Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач, формировать умения и навыки здорового образа жизни, необходимые в повседневной жизни.
При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях общей биологии.
Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ.
№ | Тема занятия | Основные вопросы | Дата |
План | Факт |
Цитология - наука о клетке (13 часов) |
1 | Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки | Шлейден, Шванн, биологически важные х. элементы, неорганические вещества, органические вещества. | | |
2 | Структура белков. Реализация генетической информации в клетке. Биосинтез белков. | Пептидные связи, водородные связи, комплементарность, транскрипция, трансляция. | | |
3 | Решение биологических задач на комплементарность, транскрипцию, трансляцию | Решение заданий из сб. ЕГЭ, части С на составление полипептидной цепочки. | | |
4 | Функции белков. Ферменты - биокатализаторы в клетке. | Функции белков: структурная, каталитическая, защитная, транспортная, регуляторная, энергетическая. | | |
5 | Структура и функции клетки. | Двухмембранные, одномембранные, немембранные органоиды клетки, взаимосвязь строения и функции. | | |
6 | Естественная классификация органического мира | Клеточная и неклеточная формы жизни, вирусы, безъядерные, ядерные, основные царства организмов | | |
7 | Прокариоты. Бактерии, археи. | Особенности структуры и функционирования доядерных организмов. Дробянки. | | |
8 | Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов | Пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, целлюлоза, хитин, муреин | | |
9 | Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты | Фаги, бактериофаги, вибрион, ДНК-содержащие, РНК-содержащие вирусы, ретровирусы | | |
10 | Решение биологических задач по цитологии | Решение заданий из сб. ЕГЭ, части В на сравнение клеток организмов различных царств. | | |
11 | Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене. | Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, катаболизм, взаимосвязь между двумя видами обмена | | |
12 | Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена. | Подготовительный этап, бескислородный этап- гликолиз, кислородный этап, анаэробный | | |
13 | Фотосинтез, его значение для жизни на земле | Хлорофилл, световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды | | |
Размножение и развитие организмов (5 часов) |
14 | Основные свойства живой материи. Размножение и развитие организмов. Бесполое размножение. | Основные способы размножения организмов: бесполое и половое. Способы размножения: деление надвое, спорообразование, вегетативное, почкование | | |
15 | Половое размножение. | Гаметогенез, мужские и женские гаметы, сперматогенез, овогенез, оплодотворение, зигота | | |
16 | Онтогенез - индивидуальное развитие организма | Онтогенез, эмбриональное и постэмбриональное развитие, морула, бластула, гаструла, нейрула. | | |
17 | Митоз и мейоз в сравнении | Диплоидные и гаплоидные наборы хромосом, амитоз, конъюгация, кроссинговер. | | |
18 | Обобщение знаний по теме « Размножение и развитие организмов». Решение биологических задач. | Работа с терминами, решение заданий из сб. ЕГЭ части А и В | | |
Основы генетики (7 часов) |
19-20 | Закономерности наследования. Решение задач по генетике. | Законы Г.Менделя и Т.Моргана, алгоритм решения задач по генетике | | |
21 | Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение. | Методы изучения генетики человека, профилактика наследственных болезней человека. | | |
22 | Закономерности изменчивости. | Наследственная и ненаследственная изменчивость, модификации, мутации, классификация мутаций. | | |
23 | Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции. | Искусственный мутагенез, полиплоидия, генная и клеточная инженерия. | | |
24 | Решение генетических задач повышенной сложности | Решение задач на сцепленное с полом наследование | | |
Эволюция (3 часа) |
25 | Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину. Движущие силы эволюции согласно СТЭ | Отбор случайных ненаследственных изменений | | |
26 | Основные направления эволюции | Ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. | | |
27 | Этапы эволюции человека. Роль социального фактора в эволюции человека. | Дриопитек, австралопитек, древнейшие древние люди, люди современного типа. | | |
Основы экологии (5 часов) |
28 | Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы. | Абиотические, биотические факторы, основные типы экологических взаимодействий. | | |
29 | Биоценоз, экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем | Саморегуляция, самовоспроизводство, устойчивость, экологические сукцессия. | | |
30 | Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов. | Короткие пищевые цепи, видовое разнообразие, дополнительная энергия. | | |
31 | Решение экологических задач. | Составление пищевых цепей. | | |
32 | Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы | Косное, биокосное, биогенное, живое вещество, глобальные экологические проблемы. | | |
33 | Выполнение демоверсий ФИПИ | Решение заданий из сб. ЕГЭ части А, В, С | | |
34 | Итоговое тестирование | | | |