Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »
Рассмотрено: на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики Протокол № от “____”_______________ 2017 г. РуководительМО:__________________ | Согласовано: Заместитель директора по УВР Прокина Н.И_________ от “____” _____________ 2017г. | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ Кулагин И.А. _____________ от “____”_______________2017г. |
Рабочая учебная программа элективного курса
"Готовимся к ОГЭ"
9 КЛАСС
1 час в неделю
(всего 34 часа)
Составитель: Устимкина Л.И.,
учитель математики
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
- Цель изучения
Изучение элективного курса «Избранные вопросы математики» в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу,
развить мышление и исследовательские знания учащихся;
формировать базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов,
способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования,
подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Общая характеристика элективного курса
Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА. Особенности такого экзамена:
состоит из двух частей;
на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
вторая часть – в традиционной форме;
оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективный курс Избранные вопросы математики, который позволяет подготовить учащихся к сдаче ГИА. Курс состоит из основных разделов математики, включенных в состав заданий ГИА.
-Указание, на основании которой разработана рабочая программа
Государственных образовательных стандартов по математике, обязательного минимума содержания математического образования; Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 – 9 класса, составитель Т.А.Бурмистрова ..- М.: Просвещение, 2011; методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Алимова Ш.А., Ю.М. Колягин и др. Алгебра. 9 класс. - М.: Просвещение, 2012.
-Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
В рабочей программе уменьшено количество часов на теорию, т.к. он изучается вна уроках алгебры и геометрии.
Общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом Программой отводится на изучение элективного курса Избранные вопросы математики по 1часу в неделю, что составляет 34 часа в учебный год.
- Место предмета в учебном плане
. На изучение элективного курса Избранные вопросы математики в 9 классе в школьном учебном плане отводится 1 час в вариативной части.
3. Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся)
Уметь обобщать знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
Уметь пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Овладеть общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
Усвоить основные приемы мыслительного поиска.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические занятия, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, проверочная работа , тестовая работа ч. |
-
| Выражения и их преобразования. | 2 | 1 | 1 | | | |
-
| Уравнения. Неравенства. | 4 | 2 | 2 | | | |
-
| Системы уравнений и неравенств. | 4 | 2 | 2 | | | |
-
| ЗАЧЕТ «Решение уравнений и неравенств». | 2 | | | 2 | | |
-
| Координаты и графики. | 4 | 2 | 2 | | | |
-
| Функции. | 4 | 2 | 2 | | | |
-
| ЗАЧЕТ«Функции и их графики». | 2 | | | 2 | | |
-
| Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 4 | 2 | 2 | | | |
-
| Текстовые задачи | 4 | 2 | 2 | | | |
-
| Зачет №3 «Текстовые задачи». | 2 | | | 2 | | |
-
| Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 2 | 1 | 1 | | | |
| Итого | 34 | 8 | 8 | 6 | | |
Содержание программы
Тема 1. Выражения и их преобразования.(2ч)
Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Тема 2. Уравнения. Неравенства(4ч) .
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения.
Тема 3. Системы уравнений и неравенств(4ч).
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения) и неравенств.
Тема 4. Координаты и графики(4ч).
Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.
Тема 5. Функции(4ч).
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии(4ч).
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.
Тема 7. Текстовые задачи(4ч).
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Тема 8. Элементы комбинаторики и теории вероятностей(2ч)
Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса Избранные вопросы математики ученик должен
уметь ориентироваться в заданиях первой части;
выполнять их за минимальное время;
уметь работать с полным объемом теста ГИА.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия |
Планируемая дата | Фактическая дата |
| 1. Уравнения и неравенства | | 12 | | | |
1-2 | Выражения и их преобразования. | Лекция Практика | 2 | ИР | | |
| |
3-4 | Способы решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений. | Лекция Практика | 2 | СР | | |
| |
5-6 | Способы решения линейных, квадратных неравенств. Метод интервалов. | Лекция Практика | 2 | ИР | | |
| |
7-8 | Способы решения систем уравнений (графический, способ подстановки, сложения) | Лекция Практика | 2 | СР | | |
| |
8-10 | Решение систем неравенств. | Лекция Практика | 2 | ИР | | |
| |
11-12 | Зачет №1 «Решение уравнений и неравенств». | | 2 | КТ | | |
| |
| 2. Функции и графики | | 10 | | | |
13-14 | Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. | Лекция Практика | 2 | СР | | |
| |
15-16 | Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы. | Лекция Практика | 2 | ИР | | |
| |
17-18 | Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) | Лекция Практика | 2 | СР | | |
119-20 | «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. | Лекция Практика | 2 | ИР | | |
| |
21-22 | Зачет №2 «Функции и их графики». | | 2 | КР | | |
| |
| 3. Текстовые задачи | | 12 | | | |
23-24 | Способы задания арифметической и геометрической прогрессий. Формула n-го члена прогрессий. | Лекция Практика | 2 | ИР | | |
| |
25-26 | Сумма n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. | Лекция Практика | 2 | СР | | |
| |
27-28 | Решение задач на проценты, на «концентрацию», на «смеси и сплавы». | Лекция Практика | 2 | ИР | | |
| |
29-30 | Задачи на «движение», , на «работу». Задачи геометрического содержания. | Лекция Практика | 2 | ИР | | |
| |
31-32 | Зачет №3 «Текстовые задачи». | | 2 | КТ | | |
| |
33-34 | Решение задач на нахождение статистических характеристик, решение комбинаторных задач. | Лекция Практика | 2 | ИР | | |
| |
| ИТОГО: | | 34 | | | |
- Перечень учебно-методического обеспечения
ГИА 2013. Математика. 3 модуля. 30 вариантов_Ященко_2014
ГИА 2013. Математика. 9кл. Типов. тест. задания_Ященко И.В. и др_2014
ГИА 2013. Математика_Семенов, Трепалин и др_2014
ГИА. 3000 задач с отв. Часть 1._Семенов, Ященко и др._2015
ГИА-2013. Математика. Типов. экзам. вар.-30вар._2015
ГИА-2013. Математика. Тренировочные варианты_Бунимович, Кузнецова и др_2015
Математика. 9кл. Тематич. тест. задания_Данилова, Корнева_2012
Математика. Подг ГИА 2013. Диагност. работы_2013
Сб. заданий для пров. письм. экзам. по алгебре за курс осн. шк. 9кл._Кузнецова Л.В. и др_2010
Открытый банк ГИА прототипы
Алгебра. 9 класс. КИМы_сост. Мартышова Л.И._2010
Компьютер Алгебра, 9 класс. Итоговая аттестация. Предпрофильная подготовка.под редакцией Д.А. Мальцева. Ростов-на -Дону, 20010,2011.
Ф.Ф.Лысенко. Подготовка к итоговой аттестации. Издательство «Легион», Ростов -на -Дону,2010,20112012,2013
Интернет- ресурсы:
http://www.prosv.ru- сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.
http://www.legion.ru– сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
7