздел 1.Введение (3 ч) Предмет биохимии. Статическая биохимия: изучение химического состава и строения веществ, содержащихся в живых организмах. Динамическая биохимия: изучение обменных процессов как основы деятельности живых организмов. Основные методы биохимии. Работы выдающихся учёных биохимиков. Работы М.В.Ломоносова, А.Лавуазье, Ф.Вёлера, Л.Пастера, Н.Н.Зинина, М.Бертло, А.М.Бутлерова, Э.Фишера, Л.Полинга, А.Я.Данилевского и др. Биохимия и здоровье, определение биохимии, задачи биохимии, области исследования. Биохимия и другие биологические науки. Общий экспериментальный подход, используемый в биохимии. Основные достижения биохимии. Качественный анализ состава органических веществ.


  • Фронтальная; Групповая;

  • Парная; Индивидуальная.

Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): индивидуальная работа с текстом учебника; мини-дискуссия; составление схем, таблиц; решение задач

Раздел 2. Основные положения цитологии. Химический состав живых организмов - 8 ч. Элементы теории клеточного строения. Клеточные органеллы их строение и функции: ядро, цитоплазма (митохондрии, лизосомы, эндоплазматическая сеть, гиалоплазма), клеточная мембрана. Сравнение клеток представителей разных царств живых организмов. Роль, воды в жизнедеятельности клетки. Элементный состав организма: макро- и микроэлементы. Понятие о главных биогенных элементах. Закономерности распространения элементов в живой природе. Потребности организмов в химических элементах. Основные типы соединений, входящих в состав живых организмов: органические и неорганические соединения. Химическая организация клетки. Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы. Элементы - биогены.

  • Фронтальная; Групповая;

  • Парная; Индивидуальная.

Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): индивидуальная работа с текстом учебника; мини-дискуссия; составление схем, таблиц; решение задач

Раздел 3: Аминокислоты и белки - 10 ч. Органические вещества клетки. Аминокислоты строение и классификация, методы анализа. Химические свойства аминокислот. Синтез белка. Первичная структура белков. Химические свойства и методы определения первичной структуры белков. Внутри- и межмолекулярные взаимодействия, определяющие пространственную структуру белков.

Структуры (конформации) белковых молекул. Классификация белков. Функции белков.

  • Фронтальная; Групповая;

  • Парная; Индивидуальная.

Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): составление схем; решение проблемных ситуаций; исследовательская деятельность; проектная деятельность;

Раздел 4: Ферменты и витамины - 14 ч. Биомедицинское значение ферментов. Номенклатура и классификация ферментов.

Структура и каталитические свойства ферментов. Принципы действия ферментов. Количественное определение ферментативной активности. Влияние температуры, рН, концентраций фермента и субстрата: на скорости ферментативных реакций. Регуляция активности ферментов: аллостерический контроль, конкурентное и неконкурентное ингибирование, ковалентная модификация и генетический контроль. Коферменты и кофакторы. Витамины: определение и классификация. Строение витаминов и их роль в ферментативных реакциях и в обменных процессах. Жирорастворимые витамины: витамин А и Д: строение и свойства. Водорастворимые витамины: С, РР, В. Качественные реакции на водорастворимые витамины. Ингибиторы ферментов как лекарственные средства.


  • Фронтальная; Групповая;

  • Парная; Индивидуальная.

Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия.

Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): индивидуальная работа с текстом учебника; мини-дискуссия; составление схем, таблиц; решение задач


Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2021/2022

Общее количество часов: 35



урока

Тема урока

Кол-во
часов

Дата/ план

Дата/факт

Раздел 1: Введение - 3 ч

 1.

Предмет биохимии.

1

 

 

 2.

Основные методы биохимии

1

 

 

 3.

Практическая работа №1 «Качественный анализ органических веществ».

1

 

 

Раздел 2: Основные положения цитологии. Химический состав живых организмов - 8 ч

 1.

Основные положения цитологии. История открытия клетки.

1

 

 

 2.

Клеточная теория.

1

 

 

 3.

Общий план строения клетки. Прокариотическая клетка

1

 

 

 4.

Эукариотическая клетка.

1

 

 

 5.

Практическая работа №2 «Рассматривание клеток организмов под микроскопом»

1

 

 

 6.

Сравнение строения клеток представителей разных царств живых организмов.

1

 

 

 7.

Элементарный химический состав живых организмов.

1

 

 

 8.

Роль воды в жизнедеятельности клетки

1

 

 

Раздел 3: Аминокислоты и белки - 10 ч

 1.

Аминокислоты строение и классификация

1

 

 

 2.

Химические свойства аминокислот. Лабораторный опыт «Химические свойства глицина».

1

 

 

 3.

Строение белков. Структуры белка. Классификация белков.

1

 

 

 4.

Физико-химические свойства белков. Химические свойства белков.

1

 

 

 5.

Практическая работа №3: «Определение первичной структуры белка»

1

 

 

 6.

Практическая работа №4: «Качественные реакции на белки»

1

 

 

 7.

Функции белков.

1

 

 

 8.

Синтез белка.

1

 

 

 9.

Решение задач по молекулярной биологии.

1

 

 

 10.

Обобщающее занятие по теме: Белки и аминокислоты.

1

 

 

Раздел 4: Ферменты и витамины - 14 ч

 1.

Ферменты. Механизм их действия. Биомедицинское значение ферментов.

1

 

 

 2.

Номенклатура и классификация ферментов.

1

 

 

 3.

Влияние температуры, рН, концентраций фермента и субстрата на скорость ферментативных реакций.

1

 

 

 4.

Практическая работа №5 «Действие фермента каталазы».

1

 

 

 5.

Витамины.

1

 

 

 6.

Жирорастворимые витамины: витамин А – строение и свойства.

1

 

 

 7.

Качественные реакции на витамин А

1

 

 

 8.

Жирорастворимые витамины: Д – строение и свойства. Качественные реакции на витамин Д

1

 

 

 9.

Водорастворимые витамины: С, РР. Качественные реакции на витамин С.

1

 

 

 10.

Водорастворимые витамины: группы В. Качественные реакции на витамин РР, группы В».

1

 

 

 11.

Витаминоподобные вещества.

1

 

 

 12.

Практическая работа №6 «Определение наличия витаминов».

1

 

 

 13.

Обобщение и повторение знаний по теме «Ферменты и витамины».

1

 

 

 14.

Зачет по теме «Ферменты и витамины».

1