РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Реальная математика»
в 5 классе
на 2019-20чебный год
Составил учитель МБОУ СОШ с.Месели
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Образовательная политика сегодня находится в поиске определения путей развития и более полного удовлетворения образовательных потребностей, как страны, так и её регионов. С учётом роли, которую выполняет образование, оно признаётся приоритетным направлением при решении социально - экономических и культурных проблем. С нашей точки зрения, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями практического содержания. Возникает необходимость вооружения школьников практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. Предметом изучения на уроках математики должна стать не просто математика, а математика по отношению к человеку, природе, окружающему миру. Введение в обучение математике содержания, основанного на реальных фактах и событиях, позволит обучающимся осознать важные в познавательно - воспитательном отношении проблемы математической науки и общественной жизни, а также выступит одним из условий внутренней мотивации в организации учебной деятельности, осознанного восприятия учебного материала.
Актуальность этой проблемы определяется тем, что практическое содержания образования, предусмотренное Законом РФ «Об образовании», вызвана реальной необходимостью, до настоящего времени не нашедшей полного и адекватного выражения в содержании образования.
В экзаменационных материалах ОГЭ и ЕГЭ по математике содержатся задания на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать простейшие математические модели. Это задания, формулировка которых содержит практический контекст, знакомый учащимся или близкий их жизненному опыту.
Это задачи на проценты, представление статистической информации, табличное и графическое представление данных. Эти задачи могут решить и пятиклассники.
В познавательной активности обучающихся имеет место тесная связь логических процессов
в 5 классе:
активизирует познавательную деятельность обучающихся; мышления и чувственных восприятий. Поэтому обращение к примерам из жизни, окружающей обстановки вызывает наибольший интерес у обучающихся.
Систематическое и целенаправленное включение практического материала в программу математического образования
стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся (поисковая, исследовательская деятельность, самостоятельное составление задач);
реализует принцип индивидуальности;
происходит социальная адаптация школьников;
дети получают интеллектуальное развитие и обучаются практическим умениям. Повышается уровень знаний и познавательной активности учащихся, а также обеспечивается патриотическое воспитание учащихся.
Применение реального компонента в математике имеет особенности:
недостаточное методическое обеспечение введения в математику практического компонента требует от учителя и учеников самостоятельного поиска информации для составления задач;
все факты и данные в задачах и творческих заданиях должны соответствовать реальным событиям. Требуется особый контроль со стороны учителя, особенно если это касается самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся;
Так как в последние годы в заданиях ОГЭ и ЕГЭ появились задачи модуля «Реальная математика», то назрела необходимость электива по решению задач, связанных с реальными процессами в нашей жизни. Ведь в школьных учебниках таких задач очень мало. Разработанный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания обучающихся в решении задач по математике на темы: «Фигуры на квадратной решётке» «выбор оптимального варианта», «Комбинаторные задачи», «Диаграммы, таблицы», «Текстовые задачи» , «Вычисление по формуле», что позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена.
Цель курса:
Интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
Задачи курса:
совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
формирование умений решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов;
расширение материала по определённым темам, включённым в программы ЕГЭ и ОГЭ. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ по математике;
Элективному курсу «Реальная математика» отводится 34 часа. Содержание программы составлено в соответствие с кодификаторами и спецификациями контрольно - измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2020 года.
Планируемые результаты
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС.
Планируемые результаты освоения курса отражают состав тех универсальных учебных действий и предметных умений, которыми могут овладеть школьники.
Предметные результаты освоения курса «Реальная математика».
В результате изучения курса «Реальная математика» учащийся получит возможность:
1) развить представления о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; 2) научиться распознавать жизненные задачи которые можно решить средствами математики и находить пути их решения, а именно:
– формулировать эти задачи на языке математики;
– решать полученные математические задачи, используя математические факты и методы;
– анализировать использованные методы решения;
– интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
– формулировать и записывать результаты решения;
2) усовершенствовать владение приёмами, используемыми при решении задач, в частности:
– овладевать необходимой оперативной информацией для понимания постановки математической задачи, ее характера и особенностей;
– уточнять выходные данные, цели задания, находить необходимую дополнительную информацию, средства решения задачи;
– переформулировать задачу;
– расчленять задачи на составляющие, устанавливать связи между ними, составлять план решения задачи;
– выбирать средства решения задачи, их сравнивать и применять оптимальные;
– проверять правильность решения задачи;
– анализировать и интерпретировать полученный результат, оценивать его пригодность с разных позиций;
– обобщать задачу, всесторонне ее рассматривать;
– принимать решение по результатам решения задачи;
3) развить представления о свойствах различных классов чисел и числовых систем, научиться применять их для решения практических задач, в частности:
– усовершенствовать умения выполнять действия над числами при различных способах их задания;
– находить приближённые значения величин с заданной точностью;
– пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
– выполнять процентные вычисления;
– вычислять значения выражений, содержащих именованные переменные;
– сравнивать значения величин, используя их свойства, различные единицы измерения;
– применять вычислительные навыки при решении жизненных задач (расчёты при покупках, планирование ремонта и других действий, распределение работы и т. п.) с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
Личностные результаты освоения курса «Реальная математика».
В результате изучения курса «Реальная математика» учащийся получает возможность
– сформировать учебно-познавательный интерес к математическим задачам прикладного характера и способам решения этих задач, ответственное отношение к учению, готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору путей дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
– повысить мотивацию к занятиям математикой, её изучению и применению, пониманию причин успеха в учебной деятельности;
– углубить целостное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
– развить умения проводить самооценку своих достижений, планировать и реализовывать проведение коррекционной работы, умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников и учителя;
– развить интерес к математическому творчеству и математические способности.
Метапредметные результаты освоения курса «Реальная математика».
В результате изучения курса «Реальная математика» учащийся получит возможность:
– развить умения самостоятельно ставить цели, выбирать средства их достижения;
– развить умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– развить умения осуществлять контроль по результату и по способу действия, вносить необходимые коррективы;
– развить умения адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
– овладеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
– развить логическое и критическое мышление, культуру речи, способность к умственному эксперименту;
– развить владение общими способами интеллектуальной деятельности, характерными для математики и являющимися основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Содержание курса
1.Анализ реальных числовых данных. (10 часов)
Комбинаторные задачи. Данные, представленные в таблицах. Решение задач на выбор оптимального варианта. Округление с избытком и недостатком.
2. Текстовые задачи. (17 часов)
Задачи на встречное движение. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на движение в противоположном направлении. Познавательные задачи на движение всех типов. Решение задач на движение по реке. Решение задач на доли и дроби. Задачи на уравнивание.
3. Диаграммы. (7 часов)
Диаграммы.
Анализ реальных числовых данных, представленных на диаграммах. Фигуры на квадратной решетке. Расчеты по формулам
Календарно-тематическое планирование курса «Реальная математика»
1 час в неделю, всего 34 часа
№ занятия | Дата планируемая | Дата фактическая | Название темы | Примечание |
1 | | | Комбинаторные задачи | |
2 | | | Решение комбинаторных задач | |
3 | | | Анализ реальных числовых данных, представленных в таблицах | |
4 | | | Анализ реальных данных | |
5 | | | Решение задач на выбор оптимального варианта | |
6 | | | Решение задач на выбор оптимального варианта | |
7 | | | Решение задач на округление с избытком | |
8 | | | Решение задач на округление с избытком | |
9 | | | Решение задач на округление с недостатком | |
10 | | | Решение задач на округление с недостатком | |
11 | | | Задачи на встречное движение | |
12 | | | Задачи на движение | |
13 | | | Задачи на движение в одном направлении | |
14 | | | Задачи на движение в одном направлении | |
15 | | | Задачи на движение в противоположном направлении | |
16 | | | Задачи на движение в противоположном направлении | |
17 | | | Познавательные задачи на движение всех типов | |
18 | | | Познавательные задачи | |
19 | | | Познавательные задачи на движение всех типов | |
20 | | | Решение задач на движение по реке | |
21 | | | Решение задач на движение по реке | |
22 | | | Решение задач на доли и дроби | |
23 | | | Решение задач на доли и дроби | |
24 | | | Решение задач на доли и дроби | |
25 | | | Задачи на уравнивание | |
26 | | | Задачи на уравнивание | |
27 | | | Решение задач на уравнивание | |
28 | | | Диаграммы. Анализ реальных числовых данных, представленных на диаграммах | |
29 | | | Диаграммы | |
30 | | | Анализ реальных данных, представленных на диаграммах | |
31 | | | Фигуры на квадратной решетке | |
32 | | | Фигуры на квадратной решетке | |
33 | | | Расчеты по формулам | |
34 | | | Расчеты по формулам | |
| | | Всего | 34 |
Список используемых литературы и ресурсов:
А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Математика. 5 класс. – М: Илекса, 2010.
А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Математика. 6 класс. – М: Илекса, 2010.
В.В. Выговская. Сборник практических задач по математике. 6 класс. – М.: ВАКО, 2012.
И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Математика 5 класс: учебник Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- М.: Просвещение, 2014.
Математика .Дидактические материалы 5 класс Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суварова. - М.: Просвещение, 2014.
Математика 5 класс: учебник в 2 частях/ Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон – М.:Ювента, 2012-2014.
Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. -26 издание. –М.: Мнемозина, 2010-2014.
Математика 6 класс: учебник в 3 частях/ Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон – М.:Ювента, 2012-2014.
Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. -26 издание. –М.: Мнемозина, 2010-2014.
Н.Е. Кордина. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2013
О.В. Узорова, Е.И.Нефедова. Супертренинг. Математика.1-4 классы. – М.: Астрель, 2013.
Образовательные сайты «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок», «Сеть творческих учителей».
Открытый банк заданий по математике. ЕГЭ .
Открытый банк заданий по математике. ОГЭ .